Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Мордовское полотенце» (13 фото)

Анастасия Замотаева
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Мордовское полотенце»

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия

познавательно-речевое + художественно-эстетическое развитие

в подготовительной к школе группе

«Мордовское полотенце»

(нетрадиционная техника - печать)

Автор-составитель: Замотаева А. В., воспитатель МДОУ «Детский сад №43»

Цель: познакомить детей с историей мордовского полотенца.

Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе „Мордовское полотенце“» размещена в разделах

Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать. Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента. Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, чувства дружбы и доброжелательности к другим народам; интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: пополнить знания детей о мордовских обычаях, углубить представления о мордовском прикладном искусстве.

ОО «Речевое развитие»: пополнить и активизировать словарный запас мордовскими словами.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: совершенствовать навыки изобра-зительного творчества, закрепить умение работать кистью и красками.

ОО «Физическое развитие»: развивать моторику рук.

Методы: вопросо-ответная беседа, рассказ воспитателя «Мордовское полотенце», рассматривание полотенец, показ воспитателем древнего обряда с полотенцем, д/и «Назови элементы мордовского орнамента», показ воспитателем способа печатания, пальчиковая гимнастика, самостоятельная работа детей, итог занятия.

Материал: демонстрационный - фотографии с изображением полотенец, обрядов, связанные с полотенцем, мордовских узоров; полотенца – эрзянские, мокшанские, икона; мордовские - посуда, игрушки, предметы быта для украшения группы. Образцы, выполненные в технике печатания, д/и «Назови элементы мордовского орнамента». На столах для детей – заготовки «полотенец», гуашь (красная, чёрная, зелёная, жёлтая, синяя); печати – ромб, полоска, треугольник; кисти - тонкая, толстая; вода, салфетки.

Предварительная работа: изготовление печатей из поролоновой губки; с детьми подготовить заготовки - «полотенце» для рисования. Рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов мордовского орнамента. Рисование орнаментов. Обговаривание процесса работы. Пополнение словарного запаса.

Словарная работа: нардамо патя, утирка, рушник.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями, улыбнёмся им. Здравствуйте, уважаемые гости! Шумбратадо, оят ялгат!

Дети: Шумбрат!

Вопросо-ответная беседа:

- В какой стране мы живём? (В России)

- В какой республике мы живём? (В Республике Мордовия)

- Назовите столицу России. (Москва)

- Назовите столицу Республики Мордовия. (Саранск)

- Какие народы проживают в Мордовии? (Мордва, русские, татары и др.)

- На какие языковые группы делятся мордва? (Эрзя, мокша, шокша)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Мордовское полотенце»

II. Основная часть занятия.

[/b]

Рассказ воспитателя «Мордовское полотенце».

Фото «Мордовское полотенце»

Воспитатель: Мы с вами живём в Мордовии. Здесь живут дружно разные народы: русские, мордва, татары, украинцы и другие народы.

Мордва и русские на этой территории проживают очень давно. И их быт, культура и обычаи тесно переплелись. Из огромного количества предметов, окружающих человека, выделились общие: колокольчик, свеча, икона, обручальное кольцо, полотенца.

Полотенца на протяжении столетий являются обязательным как в повседневной жизни, так и в проведении праздников, обрядов, ритуалов.

У мордвы - это нардамо патя (повторить с детьми); у русских – утирка; у украинцев – рушник.

В повседневной жизни полотенца являются необходимостью – вытирать лицо, тело, руки.

Чтобы обозначить торжественность события, были ещё и праздничные полотенца:

- свадебные – полотенца длинные, с яркой вышивкой у свата и дружки жениха;

- рушники – полотенца для встречи дорогих гостей хлебом-солью, с ритуальной вышивкой;

- для украшения икон, иконостаса в доме и церкви;

- крестильные, пасхальные и многие другие полотенца.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе - фото

Воспитатель показывает древний [/b]

обряд с полотенцем

.Ещё полотенце у мордвы играло лечебно-ритуальную роль. На рушник перед свечой читали заговор:

Вай, нардамо патинем, (Ой, родненькое полотенце)

Вай, нардамо тиринем, (Ой, родненькое, миленькое)

Саик ормам чамастон, (Возьми болячки с лица)

Саик ормам рунгостон, (Убери коросту с тела)

Чуди ведьсэ шлик нардык, (Бегущей водой омой)

Мазыйкс рунгом монь теик. (Меня красивой сделай)

Фото №1 КОНСПЕКТ интегрированного занятия познавательно речевое художественно эстетическое развитие в

Рассматривание полотенец. Вышитые полотенца очень яркие, сочные. Для вышивания используются шерстяные, шёлковые нитки, мулине. Стили узоров для полотенец тоже переплелись: геометрические узоры, фигурки животных и людей, растительный орнамент.

У эрзи в узорах преобладают геометрические формы: треугольник, квадрат, конус, круг, спираль. У мокши – наряду с геометрическим узором был растительный орнамент, фигурки животных, людей.

Воспитатель: На чём можно встретить мордовский орнамент?

Дети: На одежде, посуде, игрушках, на зданиях, на мебели, на предметах быта.

И в настоящее время в любой сельской избе можно увидеть расшитые полотенца. Ими украшают иконы, зеркала, стены и даже фотографии.

Современные фабрики выпускают яркие полотенца с геометрическим узором, что связывает древние культурные обычаи с современностью. Это полотенца тканные, с печатным рисунком и вышитые вручную.

Д/и «Назови элементы мордовского орнамента».

[/b]

Фото №2 Подготовительная группа подготовительной к школе группе

Воспитатель: Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите, из каких элементов состоит этот орнамент.

Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, С-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полувосьмиконечная звезда, точка, круг, растительный орнамент (завиток).

Воспитатель: А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Садитесь за свои места. Для начала мы разомнём наши пальчики. (Можно предложить провести гимнастику ребёнку)

Фото №3 Мордовия Мордовское полотенце нетрадиционная техника печать Автор составитель Замотаева А Фото №4 воспитатель МДОУ Детский сад Цель познакомить детей с историей мордовского полотенца

Пальчиковая гимнастика.

Те сурнесь – авине, (Этот пальчик – мамочка)

Те сурнесь – тетине, (Этот пальчик – папочка)

Те сурнесь – бабине, (Этот пальчик – бабушка)

Те сурнесь – дедыне, (Этот пальчик – дедушка)

Те сурнесь – мон…Ванине. (Этот пальчик – я…Ванечка)

Дети под слова разминают каждый пальчик, сначала на одной реке, затем на другой. Гимнастика проводится 2 раза.

Воспитатель: Сегодня вы будете украшать мордовским орнаментом полотенце, которое мы свами приготовили, техникой –

печать

. Сначала внимательно послушайте и посмотрите как рисовать этим способом.

Воспитатель показывает способ рисования печатью. На печать кисточкой нанести краску (можно краску налить в блюдечко и промакивать печать) и приложить её к листку, немного прижать. Печатные элементы можно дополнить или подправить тонкой кистью.

Фото №5 Публикация Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Мордовское полотенце размещена в разделах Конспекты занятий

Воспитатель: Рисунок должен быть симметричным и одинаковым по обоим концам полотенца. Работать надо аккуратно, не набирать много воды на кисть, краску брать на кончике кисти (работа с тонкой кистью, пользоваться салфеткой.

Фото №6 Все конспекты Мордовия Подготовительная группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД апрель Задачи Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования печать Фото №7 Учить выделять элементы мордовского орнамента понимать закономерности сочетания форм цвета расположения узора и технику выполнения Фото №8 Учить передавать колорит мордовского орнамента

Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.

По окончании работы дети выставляют свои полотенца на доску.

III. Итог занятия.

[/b]

Воспитатель: Какие красивые, яркие полотенца у вас получились! Молодцы! Какая работа вам больше всего понравилась? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о Мордовии, о обычаях мордвы. Что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей)

Фото №9 Развивать связную речь умение говорить правильно формировать словарный запас Фото №10 Воспитывать нравственно патриотические чувства чувства дружбы и доброжелательности к другим народам интерес к мордовской народной культуре стремление научиться создавать изделия радующие окружающих

Дети прощаются с гостями.

Дети: Вастомазанок! До свидания!

Используемая литература:

[/b]

1. Валдоня: Программа и метод, рекомендации. - Саранск, 2001.

2. Мордовская народная вышивка/Сост. В. Н. Мартьянов. Саранск, 1991.

3. Мордовский народный костюм: Альбом. - Саранск, 1990.

4. Интернет - источники.

Публикации по теме:

Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.

Сетка организованной образовательной деятельности на 2014–2015 учебный год Сетка организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Гномики» Понедельник 1) Комплексное (ИЗО/Конструирование/Ручной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Мордовское полотенце»
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 21:00
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД