Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности «Гостеприимная юрта»

Чаяна Дондук
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности «Гостеприимная юрта»

Тема: «Гостеприимная юрта»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Амыр-ла бе, уруглар! Я рада нашей встрече и хочу с вами поиграть. Давайте все вместе встанем в круг.

- У меня есть коробочка, хотите посмотреть, что в ней лежит?

(Достают из коробки сувенир-юрту).

- А что такое юрта?

- Юрта – это традиционное жилище кочевников.

- Раньше не было таких домов, в которых мы сейчас мы живем, ни деревянных, ни кирпичных. Раньше тувинцы: наши бабушки, прабабушки. Дедушки, прадедушки, жили вот в таких юртах.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности „Гостеприимная юрта“» размещена в разделах

Юрта – это традиционное жилище тувинцев. Она изготовлена из деревянного решетчатого каркаса, покрытая войлоком. Сверху, со всех сторон войлок перевязан веревками.

Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Она является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить.

- А я знаю игру про юрту. Хотите в нее поиграть? Юрта у нас круглой формы – вставайте в круг.

Юрта, юрта, круглый дом

Побывайте в доме том.

Гости явятся едва,

В печку прыгают дрова

Печка жарко топится,

Угостить торопится

Чаем, чаем с молоком,

Вкусной жареной тарой.

Юрта, юрта, круглый дом

Побывайте в доме том.

- Ребята, а вы хотите побывать в юрте? Тогда отправимся в путь.

(Звучит музыка, дети подходят к юрте).

2. Основная часть.

- С давних пор тувинский народ славится своим гостеприимством. Об этом говорится в народной пословице «К ветвистому дереву птицы слетаются, в приветливую юрту народ собирается». Ну-ка, повторите за мной пословицу.

(Дети повторяют пословицу).

- Гостей, пришедших в юрту, встречали с приветствием «чолукшуур». Это значит, когда младший старшему протягивал обе руки ладонями вверх, а старший возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз. Руки обоих соприкасались на уровне локтей. При этом приветствуют со словами «Амырган-на бе?», и встречным ответом «Амыргын-на, амыргын!». Таким жестом они выражали уважение друг к другу. Приветствие «чолукшууру» - это пожелание благополучия, счастья, здоровья.

Давайте встанем дети и поздороваемся друг с другом по-тувинскому обычаю!

(Дети здороваются).

- А теперь пойдемте в юрту. Как вы думаете, есть ли правила поведения в юрте?

- Да есть правила поведения в юрте.

- Прежде чем пойти в юрту, я вам расскажу о правилах поведения на юрте.

Нельзя ходить в юрту внезапно или незаметно. Человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком. А хозяева юрты любого человека, зашедшего в юрту, принимают как почетного гостя со словами «Добро пожаловать! Проходите на почетное место, располагайтесь на коврике!». Прямо от входа за очагом, находится почетный угол (тор, где принимаю гостей. Гости проходят в тор только с левой стороны юрты. Левую часть юрты от двери до почетного места называли левой людной стороной, так как гости приходят и уходят по этой стороне юрты. Эта же сторона юрты считается мужской, здесь у дверей лежат седла, сбруя.

Гости мальчики сидят, скрестив ноги. Это поза называется «баскактанып олурар». Девочки сидят – одно колено упирается в землю, колени должны быть укрыты платьем – «согедектей олурары». Нельзя сидеть ноги ножницами, ноги врозь, руки не должны упираться о землю, а то тувинцы говорят, что землю держишь на плечах.

Правая сторона при входе считается женской – здесь, почти у самой двери находится кухня. Правую часть от почетного места до двери называли спокойной стороной, ибо по старинному обычаю тувинцев гостям не положено по этой стороне проходить и выходить. Если гостья-женщина могла пройти по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину. На кровать не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям.

Хозяин юрты сидит за очагом, а хозяйка – у ног постели, а между ними было место для маленьких детей. Детей тувинцы воспитывали с раннего детства в строгости, поэтому когда приходили гости, детям нельзя было ходить по юрте, громко разговаривать, так же воспитывают детей и сегодня многие тувинцы.

Вот и мы с вами войдем сейчас в юрту на почетное место – тор. С какой стороны проходим в тор, дети?

- В почетное место гости проходят по левой стороне юрты.

(Дети проходят в тор).

- Садитесь поудобнее вокруг стола.

(На столе стоят пиалы с тувинским чаем).

- Давайте его попробуем. Не зря в народе говорят «Кто в юрту войдет, тот чаю попьет». Во время чаепития велись разговоры. Давайте и мы поговорим.

(Дети пьют чай).

- Дети, с каким словами приветствуют гостей?

- Гостей приветствуют со словами «Амыр-ла бе?», «Амыргын-на бе?» и встречным ответом «Амыр-амыр», «Амыргын-на, амыргын».

- Кто протягивал обе руки ладонями вверх, а кто возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз?

- Младший старшему протягивал обе руки ладонями вверх, а старший возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз.

- Вы запомнили, с какой стороны проходят гости в почетное место?

- Гости проходят в почетное место с левой стороны юрты.

- Где располагаются гости?

- Гости располагаются в почетное место – тор.

- Как гости должны правильно сидеть в юрте?

- Гости мальчики сидят, скрестив ноги. Девочки сидят следующим образом: одно колено упирается в землю, колени должны быть укрыты платьем.

- Какая сторона считается мужской, а какая - женской?

- Левая сторона юрты считается мужской, а правая – женской.

- Кому не разрешается входить на женскую половину юрты?

- Если гостья женщина могла пройти на место по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину.

- Молодцы, ребята. А из чего мы с вами пили чай?

- Чай мы пили из пиал.

- Посмотрите на пиалы и скажите, какие они?

- Пиалы красивые, яркие, расписаны орнаментом. Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются элементы.

- Ребята, а давайте подарим хозяйке юрты в благодарность за вкусный чай пиалы, на который мы сейчас распишем орнамент «рога барана»?

(Ответы детей).

- Тогда давайте аккуратно поставим пиалы и занимайте рабочее место.

- С какой стороны выходим из юрты?

- Гости приходят и уходят только с левой стороны юрты.

(Дети садятся в столы, где лежат пиалы, сделанные в технике папье-маше).

- Я предлагаю вам расписать пиалу элементом, который называется «рога барана». Эти элементы мы сейчас изобразим со всех сторон пиалы: спереди, сзади, справа и слева.

Перед тем, как начать рисовать, подготовим пальчики.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

- Посмотрите внимательно, с чего нужно начинать работу. Для удобства, мы перевернем пиалу, к верху дном. На пиале стоят белые точки. Сосчитайте, сколько их?

- На пиале отмечены 4 точки.

- Эти точки указывают, где мы будем выполнять элемент росписи. От точки вниз ведем наклонную линию в правую сторону, делая закругления в виде завитка. Выполнив наклонные линии, нам остается соединить оставшиеся две точки. Итак, элемент росписи готов.

А сейчас возьмите кисточки в руки. Сначала с помощью сухой кисти попробуем выполнить элемент росписи «рога барана». А потом можете набрать на кисточку краску и приступите к украшению пиалы тувинским орнаментом.

(Звучит музыка. Дети самостоятельно выполняют задание. После завершения работы, дети выставляют свои пиалы на один стол).

- Какие замечательные пиалы у вас получились. Ребята, что мы рисовали на пиалах? Как орнамент называется?

- На пиалах рисовали тувинский орнамент «рога барана».

- Ваши пиалы могут стать красивым украшением в юрте. Давайте их подарим хозяйке юрты и поблагодарим за вкусный чай.

Мы желаем вам счастья здоровья и благополучия. Примите от нас подарок – красивые пиалы.

(Дети несут пиалы в юрту и дарят хозяйке).

- Ребята, давайте попрощаемся с хозяйкой юрты. Байырлыг! До свидания! А хозяева юрты прощаются с гостями со словами «Пусть будут открыты ваши дороги» («Оруунар ажык болзун»).

3. Итог занятия.

- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали и чем занимались на занятии?

- Сегодня на занятии мы рассматривали тувинскую юрту; побывали в юрте, где хозяйка угостила нас чаем; учились рисовать элементы тувинского орнамента; самостоятельно украшали пиалу роговидным узором).

- Молодцы! Большое вам спасибо! Вы очень хорошо сегодня потрудились, и у меня для вас есть подарки.

Публикации по теме:

«Заколдованный лес». Конспект занятия по познавательной деятельности детей раннего возраста Программное содержание: а) Образовательные задачи - продолжать учить детей отвечать на вопросы при помощи картинок, игрушек. Продолжать.

Использование песочной терапии в познавательной деятельности. Конспект НОД интегрированного занятия «Путешествие по сказкам»Использование песочной терапии в познавательной деятельности. Конспект НОД интегрированного занятия «Путешествие по сказкам» Чарганцова Анастасия Анатольевна, воспитатель. МАДОУ Каскаринский д/с «Золотой петушок» Конспект НОД интегрированного занятия "Путешествие.

Конспект занятия в старшей группе «Хакасская юрта» Тема: «Хакасская юрта». Цель: создание социальной ситуации для ознакомления дошкольников с юртой посредствам изучения быта, традиций хакасского.

Конспект занятия по познавательной деятельности в младшей группе «Растения» Цель: Формировать у детей элементарные знания о растениях (мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка); у каждого растения есть: корень, стебель,.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Детский сад» (в средней группе) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с детским садом и с людьми, которые в нем работают. Закрепить названия профессий (воспитатель,.

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе. Викторина «Знатоки природы» Цель: Углублять экологические знания детей, формировать экологически- грамотное отношение детей к природе Задачи: 1) Формировать устойчивый.

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Воспитатель Журавлева О. В. МДОУ Аладьинский детский.

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Царство растений» Цель: Продолжать учить детей классифицировать растения по внешним признакам, по взаимоотношениям с деятельностью человека. Систематизировать.

Конспект занятия по познавательной деятельности. Экспериментальная деятельность в смешанной ранней группе. Тема: «Плавает - тонет». Цель: развивать у детей интерес к познавательно – исследовательской деятельности в процессе обследования воды.

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе «Зимнее дерево» Программное содержание:уточнить знания детей о том, какие изменения происходят с деревьями зимой; учить детей составлять описательный рассказ.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности «Гостеприимная юрта»
Опубликовано: 22 декабря 2017 в 18:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД