Карина Ткаченко
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы комбинированной направленности
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы, комбинированной направленности.
Воспитатель Ткаченко К. М.
Тема: «Удивительный мир рек и морей»
Цель: Углубить знания детей об обитателях рек и морей.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы комбинированной направленности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- совершенствовать грамматический строй речи (составление предложений с использованием предлогов);
- совершенствовать звуковую культур речи, посредством чистоговорок;
- закреплять понятия «родственные слова»;
- продолжать работать над словотворчеством, развивать навык рифмовать слова.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: просмотр фильма о речных и морских обитателях
Демонстрационный материал:
- картинки с изображением рыб;
- звуковые пеналы для составления схемы предложения;
- таз с водой, пластилин (для опыта).
-энциклопедии о морских и речных обитателях.
Ход занятия:
Организационный момент:
Игра малой подвижности «Море волнуется раз….»
- Ребята, вы сейчас во время игры превращались в различных водных обитателей.
2. Сегодня у нас в гостях герой одной из сказки. Отгадайте какой? (показывает Золотую рубку)
Верно. Это произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Откуда выловил дед Золотую рыбку?
- Из моря
Значит какая была рыбка? (морская)
Сегодня она хочет рассказать нам о своих друзьях и об обитателях других водоемов. Интересно, что нового мы узнаем?
Какие водоемы вам известны?
(Ответы детей).
Вы знаете, что бывают речные и морские обитатели? И мир этих водоемов очень отличаются друг от друга. Как вы считаете, чем?
(Ответы детей).
Молодцы, действительно в некоторых водоемах вода пресная. Это реки, пруды. озера. А в других-соленая. Это моря и океаны.
Мы с вами видели насколько красочно и разнообразно морское дно, по сравнению с речным. Вот и внешний вид рыб тоже подтверждает это. Обратите внимание на их окраску. Что вы можете о ней сказать?
(Ответы детей) .
Верно, речные рыбы серые, неяркие, невзрачные. А морские наоборот. Какие?
(Ответы детей).
Яркие, разноцветные.
Ребята, а вы знаете, как рыбы дышат под водой? Что им в этом помогает? (жабры)
Давайте проведем с вами эксперимент, который поможет нам понять, есть ли воздух под водой.
Эксперимент
Положим в воду кусок пластилина. Через некоторое время появятся пузырьки воздуха.
Вывод: в воде есть воздух. Когда водоемы замерзают, воздуха в воде становится мало. Поэтому люди делают проруби, а чтобы вода не замерзала, кладут пучки соломы и присыпают снегом. Через снег и солому хорошо проходит воздух. В сказке «По щучьему велению» щуке нечем было дышать, вот она и поднялась ближе к воздуху.
- Назовите рыб, которых вы видите на картинках. Какие из них вам знакомы? (Ответы детей).
Как вы думаете, какие из них живут в пресной воде, а какие в соленой?
(Ответы детей)
Молодцы. Мы с вами должны знать, что рыбы бывают хищными, как и другие животные. Они питаются мелкими рыбками или другими обитателями водоема.
Каких хищных рыб вы знаете?
(Ответы детей). Да, это акула, барракуда, меч- рыба, щука, сом, окунь. Некоторые из них, например акула, опасны и для человека.
Золотая рыбка просит нас поиграть в игру, которыя расскажет ей, «Чей хвост, чья голова, чьё туловище?»
У щуки голова- щучья, хвост …., туловище ….(и т. д.)
Молодцы! А теперь отдохнем. (физкультминутка)
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде
То согнутся, разогнутся
То зароются в песке
Приседаем столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас
Сколько чаек у нас
Столько мы подпрыгнем раз.
А сейчас повторите чистоговорку.
«Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов».
Садитесь, пожалуйста.
Ребята, придумайте родственные слова к слову «рыба» (рыбак, рыболов, рыбный и т. д.).
Молодцы, вот какая большая семейка у слова «рыба». А теперь к слову река «реченька, речушка, речной»
-Ответы детей.
.
Молодцы! Я думаю, Золотая рыбка вами очень довольна. У нее к вам последняя просьба.
Составьте предложение о любом речном или морском обитателе с использованием предлога.
-Ответы детей.
Вы были большие молодцы. Давайте сделаем приятно нашей гостье и придумаем историю про нее. Только договоримся, что история будет в форме стихотворения. Значит, мы станем подбирать рифму.
В синем море-океане
Жила рыбка не простая.
Подскажи ее названье?
Эта рыбка… (золотая).
У нее были подружки
Не зеленые (лягушки)
Ни карасики, ни раки,
И не щучки-(забияки)
Ведь живут они не в море!
Где? Ответим на ходу.
Плавают, не зная горя
На реке или в (пруду)
Но и в море рыб не мало.
Чтобы рыбка не (скучала).
Там кальмары и креветки,
Крабы- щупальцы как (ветки).
И красавица такая!
Там живет звезда (морская!
Мы настоящие поэты! Давайте проводим Золотую рыбку обратно в сказку и попросим навещать нас еще.