Папки-передвижки

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимующие птицы»

Оксана Бокина
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе

Тема: «Зимующие птицы».

Цели:

• Дать представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.);

Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах

• учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;

• Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;

• Формировать понятие «зимующие птицы»;

• Познакомить с условиями жизни;

• Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой;

Активизировать словарь: насекомоядные, зерноядные, перелетные, зимующие.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», графическая модель – клювы птиц.

Содержание образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза мерзнет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь).

-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).

- Почему птице не летится? (Она мерзнет.)

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- Каких зимующих птиц вы знаете?

Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

2. Наши друзья – пернатые (беседа).

- Рассмотрите фотографию первой птицы. Кто из вас видел эту птицу? Как она называется? (Снегирь). Послушайте рассказ о снегире.

- У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.

- А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная).

- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

3. Игра «Назови ласково».

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.

- Рассмотрите фотографию второй птицы. Это тоже наш зимний гость - свиристель. И по красоте оперения эта птица не уступит снегирю : розовато - серые перья, на конце черного хвоста желтая полоса, на шее - черный шарф, на голове - большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию) : птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красные ягоды, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят.

Сравните внешний вид свиристели и снегиря.

Вспомните, где вы видели этих птиц?

Подумайте и ответьте, почему их так называют: снегирь и свиристель? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?

4. Физминутка.

Воробушки.

О чем поют воробушки Шагают на месте.

В последний день зимы? Руки в стороны на поясе.

- Мы – выжили! Хлопают в ладоши.

- Мы дожили! Прыжки на месте.

- Мы – живы! Живы мы! Шагают на месте.

- Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?

- Рассмотрите фотографию этой птицы. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

5. Игра «Чей клюв?»

А теперь давайте решим логическую задачу. Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, а какая - семенами.

Вспомним правила отношения к птицам.

• Нельзя разорять гнезда.

Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них.

• Нельзя убивать птиц : они не только способны доставлять нам радость, но и необходимы природе.

• Зимой надо помочь птицам пережить тяжелые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.

6. Составление рассказа описания

Дети составляют рассказ-описание зимующей птицы (По картинке).

«Синичка – зимующая птица. Тело у нее покрыто перьями; есть голова. Шейка, туловище, два крыла, две лапки, хвост. Грудка у нее желтая: желтогрудая синичка. Зимой она питается ягодами рябины, семенами из шишек, почками деревьев».

- Как можно назвать этот рассказ? (Синичка.)

7. Итог занятия.

- Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)

- Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)

- У птички желтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)

- Какую птичку называют желтогрудой? (Синичку.)

-Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая.)

-Какую птичку называют красногрудым? (Снегирь.)

- Если птица кричит «карр», как она голос подает? (Каркает.)

- какая птица каркает? (Ворона.)

- Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.)

- Про какую птицу говорят, что она чирикает? (Воробей.)

- Как можно одним словом сказать про тех, кто изображен здесь? (Птицы.)

- Почему? (Тело покрыто перьями, есть два крыла, умеют летать, есть клюв, две лапы, есть хвост.)

(Лепка птицы на кормушке.)

Публикации по теме:

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Сетка организованной образовательной деятельности на 2014–2015 учебный год Сетка организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Гномики» Понедельник 1) Комплексное (ИЗО/Конструирование/Ручной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 00:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД