МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема «Путешествие в прошлое»

Марина Мешалкина
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема «Путешествие в прошлое»

Программное содержание (интеграция образовательных областей) :

Познавательное развитие: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, игрушки и т. д.); закрепить знания о кухонных принадлежностях (кочерга, ухват, чугунок, самовар); воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Речевое развитие: обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Художественно – эстетическое развитие: формировать интерес к русскому прикладному искусству; развивать певческие навыки и русские традиционные танцевальные движения.

Предварительная работа:

Чтение рассказов К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», М. Константиновского «Как ткани ткут и нити прядут», беседа по содержанию прочитанных произведений, рассматривание иллюстраций.

Чтение сказок: «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная»

Проведение занятий по темам : «Добрые избы», «Игрушки старины», «Забавы вокруг печки»

Знакомство с народным творчеством (пословицы, загадки, частушки). Заучивание пословиц о труде, частушек.

Оборудование:

Мультемидийная система, предметы русского быта: прялки, вязаные дорожки, лапти, рушник, самовар, ухват, веник, платки, чугунки, деревянные ложки, корзины, кроватка-качалка, глиняные игрушки, куклы матрёшки, куклы из лоскутков, балалайка и. т. д.

Ход:

В зал под музыку входят дети.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашей страны. Давным-давно в далекие времена жили-были добрые молодцы — могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема строить. Умели рукодельничать: ткать, прясть, вышивать.

В гости принято ходить красиво одетыми, нарядными, вот и мы принарядились: на девочках — русские сарафаны, на мальчиках - рубашки. Именно такая была одежда на Руси. Что бы вы хотели узнать побывав в прошлом? (ответы детей)

Воспитатель: Ну что ж, давайте перенесемся в прошлое. Поможет нам в этом волшебное колесо истории. Крепко держитесь за колесо, повторяйте за мной волшебные слова.

Можно пальчиком потрогать

Самый краешек мечты,

К ней найти свою дорогу,

Непременно сможешь ты.

К ярким звездам наши детки

В разноцветных снах летают,

Чтоб узнать, как жили предки,

В прошлое попасть мечтают.

Звучит музыка.

На экране появляется слайд с изображением деревни и церкви.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в русской деревне.

Русь деревянная — края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные песни поют

Воспитатель: подумайте, почему Русь называли деревянной? (ответы детей)

(Звучит музыка, появляются девочки – хозяюшки)

Воспитатель: Посмотрите, в избе хозяюшки нас встречают.

Хозяюшки (вместе) : Здравствуйте, гости дорогие.

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами.

-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

-Много гостей — много и новостей!

-Что есть в печи — на стол мечи!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в избе самое главное? Попробуйте отгадать мою загадку: "Ах, какая старая бабушка! Вся белая – белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет – так и липнут к ней" (печь). Правильно! И в нашей с вами избе есть печка, вот она, теплая! Что вы знаете про русскую печку? (ответы детей).

Первая хозяюшка: а в нашей печи уже и каравай поспел, пышный да румяный.

Вторая хозяюшка:

Дорогих гостей встречаем,

Круглым, пышным караваем

Каравай мы вам подносим,

Вместе: Поклонясь, отведать просим.

Воспитатель принимает каравай, благодарит с поклоном.

Воспитатель: В старину, ребята, долгими зимними вечерами собирались люди вот в такой большой избе: пели, рассказывали сказки, загадывали загадки.

Хозяюшка: А ещё люди работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Говорили шутки — прибаутки, водили хороводы. Такие вечера назывались у нас посиделками.

Хозяюшки: Приглашаем девиц-красавиц в хоровод.

Хоровод «Калинушка»

Воспитатель приглашает детей сесть на скамейки.

Воспитатель: Трудолюбивые люди были на Руси. Об этом и пословицы говорят. Давайте их вспомним. (дети вспоминают пословицы о труде)

Воспитатель: Смотрите, вот и наши хозяюшки за дело принялись.

Хозяюшки, сидя за прялкой, напевают песню:

Хозяюшка: Догадайтесь, что я делаю?

Дети: Нитку прядете

Хозяюшка: Правильно, я нитку пряду. А на чем пряду?

Воспитатель обращает внимание на прялку.

Воспитатель: Да ребята, это прялка. Ее так называли, потому что на ней прядут. А работает она так. Хозяюшка, покажи нам. Пальчиками вытягивает шерсть, крутит нитку, начинают прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяюшка крутит веретено) (крутится, вертится).

Хозяюшки вместе: По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь — тем больше толстею.

Воспитатель: Вот за это его и назвали веретеном. Слово «веретено», ребята, происходит от слова «вертеться». Ну ка, повертитесь, как веретено.

(Дети кружатся вокруг себя)

Воспитатель: Для чего нужна прялка? (ответы детей)

Первая хозяюшка:. Это нелегкий труд, тут сноровка нужна да терпение. Нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница — прялка.

Вторая хозяюшка: Посмотрите, сколько я ниток напряла! (показывает корзину с разными клубками. Нечаянно роняет корзину — клубки раскатываются) Ой мои клубки все раскатились, нитки перепутались. Помогите их в клубочки смотать. (Дети сматывают клубки)

Динамическая пауза «Смотай клубочек»

Воспитатель: Хозяюшка, а для чего тебе эти нитки нужны?

Хозяюшка: Чтобы вязать.

Воспитатель: А что можно связать из этих ниток? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям осмотреть «избу» и найти старинные предметы, которые в современном мире уже увидишь.

Дети поочерёдно приносят предметы и предлагают хозяюшке отгадать загадки. (Лапти, ухват, кочерга, веник, печка, колыбель)

Звучат загадки.

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (лапти)

К лесу иду пустым-пусто, из лесу иду густым-густо. (корзина)

Сорок братцев вместе живут, мусор метут

Железный бес, на стол залез - четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть самовар.

1 ребенок: Самовар железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки, в нем кипятят воду и потом пьют чай.

Сколько не мучайся, не три его, а белей не сделаешь. (чугунок)

2 ребенок: Чугунок черный, потому что он постоянно стоит на огне в печке и от копоти весь почернел. Сделан он из прочного металла – чугуна, поэтому он так и называется. Он очень прочный, в печке не сгорит.

Кто в избе рогат? (ухват)

Воспитатель: Ухват нужен был для того, чтобы вытаскивать чугунок из горячей печи. За то, что он вот этими железными «рожками» «хватал», «ухватывал» чугунок его и прозвали ухват.

Сама не ем, а всех кормлю? (ложка)

Первая хозяюшка: Ложки деревянные нарядные, красивые расписные. Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, но еще и играем на них. Тех, кто умеет играть на ложках, называют у нас ложкари.

(Игра на ложках)

Звучит музыка. Входит тетушка Любава, здоровается с детьми, исполняет русскую народную песню.

Хозяюшка и дети: Тетушка Любава, спасибо тебе за красивую песню. А мы тебе хотим подарить частушки.

Исполняют «Веселые частушки»

Тетушка Любава благодарит детей за веселые частушки : Вы мне частушки, а я вам игрушки.

Дарит корзинку с игрушками, прощается и уходит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие интересные игрушки. Что вы знаете о русской игрушке. (рассказы детей об игрушках)

Воспитатель предлагает детям спеть колыбельную песню.

Воспитатель: Мы для хозяюшек сделаем и подарим куклу-оберег. Если куклу делали из крупы, то её называли «Крупенечкой», если из зерна - «Зернушкой», а мы сделаем нашу куклу из гороха, и будет она называться «Горошинкой». Посмотрите, ребятки, горох раскатился на столе у хозяюшек. Давайте поможем его собрать в чудесный мешочек, где и будут эти семена храниться до самой весны. Это будет не просто мешочек, а кукла- оберег «Горошинка». Она будет приносить в дом достаток, сытость, силу.

Дети вместе с воспитателем делают большую куклу-оберег и дарят ее хозяюшкам.

Воспитатель: А нам пора возвращаться в наше время. Ребята, что познавательного вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое? (ответы детей)

Воспитатель: Умный сильный наш народ

Свою землю бережет

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Давайте попрощаемся с хозяюшками, а вернуться назад в наше время нам поможет «Колесо истории».

Дети держатся за колесо, говорят волшебные слова. Звучит музыка.

1 ребенок: Путешествию конец, кто был с нами - молодец.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Экскурсия в этнографический музей.Экскурсия в этнографический музей. С целью изучения русского быта, народных традиций и развития этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через быт, традиции,.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 10 января 2015 в 19:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД