Лучший педагог года

Конспект занятия «Есть ли жизнь на других планетах»

ольга мальцева
Конспект занятия «Есть ли жизнь на других планетах»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №5 «Рябинка» Барабинского района Новосибирской области

Конспект ННОД

«ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА ДРУГИХ ПЛАНЕТАХ

(старшая подготовительная группа)

Выполнила:

О. А. Мальцева

воспитатель IКК

2017г

Цель: обогащение и расширение представления детей о Солнечной системе, планетах, входящих в Солнечную систему, их свойствах.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Есть ли жизнь на других планетах“» размещена в разделах

Образовательные:

- познакомить детей с названиями планет : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, их особенностями;

- систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;

- формировать навыки исследовательского поведения, расширяя знания детей о свойствах разных веществ посредством эксперементальной деятельности.

Развивающие:

- развивать речевые умения, наблюдательность, мыслительную деятельность, познавательные и интеллектуальные способности детей, умение устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцию собственных действий, умение работать коллективно, бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.

Методические приемы: дидактические игры, наблюдение, эксперементирование, исследование, беседа, направляющие вопросы.

Образовательные области:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально – коммуникативное развитие.

Материальное обеспечение: мультимедия; мука, камешки, подносы, полиэтилен; яйцо, уксус, емкости, тарелочки, перчатки, салфетки; целлофановые пакеты, зубочистки; тарелочки, бумажные салфетки, железные гвозди; вода, стаканы, сыпучий чай, ложечки, палочки (карандаши); настольная лампа, тумбочка, пластилин.

Ход ННОД

В – ль: Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Анатольевна. Ребята, мы все такие разные, но в то же время мы одинаковые. Мы все люди и живем на одной планете. А как называется планета, на которой мы живем?

Д: Земля.

В – ль: А знаете ли вы, что происходит на других планетах и живут ли там люди?

Д: Нет.

В – ль: Хотели бы узнать?

Д: Да

В – ль: Проходите в лабораторию. Внимание на экран. (Слайд1)

Презентация «Солнечная система» (Слайд2)

В – ль: Ребята, перед нами первая планета Солнечной системы – Меркурий. Вся поверхность Меркурия покрыта множеством кратеров от падающих метеоритов. Сейчас мы с вами попробуем воссоздать метеоритные кратеры. И в этом нам поможет следующий опыт.

Опыт№1 «Метеоритный кратер» (см. Приложение)

В-ль: Присаживайтесь за столы, приготовьте свои пальчики.

«Пальчиковая гимнастика»

Пальцы надо нам рязмять,

Чтобы опыт нам познать,

каждый пальчик свой потрем,

Их сожмем и разожмем

- перед вами емкости. Посмотрите, что в них насыпано.

Д: Мука.

В-ль: представьте, что это поверхность планеты, накроем полиэтиленовой пленкой наши емкости. Возьмем камешки – это наши метеориты, и с разной высоты будем бросать их на поверхность. Аккуратно возмитесь за края пленки и вместе с камушками уберите ее в сторону.

- Посмотрите, что произошло с поверхностью?

Д: у нее появились ямки.

В-ль: почему ямки получились разными?

Д: бросали с разной высоты.

В-ль: похожи ли наши метеоритные кратеры на настоящие.

Д: да.

(Слайд 3)

В-ль: Меркурий – самая маленькая и близкая планета к Солнцу. Поэтому на солнечной дневной стороне испепеляющая жара до 400 градусов, на ночной стороне холод до 200 градусов. Посмотрите, какая интересная планета на ней и жарко, и холодно. Поиграем в игру на оборот?

Д: да

В-ль: я называю вам слова, а вы подбираете противоположные по значению:

На Меркурии жарко – холодно;

От Солнца Меркурий находится далеко – близко;

Меркурий от Солнца по счету последний – первый;

Поверхность на нем ровная – неровная;

Меркурий по размеру большой – маленький.

В-ль: ребята, как вы думаете, может ли человек жить на этой планете.

Д: нет.

В-ль: почему?

Д: на планее Меркурий не может жить человек, потому что на одной стороне планеты очень жарко, на другой стороне очень холодно, постоянно падают метеориты.

(Слайд4) В-ль: Следующая планета – Венера. Она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Венера окружена облаками, на ней часто бывают дожди, но не такие как у нас состоящие из воды, а кислотные. Сейчас мы определим свойства кислоты и чем она опасна.

Опыт №2 «Свойства кислоты» (см. Приложение)

В-ль: присаживайтесь за столы. Внимание на экран. (Слайд5) Посмотрите на тарелочки под номером 1 лежит яйцо простое, в тарелочке под номером 2 яйцо, которое лежало в кислоте.

- потрогайте яйца пальчиками,

- какие яйца в тарелочке под номером1 (твердые)

-каким стало яйцо, которое полежало в кислоте?

Д: мягким.

В-ль: как вы думаете, почему оно стало мякгим?

Д: скорлупа растворилась в кислоте.

В-ль: Ребята, может ли человек жить на планете, где постоянно идут кислотные дожди?

Д: мы думаем, что не может.

В-ль: почему?

Д: кислота все растворяет.

В-ль: внимание на экран. (Слайд6) Эта планета всем дорога, нам жизнь подарила планета земля. Земля – это третья от Солнца планета. У нее есть атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она защищает Землю от горячих солнечных лучей, от падающих из космоса камней. Атмосфера состоит из воздуха, которым мы дышим. Из следующего опыта мы сможем узнать свойства воздуха.

Опыт №3 «Где спрятался воздух?» (см. Приложение)

В-ль: проходите за столы.

- скажите, вы видите воздух вокруг нас? (не видим).

- значит, воздух, какой? (невидимый).

- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.

- что произошло с пакетами (они надулись приобрели форму).

- попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух).

- а теперь посмотрите через пакет. Вы видите свою руку? (видим).

- значит, воздух, какой? (прозрачный, бесцветный, невидимый).

- давайте проверим. Действительно внутри находится воздух?

- возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (так выходит воздух.)

-Мы его не видим, но чувствуем.

- какой сейчас можно сделать вывод? (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

- значит, воздух, какой? (прозразный, невидимый, бесцветный).

- имеет воздух форму, (нет).

- а в целлофановом пакете какую форму приобрел воздух (форму шара).

- значит воздух приобретает форму того предмета в который он попадает.

- Ребята, живут на планете Земля люди? (да).

Физминутка.

Тайны космоса узнаем (руки в стороны)

Все загадки разгадаем, (поднимание и опускание плеч)

Ведь умнее всех на свете, (вращение головой)

Люди на земной планете. (ходьба на месте)

(Слайд7) В-ль: следующая планета, которая поделится с нами своей тайной, это Марс. Марс – четвертая планета Солнечной системы. Почва на Марсе в основном состоит из железа. Марс отличается от других планет красноватым свечением. Хотите узнать, почему поверхность Марса красного цвета. Это мы узнаем с помощью следующего опыта. Проходите за столы.

Опыт №4 «Марсианская ржавчина». (см. Приложение)

В-ль: внимание на экран. (Слайд8). Ребята, посмотрите, на тарелочке под номером 1, лежит новый железный гвоздь, на тарелочке под номером 2 – гвоздь, который несколько дней пролежал в воде.

- ребята, что вы заметили? (гвоздь в первой тарелочке – серого цвета, а гвоздь во второй тарелочке стал красного цвета).

- красный цвет нам говорит о том, что на железном гвозде образовалась ржавчина.

- значит, как образуется ржавчина? (вода, соединяясь с железом образует ржавчину).

- ребята, если вся поверхность планеты состоит из ржавого железа, может ли там что – нибудь расти? (нет).

- ребята, а может ли тогда человек жить на этой планете? (нет).

Дидактическая игра «Словообразование».

- ребята, а какое определение можно дать плане Марс, если там много ржавчины, то планета какая – ржавая,

А если там много железа – железная,

Много стали – стальная,

А если бы там было много камней – каменная.

(Слайд9) В-ль: следующая перед нами планета – гигант Юпитер. Это 5 планета Солнечной системы. Но суши на планете нет. Повсюду жидкий водород, и лютый холод круглый год. Эта планета крутится как волчок. Такая скорость вращения является причиной возникновения огромного урагана, уже несколько лет бушуещего на этой планете.

- сейчас с помощью опыта, мы с вами попробуем воссоздать такой ураган.

Опыт №5 «Ураган» (см. Приложение).

В-ль: проходите за столы. Ставим перед собой стакан (банку, наливаем в нее воды, насыпаем в воду 1 ч. л. чая. Опускаем карандаш в воду по центру банки и перемешиваем, производя карандашом легкие круговые движения.

В-ль: что происходит с жидкостью во время помешивания?

Д: жидкость начинает вращаться по кругу (водоворот).

В-ль: что произошло с чаинками?

Д: чаинки кружаться вместе с водой.

В-ль: ребята, может ли человек жить в постоянном урагане, где ветер крутится как волчок, подхватывая все на лету.

Д: нет.

(Слайд 10) В-ль: следующие шестая и седьмая планеты Сатурн, который состоит из жидкостей и газа, и известна своим кольцом. (Слайд11)И Уран «лежачая планета», она вся окутана облаками и также имеет кольцо.

Дидактическая игра «В чем сходство, и в чем отличие».

(Слайд12) В-ль: ребята, чем похожи эти планеты? (у них есть кольца).

- по форме они какие? (в форме шара).

- близко или далеко они находятся от Солнца? (далеко).

- ребята, чем Сатурн и Уран отличаются друг от друга (положением (вертикально и горизонтально) - Уран как – будто лежит на орбите).

(Слайд13) - чем отличаются эти планеты от других планет (у Сатурна и Урана есть кольца, а у других планет колец нет).

В-ль: чем похожи Сатурн и Уран на другие планеты (все планеты в форме шара).

В-ль: как вы думаете, если планеты находятся далеко от Солнца, то на этих планетах жарко или холодно? (холодно).

В-ль: может ли человек жить в постоянном холоде (нет).

Гимнастика для глаз

В – ль: ребята, посмотрите, как одна из планет вращается по орбите (Слайд14)

(Слайд 15) В-ль: следующая планета Нептун – это восьмая планета и самая холодная. Зима здесь длится 40 лет. А почему же эта планета самая холодная узнаем с помощью опыта. Проходите за стол.

Опыт №6 «Жарко – холодно». (см. Приложение).

В-ль: представьте лампа – это Солнце, шары, скатанные из пластилина – это планеты.

- скажите, что произошло с пластилином, который лежал рядом с лампой? (пластилин растаял).

- почему? (возле лампы жарко).

- что произошло с пластилином, который лежал дальше от лампы (он остался в прежнем состоянии).

- почему? (здесь холодно).

- ребята, так почему же Нептун самая холодная планета. (потому что далеко находится от Солнца).

Дыхательная гимнастика

В-ль: еще на этой планете дуют сильные ветра. А холодные или теплые ветра там дуют, мы сейчас узнаем. Подносим ладонь ко рту и дуем на нее, отводя руку в сторону.

- какой воздух мы ощущаем, если ладонь близко ко рту (теплый).

- если ладонь далеко (холодный).

- планета Нептун находится далеко от Солнца, значит там какие ветра дуют теплые или холодные? (холодные).

- ребята, могут ли люди жить на планете, где вечная мерзлота и сильные холодные ветра? (нет).

В-ль: ребята, существуют такие данные, что есть еще одна планета, Плутон, так как она находится далеко от Солнца, то ее не включают в Солнечную систему.

В-ль: ребята, где мы с вами были (в лаборатории).

(Слайд16) - о чем мы с вами говорили планетах).

- проводя опыты, что узнали (свойства планет, и что жизнь есть только на планете Земля).

- ребята, если жизнь есть только на одной планете Земля, то как нужно относится к своей планете, природе (бережно).

- что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету и природу (не бросать мусор, не разорять гнезда и т. д.).

- ребята, с кем вы можете поделиться, полученными сегодня знаниями (с родителями, бабушками, тетями, дядями, сверстниками, друзьями).

В-ль: ребята, вы такие молодцы, настоящие юные исследователи, и я вам вручаю дипломы «Юных исследователей». Спасибо, надеюсь, что мы с вами еще встретимся. Была рада встречи с вами.

Приложение

Опыт№1 «Метеоритный кратер»

Цель: выяснить с помощью опыта, как образуются кратеры на поверхности планеты.

Материал: мука, камешки, поднос с высотой 2-3 см., ложки, полиэтилен, в поддон насыпать муку и разровнять.

Ход: берем камешки и бросаем в поддон с разной высоты.

Вывод: появились ямки разной величины и глубины.

Опыт №2 «Свойства кислоты»

Цель: знакомство со свойством кислоты.

Материал: яйцо, уксус, емкость.

Ход: положить яйцо в емкость с уксусом на 48 часов

Вывод: скорлупа растворилась, яйцо стало мягким. Дети сравнивают обычное яйцо и яйцо, которое было в уксусе.

Опыт №3 «Где спрятался воздух?»

Цель: узнать свойства воздуха.

Материал: целлофановые пакеты, зубочистки.

Ход: дети ловят целлофановым пакетом воздух и закручивают пакет. Затем протыкают пакет зубочисткой.

Вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает. Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Опыт №4 «Марсианская ржавчина».

Цель: закрепить знания детей об образовании ржавчины.

Материал: блюдце, бумажная салфетка, железные гвозди.

Ход: сложить пополам салфетку и положить на блюдце мокрый гвоздь на салфетку.

Вывод: по истечении нескольких дней на гвозде появится ржавчина. Железо соединяясь с водой образует ржавчину красного цвета.

Опыт №5 «Ураган»

Цель: дать понятие о движении воздушных масс, учить подтверждать гипотезу, устанавливать причинно – следственные связи.

Материал: большие банки с широким отверстием, ложечка, сыпучий чай, карандаш.

Ход: наполняем банку с водой, высыпаем чай в воду, опускаем карандаш в воду по центру банки и начинаем круговыми движениями перемешивать воду.

Вывод: помешивание вызывает водоворот, жидкость начинает вращаться вместе с чаинками.

Опыт №6 «Жарко – холодно».

Цель: выяснить почему на одной планете испепеляющая жара, а на другой вечная мерзлота.

Материал: настольная лампа, тумбочка (дощечка, пластилин.

Ход: влючить лампу заранее, скатать два шара из пластилина, один шар кладем рядом с лампой, другой далеко от лампы.

Вывод: пластилиновый шар, лежащий рядом с лампой растаял, потому что рядом с лампой жарко, другой шар остался в неизмененном виде, потому что находился далеко от лампы в прохладном месте.

Публикации по теме:

«Есть у солнышка друзья…» Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе«Есть у солнышка друзья…» Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе Конспект открытого Музыкального занятия в младшей группе «Капитошки»Тема: «Есть у солнышка друзья…» Цель:- создание условий для развития.

«Подставки для карандашей, ручек и других предметов.» Техникой оригами-мастер класс!«Подставки для карандашей, ручек и других предметов.» Техникой оригами-мастер класс! Доброго дня,уважаемые коллеги. Я хочу предоставить вашему вниманию изготовление подставок для карандашей,ручек и других предметов,используемых.

Беседа «Как отмечают Новый год в других странах» с детьми старшей группы Цель: Ознакомление детей с новогодними традициями разных народов. Задачи: Расширить знания детей о традициях праздничной культуры, обычаях.

Конспект интегрированного занятия средней группы «Сохраним жизнь животным Красной книги» Светлана Шушерова Конспект интегрированного занятия средней группы «Сохраним жизнь животным Красной книги» Цель: Формирование целостной.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Конспект занятия «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Посвящённое Дню матери для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание уважения.

Конспект занятия по заучиванию стихотворения «Есть в лесу под ёлкой хата» П. Воронько в старшей группе Задачи. Учить запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники, привлекать детей к участию в диалоге героев стихотворения, соблюдая.

Конспект занятия рисованию «А у зебры есть полосочки везде» для детей второй младшей группыКонспект занятия рисованию «А у зебры есть полосочки везде» для детей второй младшей группы Цель: формировать предметные представления у детей по теме «Животные». Задачи: подвести детей к умению рисовать прямые линии на ограниченной.

Рекомендации по подготовке к работе природных и других материалов 1. Сбор и засушивание растений Собирать листья можно с земли и с веток. Делать это можно во время прогулки с родителями или воспитателем.

Сценарий тематического занятия для старших и подготовительных групп «Счастье, что мамочка есть у меня»Сценарий тематического занятия для старших и подготовительных групп «Счастье, что мамочка есть у меня» Сценарий тематического занятия для старших и подготовительных групп «Счастье, что мамочка есть у меня» Вход под песню о маме Муз. рук: Кто.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Есть ли жизнь на других планетах»
Опубликовано: 21 января 2020 в 18:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД