МААМ-картинки

Конспект игрового интегрированного занятия по ознакомлению с русским народным костюмом в группе для детей от 6 до 7 лет

Марина Курносова
Конспект игрового интегрированного занятия по ознакомлению с русским народным костюмом в группе для детей от 6 до 7 лет

Тема: „Храни огонь родного очага"

Программное содержание: расширять представление детей о народной одежде (детали русского костюма, материалы, техника изготовления, способы украшения); прививать интерес к изучению истории Отечества, его культуре; продолжать воспитывать гордость за свой народ; учить детей обобщать, сравнивать, давать правильные развёрнутые ответы; развивать художественный вкус и творческие способности детей; продолжать воспитывать у детей стремление к груду, уважение к людям, способным делать вещи не только ради пользы, но и красоты ради; развивать навыки совместной работы.

Публикация «Конспект игрового интегрированного занятия по ознакомлению с русским народным костюмом в группе для детей от 6 до 7 лет» размещена в разделах

Оборудование и материалы: сундук с русскими народными костюмами, „грамота", картинки с праздничными костюмами, лоскуты парчи, бархата, шёлка, записи русских народных песен, колокольный звон, кокошники из картона, тесьма.

Логика образовательной деятельности:

1. Беседа.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, что означает слово „Родина?" Что напоминает оно каждому из вас? Как называется наша Родина? Как в старину называли Россию? Кто был раньше правителем государства? (Ответы детей).

Звучит русская народная музыка, входит ребёнок в костюме глашатая.

- Низкий поклон вам, люди добрые!

Воспитатель

- Кто ты и откуда прибыл к нам?

Глашатай.

Шёл я к вам через горы и леса, через степи и поля и принёс от князя великою грамоту. (Отдаёт грамоту и уходит).

Воспитатель.

- Сейчас посмотрим, какой указ издал князь. (Читает).

„Всем православным христианам, всякого звания людям! Готовить наряды праздничные к пиру великому!" Вот так задача! Ну что, дети, выполним указ князя? Но прежде надо вспомнить, какую одежду носили на Руси. (Воспитатель предлагает детям, используя картинки, рассказать о предметах одежды в старину, показать характерные детали русского костюма. Задает вопросы.)

- Как называется одежда по её назначению? (Будничная, праздничная.)

- Из какой ткани шили одежду будничную? (Из полотна, холста). Праздничную? (Ответы детей).

Далее воспитатель рассказывает:

Первоначально одежда была очень простой и только служила защитой от палящего солнца и холода. Прошли тысячи лет, и появилась одежда, которая стала и украшением для человека. Одежда, созданная народными мастерицами, как праздничная, грела не только тело, но и душу.

- Что являлось главной одеждой в старину? Да, дети, все от мала до велика, носили рубахи. Она по представлениям наших предков, являлась оберегом от сглаза, злых духов. Праздничная рубаха отличалась от повседневной обилием вышивки, ярким узором. Считалось, что языком узора человек передаст Богу свои просьбы.

Праздничные женские сарафаны шили из парчи, бархата, шелка, как правило, красною цвета и украшали вышивкой и золотистой тесьмой. На голове молодые девушки носили ленты, а по праздникам кокошник, вышитый.

- В каких местах на одежде мастерицы располагали бисером вышивки - обереги? Что они оберегали?

2. Ситуативный разговор.

- Дети, послушайте красивое стихотворение:

На горе - то стоит елочка,

Под горой стоит светёлочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой лавочке

Тут сидела, красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке иголочку.

Она шила красна девица

И по плису и по бархату.

По белому да коленкоричку.

Она шила красна девица

По атласной алой ленточке

Шила девица приданое,

Что приданое немалое.

- Как вы думаете, какую одежду шила и украшала девица, праздничную или повседневную? Почему?

- А могли ли в старину женщины ходить без платка? Почему?

Праздничные платки были шёлковые, кисейные, украшенные кистями и цветочными узорами.

Праздничные и свадебные наряды во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке.

Издавна сердце русского человека пленял образ павы - красивой, гордо выступающей птицы. Ей уподобляли русских женщин, известных своей царственной статью и плавной походкой. Женщина „плыла", ступала, а не шла. И сейчас часто можно услышать выражение, „идет, словно павушка плывёт". Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанной кокошником, во всем мире и сейчас ассоциируется с образом русской женщины.

- Что носили в старину мужчины?

- Почему их называли косоворотками?

Мужские праздничные рубахи шили из шёлка, они были яркими нарядными, с вышивкой. Богатые люди поверх рубахи надевали кафтан. Всякую одежду мужчины подпоясывали кушаком.

- Что такое кушак?

- Что вы о нем знаете?

- Что раньше заменял пояс?

На голове мужчины носили картуз, который напоминал современную фуражку, а также шапки из овчины

Праздничную обувь и мужчины, и женщины заказывали шить из кожи. Кожаную обувь шили очень редко и очень берегли.

3. Игровая ситуация. Продуктивная деятельность.

Ну что ж, дети, поговорили мы с вами о праздничных нарядах, пора и на пир собираться. Негоже идти к князю в обычной одежде, надо принарядиться. Открывайте сундуки, доставайте наряды.

(Под звуки народной мелодии дети наряжаются в русские костюмы, у девочек нет кокошников)

- Дети, что не хватает в наряде девочек?

Вот незадача, на ярмарку идти некогда, князь ждёт, придётся сделать кокошники самим. Работать будем парами, мальчик будет помогать девочке. (Дети на вырезанные из картона кокошники наклеивают шёлковую ткань и украшают по краю тесьмой).

4. Подвижная (хороводная) игра.

По окончании работы раздается колокольный звон, входит ребёнок в костюме князя.

- Приветствую вас, люди добрые!

Воспитатель и дети. Кланяемся тебе великий князь! Мы выполнили твой указ. Посмотри на наши наряды, а кокошники для девочек сделали сами.

Князь. Да у вас руки золотые! Хороша работа! Верно люди говорят: „Всякому молодцу ремесло к лицу". Ребёнок. (Заранее подготовленный).

Говорят, у россиян руки не простые,

Говорят, у россиян руки „золотые",

Погляди внимательно.

Подойди поближе

И послушай песни наши удалые.

(Дети водят хоровод под запись русской народной песни „Как на речке, на лужочке").

Князь. Да, любо на вас посмотреть, порадовали вы меня. Хочу я вас наградить и дарю вам шапку золота. И на прощанье даю вам такой наказ:

Храни огонь родного очага!

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали вам через века!

Публикации по теме:

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. Ознакомление с родным краем. СентябрьДень города. День освобождения Брянщины. Закреплять знание детьми истории боевой славы родного города,.

Тематическое планирование во 2 младшей группе Тематическое планирование во второй младшей группе на 2011-2012 учебный год. Сентябрь Тема: "Осень" Цели,задачи: Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игрового интегрированного занятия по ознакомлению с русским народным костюмом в группе для детей от 6 до 7 лет
Опубликовано: 18 октября 2012 в 18:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД