МААМ-картинки

Конспект интегрированного урока в 4 классе «Что роднит музыку с литературой»

Марина Балясова
Конспект интегрированного урока в 4 классе «Что роднит музыку с литературой»

Цель мастер класса - Показать взаимосвязь музыки и литературы.

Задачи:

- личностные УУД :

1. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.

2. этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

Публикация «Конспект интегрированного урока в 4 классе „Что роднит музыку с литературой“» размещена в разделах

3. эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

4. уважительное отношение к иному мнению, к культуре своего народа;

5. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-метапредметные – коммуникативные УУД:

1. размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

2. понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

3. Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка.

4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

5. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

6. Размышлять об изученном музыкальном и литературном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

7. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

8. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Регулятивные УУД:

1. Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-Предметные – познавательные УУД:

1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.

2. Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.

3. Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (характер, образ, интонация, жизнь, общность жанров).

Здравствуйте ребята, уважаемые гости, коллеги. Меня зовут Марина Евгеньевна.

Искусства рождаются из единого источника и вырастают на единой почве.

Всё это – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора,

и художника.

Интеграция искусств, их синтез (а вместе с тем и взаимовлияние органов чувств) – это соединение разных искусств в художественное целое, обладающее эмоциональным воздействием, которое организует духовную среду.

В современном музыкально-образовательном процессе интеграция искусств стала одним из

направлений в преподавании предмета «Музыка» в школе.

Уроки музыки я стараюсь строить так, чтобы ребенок находился в постоянном диалоге с композитором, писателем, художником. В результате этого ребята воспринимают музыкальные произведения единой, живой, объемной картиной реального мира.

Предлагаю вашему вниманию мастер класс интегрированного урока в 4 классе

тему которого вы мне сами сформулируете в конце мастер класса.

Цель сегодняшнего мастер класса : выявить общие черты связи музыки и литературы, через анализ музыкального и литературного произведения.

-Давайте рассмотрим связь музыки с литературой.

-Назовите мне самый простую и доступную форму вокальной музыки, в которой просматривается

связь музыки и литературы. Чтобы назвать точно эту форму. послушайте стихотворение Ивана Захаровича

Сурикова. (Кирилл Медников 7 класс- в записи)

-Итак о какой форме вокальной музыки в стихотворении идет речь? - (Песня)

-Среди народных песен мы с вами уже можем выделить их жанры? – (организуют труд, песня на ночь, на свадьбах, о красоте родного края или любви) - (Трудовые, свадебные, колыбельные, лирические)

Давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни.

Что станет с песней, если в ней не будет слов?

-Сможем мы её исполнить? (Да, на гласную "о" или "а")

-Такое исполнение мелодии голосом без слов называется как?- («Вокализ»).

-А теперь прослушайте романс «Жаворонок» без слов в инструментальном исполнении солирует фортепиано – как воспринимается на слух романс без слов?

- Постарайтесь его не просто прослушать, но и решить поставленные задачи:

-Определите жанр муз произведения?

-Придумайте название к произведению.

(по характеру музыки- настраивает эта мелодия на труд? Удобно солдату маршировать под эту песню или слушая её что хочется делать?- (Помечтать и расслабиться.)

-какой характер? - (Нежный, трепетный)

-отсюда жанр? - (Лирический)

-Какие изобразительные моменты несут в себе музыкальные трели и форшлаги? - (Пение птиц).

Слушание. Ответы на вопросы.

-Итак, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы?

-Какие бы крупные вокальные жанры в музыке прекратили вообще своё существование? - (Кантаты, оперы, мюзиклы, оперетты и. т. д.)

Послушаем и проанализируем стихотворение Нестора Васильевича Кукольника, «Жаворонок»

Стихотворение читает Кирилл Медников учащийся 7 класса нашей школы в записи)

- О чем нам рассказывает данное стихотворение? - (О тоске и любви жаворонка к своей подруге)

-отсюда стиль содержания текста?

-О каком образе рассказывает автор? - (лирический)

-А какой интонацией читал текст Никита? - (трепетный)

-А сейчас для вас исполнит романс

М. И. Глинки «Жаворонок» учитель музыки Марина Балясова МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» в записи)

Жанр музыкального произведения - РОМАНС

Понятие «романс» - записать в тетрадь и выучить наизусть.

Романс это -небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

-В чем различия восприятия этих двух произведений? (В первом нет текста, мы понимаем содержание только по интонации и характеру мелодии, а во втором заложена программа, есть название и текст)

-Так что же объединяет и мелодию и текст в этих произведениях? - (Образ, жанр, интонация, характер - ЛИРИЧЕСКИЕ)

-Как взаимодействует музыка и литературный текст в произведении? - (Взаимодополняют друг друга, оказывают еще большее воздействие на душу)

- Откуда и поэт, и композитор черпают вдохновение для создания своих произведений? -(из реальной жизни)

-Два вида искусства-музыки и литературы, взаимодополняют, друг друга и роднятся в этих произведениях.

-Исходя из содержания материала попробуйте сформулировать тему урока?

Предлагаемые названия темы сохраняют основную идею уже существующей темы, которая звучит так

«Что роднит музыку с литературой»

Вывод:

-Проанализировав музыкальное и литературное произведение мы с вами выявили общие черты, связывающие музыку и литературу, это жанры произведений, их образы, характер, интонации и реальная жизнь.

Тем самым мы реализовали поставленную цель мастер класса. А также увидели объемную картину реального мира благодаря синтезу искусств музыки и литературы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства в 1 классе «Ноябрь — зиме родной брат» Интегрированный урок окружающего мира и музыки, проведенного в 1 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой Составители:.

Конспект урока по математике в 3 классе «Скорость» .

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока в 3 классе «Склонение имен существительных» Тип урока: Усвоение новых знаний. Вид урока: Урок - исследование. Технология: информационно-коммуникативная Методы: интерактивные, работа.

Конспект урока в 8 классе «Неполные квадратные уравнения» «Неполные квадратные уравнения» «Космические трагедии» Цель: Закрепить навыки решения неполных квадратных уравнений, повторить свойства.

Индивидуальное обучение детей с Рда, ОНР. План открытого интегрированного урока в 6 классеИндивидуальное обучение детей с Рда, ОНР. План открытого интегрированного урока в 6 классе План открытого интегрированного урока (индивидуальное обучение, РДА) Класс VI, ученик: Ф. Д. Дата__06.11.16 Учитель: Цубрович Л. Г. Тип.

Конспект урока физкультуры в четвертом классе Конспект урока физической культуры Ф. И. О. педагога _Строзенко Марина Николаевна___ Класс: 4 Программа:.

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» по УМК «Планета знаний»Разработка урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» по УМК «Планета знаний» Открытый урок по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» Учитель: Т. М. Захарченко Школа: МБОУ СОШ № 77 Методическая цель урока:.

Конспект урока естествознания в 1 классе «Свет» естествознание 1 класс Сквозная тема: Еда и напитки Школа: ШГ № 7 Дата: «9» декабря 2017г. ФИО учителя: Бабак Е. В. Класс: 1 «Г» класс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного урока в 4 классе «Что роднит музыку с литературой»
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 11:38
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД