Получи документы

Конспект НОД по формированию экологической культуры дошкольника через исследовательскую деятельность родного края — Сахалин

Марина Владимировна Полянская
Конспект НОД по формированию экологической культуры дошкольника через исследовательскую деятельность родного края — Сахалин

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

Тема занятия: «Сахалин – край родной

Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).

Программные задачи:

Образовательная: продолжать формировать экологическую культуру дошкольника, через исследовательскую деятельность родного края, расширять представления детей о природе родного края.

Публикация «Конспект НОД по формированию экологической культуры дошкольника через исследовательскую деятельность родного края — Сахалин» размещена в разделах

Развивающая: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, любознательность, внимание, воображение.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родной природе, учить аккуратно, обращаться с исследовательским оборудованием, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Материалы и оборудования для занятия: (на 6 детей) 6 мисок с песком и «отходами», 6 стаканов с водой, растительным маслом, с раствором гуаши; на каждого ребенка по 1 образцу вещества (уголь, различные породные материалы, лупы, перья 6 штук, влажные салфетки.

Предварительная работа: беседа о родном крае, создание в группе познавательного центра «Наш родной край», рассматривание иллюстраций о родном крае, работа в парах, подгруппах.

Словарная работа на занятии: активизация словаря (жидкость, отходы, загрязнение, родной край, малая родина, обогащение словаря (уголь, нефть, разлив, угольная пыль).

Методы и приемы, используемые на занятии: словесный (объяснение, инструкция, вопросы к детям, словесные отчеты детей); практический (физкультминутка, предметно – практические действия).

Форма организации детей : подгруппа, дети рассаживаются за парты по двое, лицом к воспитателю.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. А теперь мои юные исследователи приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.

Основная часть

(дети стоят полукругом возле интерактивной доски)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что значит «малая родина?» (малая родина — это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет.)

- А как называется наша «малая родина?» (Сахалин»)

-Какое ваше любимое время года на Сахалине? Почему? (ответы детей)

- Вам нравится отдыхать на природе?

-Чем особенно вам нравится наша природа?

-Как вы думаете, почему на сегодняшний день, на радио, телевидении, в газетах, постоянно говорят о том, что мы должны беречь природу нашего края? (ответы детей)

- Сегодня, мы с вами исследуем несколько причин загрязнения природы.

2 слайд

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, когда вы отдыхаете на природе, куда вы деваете отходы? (ответы детей)

-Посмотрите на фотографии, какой мусор вы видите? (бутылки, железные банки, бумага, пакеты и т. д)

- Как вы думаете, что происходит с мусором, которой люди оставляют на природе?

(ответы детей)

Ребята, я предлагаю пройти в нашу лабораторию и с помощью экспериментов исследовать первую причину загрязнения нашей природы – «отходы».

Дети проходят в лабораторию. Прежде чем мы начнем проводить исследования, давайте вспомним правила поведения в лаборатории

Опытно-экспериментальная деятельность :

Опыт№1

Воспитатель: Ребята, перед вами емкости с песком и «отходами». Возьмите пожалуйста, лупы и рассмотрите внимательно емкость с отходами, какие вещества вы видите? (целлофан, бумага, пластик, резина, шкурка банана, мандарина и т. д)

- В емкость с песком, добавляем наши «отходы» и перемешиваем, добавляем воду. Скажите, пожалуйста, что произошло? (бумага растворилась, с другими веществами изменений не произошло)

Воспитатель: ребята, послушайте, сколько необходимо времени, чтобы природа «переработала» : 1- пластиковую бутылку-180-200 лет;

алюминиевую банку-500лет;

стекло-более 1000лет; пищевые отходы разлагаются, но лучше их закапывать в землю, они будут служить «удобрением».

Вывод: мусор необходимо сортировать и выбрасывать в отведённые для этого места.

Воспитатель: я вам предлагаю игру «Сортировка мусора»

Дидактическая игра «Сортировка мусора»

Цель: разложить мусор в специально отведённую емкость.

Воспитатель: Молодцы, предлагаю продолжить исследовать причины загрязнения нашего края.

- Ребята, мы свами говорили, что наш остров богат природными ресурсами : ягодой, рыбой, природными ископаемыми, например уголь.

- Кто знает, зачем люди добывают уголь? Где его используют? (ответы детей)

Воспитатель: Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Полученную после сжигания угля золу используют в производстве строительных материалов.

Используется в металлургии для выплавки железа, при производстве чугуна, стали.

Из угля после его специальной обработки получают вещества, которые используют в производстве лаков, красок, растворителей, линолеума.

- Скажите, пожалуйста, как же уголь для нас стал причиной «загрязнения» нашего родного края? (ответы детей)

3 -4 слайд

Воспитатель: Посмотрите, у нас на Сахалине добывают уголь. Добывают в шахте и под открытом небом. Из за добычи угля, изменяются природа, происходит загрязнение почвы, воды, воздуха. Опасным является не сам уголь, а угольная пыль, которая появляется при транспортировке угля.

5- слайд

Воспитатель: Посмотрите, что происходит с окружающей природой из-за угольной пыли. Что вы видите? (вода грязная, снег черный и. тд)

- Ребята, предлагаю вернуться в лабораторию и продолжить исследовать такой природный ресурс «уголь»

Дети проходят в лабораторию на свои места

Опытно экспериментальная деятельность :

Опыт№2

Воспитатель: Ребята, у вас на столах стоит емкость с различными полезными ископаемыми, возьмите лупы и найдите, пожалуйста, уголь.

- Как вы определили, что это уголь? (он черного цвета)

- Хорошо, теперь давайте исследуем свойства угля. Возьмите в руки кусочек угля, какие вы можете назвать свойства угля? (твердый, хрупкий, блестит на солнце)

Опыт№3

Воспитатель: Перед вами стоят мисочки с водой, опустите кусочек угля в емкость, что произошло? (уголь тонет в воде, так как он тяжелее воды)

- Теперь, возьмите емкость с измельчённым в порошок углем-это наша «угольная пыль», добавьте в воду, что произошло? (угольная пыль плавает на поверхности воды.

- Наберите в ложку воду с угольной пылью, и полейте песок. Что произошло? Растворился ли уголь?

Вывод: уголь тонет в воде, это горючее, твердое, но хрупкое вещество. Опасность для природы и человека, угольная пыль, которая оседает на поверхности земли и воды.

Воспитатель: Вы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.

Физкультминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять, (Шагаем на месте)

Надо руки нам размять (Руки в стороны)

Встали ровно. Наклонились.

Потянулись. Распрямились.

Можем с вами продолжать…

Воспитатель: Ребята, а каким еще полезным ресурсом богат наш Сахалин, который добывают в недрах земли?

Слайд 6

- Это ребята нефть. Современная добыча нефти в Сахалинской области осуществляется посредством бурения скважин с последующим извлечением нефти. У нас на Сахалине установлены несколько буровых вышек, которые расположены на специальных платформах, так бурят скважину и добывают нефть.

- А кто знает, для чего добывают нефть? Где ее используют?

Топливо: Бензин

Авиационное топливо, ракетное топливо (керосин)

Дизельное топливо (солярка)

Судовое топливо (смесь мазута и дизтоплива)

Полимеры и резина:

Вторым по важности направлением использования нефтяного сырья является производство различных полимеров и резины.

Пластмасса

Полимерные плёнки

Воспитатель: Как вы думаете, а как добыча нефти, может нанести вред нашей природе? (Разлив нефти)

- Совершено, верно, нефть погружают в специальные танкеры, для того, чтобы они доставили ее в другие страны. Но, бывает так, что происходят по вине человека разливы нефти.

Слайд 7-8

-Посмотрите, что произошло в городе Невельске в в ночь на 28 ноября 2015 года. Произошел разлив нефтепродуктов в результате аварии танкера "Надежда".

Слайд 8-11

В результате аварии, брекватер, прилегающие к нему море и скалы были обильно покрыты пятнами мазута и толстой пленкой нефтепродуктов.

На брекватере и прилегающих скалах экологи обнаружили множество беринговых бакланов, практически полностью покрытых мазутом. Не менее 100 птиц были еще живы, но склеенные перья не давали им возможности летать и даже плавать. Бакланы пытались спрятаться от сильного северо-западного ветра за уступами скал и бетонных конструкций, не менее пяти птиц уже погибло.

Воспитатель: ребята, вы видите, что многие бакланы не смогли летать, из того, что они покрыты толстой пленкой нефти. Что же за вещество – нефть? Мы сейчас создадим вещество похожее на нефть.

Опытно экспериментальная деятельность :

Опыт№4

Воспитатель: Перед вами стоят емкости уже знакомыми вами веществами. Назовите их. (Вода, масло растительное)

-Вспомните, какими свойствами обладает растительное масло при взаимодействии с водой? (масло не смешивается с водой, масло всплывает, так как масло легче воды)

- Смешайте, пожалуйста, сначала воду и масло, что произошло?

- Ребята, так мы получили вещество, по своим свойствам похожее на нефть.

- А теперь, возьмите перья, что вы можете о них сказать? (мягкие, пушистые)

- Подбросим перышко и проследим за его полетом.

Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх.

Возьмите перья опустите в наше вещество? Что произошло? (Перья покрылись пленкой, стали скользкие)

Попробуйте еще раз подбросить перышко вверх. Обратить внимание, как оно быстро «камнем» падает вниз.

Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь.

Воспитатель: Как вы считаете, могут ли птицы и другие животные самостоятельно избавиться от нефтепродуктов (нет)

- Для того, чтобы они выжили им нужна помощь человека. И когда произошёл разлив в городе Невельске, было подключено много людей, чтобы помочь птицам.

Заключительная часть

Воспитатель: Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории, вы были внимательными, и поэтому вам удалось выполнить все эксперименты.

-Ребята, скажите с какие виды загрязнения природы, мы сегодня исследовали?

-Какие надо принимать меры, чтобы этого не происходило?

Как называется край, в котором мы живем?

Вы все молодцы! А теперь пора, пора закрыть нашу лабораторию и попрощаться с нашими гостями.

Дети прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

ООД в средней группе «Зимующие птицы родного края» в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой»ООД в средней группе «Зимующие птицы родного края» в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой» Актуальность: Для детей природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Живая.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию экологической культуры дошкольника через исследовательскую деятельность родного края — Сахалин
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 09:53
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД