Лучший педагог года

Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа» (6 фото)

Людмила Пронская
Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»

«Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа"

Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»

Программные задачи:

Продолжать формировать у детей интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре, традициям и обычаям.

Обогащать представления детей о роли семьи в жизни человека, о распределении обязанностей между членами семьи.

Публикация «Конспект интегрированной НОД „Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа“» размещена в разделах

Развивать интерес к фольклору, умение эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в произведениях устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства.

Воспитывать любовь, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование:

Старинные предметы быта, разная утварь, книги с русскими народными сказками, р. н. музыкальные инструменты, одежда для девочек и мальчиков (русские сарафаны и рубашки).

Предварительная работа:

Создание в группе мини-музея «Русская изба». Знакомство с укладом жизни людей на Руси, с предметами быта, их трудом. Рассказывание р. н. сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Разучивание р. н. потешек, песен, пословиц, поговорок, частушек. Обучение детей плетению, шитью и др.

Ход интегрированной непосредственно образовательной деятельности:

Беседа с детьми у карты России в патриотическом уголке:

- Что мы зовем Родиной?

- Почему говорят, что Родина у человека бывает только одна

- В какой стране мы живём? Значит мы кто?

- Как называется наш край, в котором мы живем?

Пословицы о РОДИНЕ: (Человек без Родины, что соловей без песни и др.)

Воспитатель предлагает отправиться на посиделки в русскую избу и поговорить о жизни наших предков, о тех людях, которые жили задолго до нас.

Посиделки в русской избе.

- Из каких двух слов образовано слово «семья»? («семь» и «я»)

- Семья бывает какая? (большая, дружная и т. д.)

- Как заботятся друг о друге все в доброй семье?

Пословицы о СЕМЬЕ (Коли вся семья вместе, так и душа на месте. В семье и каша гуще)

ИГРА «Скажите, какой (какая?»

Папа – добрый, трудолюбивый и т. д.

Мама – родная, любимая и т. д.

Родители – дружные, трудолюбивые и т. д.

Игра «Скажи ласково»

Мама – мамочка, мамуля, матушка, мамуленька…

Папа – папочка, папуля, папенька…

Баба – бабушка, бабуленька, бабусечка, бабуся…

Дед – дедушка, дедуленька…

- Кого называют мачехой? (неродную мать)

- В каких сказках дети страдали из-за нелюбви мачехи? (Хаврошечка, Золушка и др.)

ФИЗМИНУТКА-потешка:

«Баю, баю, баю – живёт мужик на краю,

Он не беден, не богат – у него полно ребят.

Все по лавочкам сидят, кашу маслену едят.

Сердце бьется, душа радуется.»

Воспитатель:

В старину слово родителей было законом, а жизнь их – примером. Все дети росли в добром послушании. И все были заняты делом с самого детства: девочки учились работать иглой, спицами, помогали готовить пищу, наводить порядок в избе, а мальчики – мастерили, лапти плели, на поле работали.

Игра «Скажи наоборот» (беспорядок – порядок, чистота – грязь, новый – старый и т. д.)

Игра «У кого какой дом?» (у лисы – нора, у волка – логово, у медведя – берлога и др.)

- Какие бывают дома у людей? (замок, юрта, яранга, чум, шалаш)

- В каком доме жили люди в старину? В каких р. н. сказках рассказывается о таких домах? (Маша и медведь, Три медведя, Теремок)

Воспитатель:

Родной дом – дом всего рода. Все вместе под одной крышей жили деды, отцы, внуки и правнуки. («Семья в куче – не страшна и туча»)

Дом строили на многие лета (года) – старательно, добротно, прочно. Для этого хозяин звал свою родню и соседей на помощь. Тут и опыт нужен был, и мастерство, и особый талант. Ведь избы строили без единого гвоздя. Таких мастеров очень уважали.

- Какой инструмент был добрым помощником и гордостью хозяина? (топор) .

Его берегли и даже передавали по наследству от отца к сыну. («Топор всему делу голова»)

- Из каких деревьев делали дома на Руси? (из хвойных – ель и сосна, т. к. в таком доме человек лучше себя чувствует и дольше живет).

- По древнему обычаю, что украшало крышу русской избы? (деревянный конёк, т. к. он был не только украшением, но люди верили, что он охраняет их и оберегает от бедности). – Какое значение имел конь в жизни наших предков? (огромное – он был нужен на охоте, и в битве, и на поле, и в хозяйстве, и средством передвижения)

Игра «Подбери словечко»

Конь какой? (ретивый, быстроногий, выносливый и т. д.)

Конь что делает? (бежит, скачет, ржет и т. д.)

- В старину, когда в избу входили гости, они делали три поклона. Кому? (один – хозяевам, другой – иконам, третий – печке-матушке)

- Почему печке, как вы думаете? (Печка – самая любимая в избе: у хозяйки – она готовит, на печи сушили одежду, обувь, грибы, на лежанке старики любили погреть свои кости, дети любили на ней поваляться и сказки послушать)

- Какой угол в избе был главным? (красный угол – располагался в переднем углу, самом красивом – именно в нем помещались иконы)

- Что еще стояло в красном углу (стол, лавки). Это особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством.

ПОСЛОВИЦЫ о ДОМЕ: (Без хозяина дом – сирота, Дом вести – не бородой трясти)

ФИЗМИНУТКА «Поклон»:

«Дедушке – поклон, бабушке – поклон, папочке – поклон, мамочке – поклон, а тебе (имя ребенка) – РОСТ большой.

- Какой главный продукт был на Руси? (хлеб).

Пословицы о ХЛЕБЕ: (Будет хлеб, будет и обед. С хлебом-солью всякая шутка хороша.)

- Что хозяйки варят из крупы?

Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым, крепким и сильным, а девочкам – красивыми.

ИГРА «Что за каша?» (как называется каша из данной крупы)

из гречки – гречневая

из пшена – пшенная

из риса – рисовая

из манки – манная

из перловки – перловая

Скороговорка: «На горе у речки уродилась гречка»

Воспитатель:

- Почти всё, что в избе делалось своими руками. Всё делалось тщательно, с любовью и было красивым, радовало глаз. Любая вещь (ковш, подзор, полотенце) - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом. По традиции всё было связано с природой, окружающей средой.

Это стремление к прекрасному, мастерство передавались из поколения к поколению. Своему ремеслу отец учил сына. А тот, когда вырастал, передавал мастерство своему сыну. А иногда работали русские умельцы даже целыми семьями. Так появились народные умельцы, зарождались промыслы.

В старину говорили: «Всякому молодцу ремесло к лицу».

- Что за посуда стоит у нас на столе? (хохломская)

Раньше деревянную посуду делали во многих местах России. Но особенно прославились изделия из села Хохлома на Волге. Отсюда пошло название «хохломская роспись».

- Каждый ли человек сможет сделать такую красоту? Почему?

- Почему узор называют растительным? (элементы: травинки, завитки кустики, ягодки)

Игра «Продолжи предложение»

(труд мужчин)

Садовник – это человек, который разводит сады, выращивает фрукты.

Мельник – это человек, который работает на мельнице.

Кузнец – это мастер, который изготавливает изделия из металла.

Гончар – это мастер, изготавливающий глиняную посуду и др.

(труд женщин)

Пряла пряжу (пряха)

Вышивала скатерть (вышивальщица)

Вязала носки и варежки (вязальщица) и др.

ПОТЕШКА:

- Иван, где ты был?

- На мельнице.

- А что делал?

- Муку молол.

- А что из муки делал?

- Пирог испек.

- А кого позвал?

- А кого только мог.

- А нас не позвал.

- Позвать не успел. Пирог весь сам съел.

- Где работал Иван?

- Какой он был? (жадный, скупой)

Д/и «Музыкальные лапти»

(под музыку передают лапти, с остановкой музыки тот, у кого в руках лапти – делает присядку, дети хлопают)

РУЧНОЙ ТРУД:

МАЛЬЧИКИ- умельцы : плетут

ДЕВОЧКИ - рукодельницы: пришивают пуговицу

Воспитатель:

Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой, которая звучала на народных инструментах. В древности человек был ближе к природе и учился у неё: народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов.

- Какие вы знаете народные музыкальные инструменты?

ИГРА «Отгадай кто?»

- играет на гармошке (гармонист)

- на ложках (ложкарь)

- на балалайке (балалаечник)

- на дудке (дударь)

ПЕСНЯ «Я на гору шла» (мальчики играют на ложках, а девочки исполняют песню)

Воспитатель:

В давние времена был ОБЫЧАЙ: если в дом стучал прохожий, то хозяева обязательно приглашали его отдохнуть и угощали («Чем Бог послал»).

Русский человек, чтобы не случилось – никогда не унывал. Последним куском хлеба готов был с ближним поделиться. Это обычай гостеприимства. Не зря ведь в народе говорят: «Красному гостю – красный угол».

Гостей встречали с хлебом – солью: в знак уважения.

Чаепитие за самоваром – это ТРАДИЦИЯ, без которой невозможно представить Россию. Самовар означал достаток, семейный уют, благополучие.

ИГРА «Куда нужно положить (налить?»

соль – в солонку

масло – в масленку

сахар – в сахарницу

конфеты – в конфетницу

чай – в чайник и др.

ИГРА «Мы гостей поджидаем, стол красиво накрываем!»

(дети накрывают стол для гостей: скатерть, самовар, сахарница, чашки с блюдцами, салфетки)

Приглашаем гостей к самовару за стол.

Фото «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»
Конспект интегрированной НОД - фото
Фото №1 Мальчики и девочки Фото №2 Конспекты занятий НОД мальчиков и девочек в традициях и обычаях Фото №3 Русские народные традиции и обычаи русского народа
Публикации по теме:

Мини-музей «Комната русской старины»Мини-музей «Комната русской старины» Цель создания музея: расширять представления детей о жизни, быте, традициях русского народа. Специфика жизни современного села не позволяет.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»
Опубликовано: 31 марта 2015 в 23:41
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД