Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе «Путешествие к Заюшкиной избушке»

Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе «Путешествие к Заюшкиной избушке»

Предварительная работа

Подготовительный этап по введению детей в грамоту проходил раньше: он начинался со знакомства с гласными звуками и буквами, обозначающими эти звуки.

Буквы запоминаются как предмет, как данность. Пока что ребенок не понимает, что буква – это графическое изображение звуков родного языка. Для него буква это тоже предмет. Абстрактные термины детям объясняются позже, когда устанавливаются логические связи: гласные звуки – значит долгие, звонкие, а согласные звуки – значит короткие и т. д. А на данном этапе ребенок свободно пропевает гласные звуки, а согласные произносит коротким звуком.

Запоминанию букв помогает сравнение их с реальными предметами. Играем в игру «На что похоже?». Например, буква «О» - это баранка, кружок, колесо. Буква «А» - это домик, стремянка. Буква «У» - это дудочка, трубочка. Буква «Е» - это лесенка, вилка (ручку к вилке можно подрисовать карандашом) и т. д.

Внимательные дети иногда в предметах видят букву. Например, «Т» - это швабра, антенна на крыше. Турник во дворе – это «П». Цифры дети тоже запоминают, опредмечивая их: 1 – это палочка, 2 – это уточка, 3 – это 2 крючочка, 4 – перевернутый стульчик и т. д.

Чтобы лучше запомнить букву, воспитатель с ребенком вначале рисовал в стилизованном виде буквы-символы, которые напоминают и соответствующие картинки, и в то же время похожи на стандартные буквы-знаки. Если ребенок забывал букву-знак, то сразу же вспоминал ее, взглянув на букву-символ.

Дети знакомились с гласными песенками: это песенки большого и маленького колобка. Познакомившись с гласными буквами, дети на занятиях путешествовали вместе с большим и маленьким колобком по сказке и пели их песенки

Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе «Путешествие к Заюшкиной избушке»

Во время пропевания песенок рука ребёнка показывала ту букву, которую он в данный момент называл, т. е. рука должна действовать синхронно звуку.

Таким образом, буквы преподносились ребёнку песенкой – блоком, а блоковая подача материала значительно облегчает его запоминание.

В младшей группе в начале года воспитатель в совместной деятельности проводит работу по закреплению знаний песенок большого и маленького колобка.

Непосредственно перед совместной деятельностью воспитатель предлагает детям серию дидактических игр на закрепление правильного произнесения звонких согласных звуков «Б-БЬ» и глухих согласных звуков «П-ПЬ». Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития слухового восприятия.

Показывает детям печатные буквы «Б» и «П». Дидактические упражнения на опредмечивание букв: «На что похоже?», «Сравни букву и предмет».

Продолжает проводить дидактические игры, способствующие запоминанию складов в неразрывной целостности согласного и гласного звука по таблице Н. Зайцева. Нельзя говорить «Б» и «О» вместе будет «БО». Ребёнок запоминает «БО» целиком, как единое целое, как один маленький блок. Такая методика не мешает запомнить песенку единым звукобуквенным комплексом.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Образно – игровое развитие. Создание мотивации помощи.

2. Знакомство с песенками Большого и Маленького бычка из сказки «Заюшкина избушка».

3. Идентификация звуков и знаков. Пропевание с одновременным простукиванием песенок по таблице.

4. Первоначальное закрепление песенки Маленького бычка. Смена высоты голоса.

5. Усвоение знаковой системы языка с помощью образов.

6. Запоминание песенок.

7. Знакомство с кубиками. Определение звонкости и глухости звучания кубиков.

8. Узнавание складов из большой и маленькой песенки. Действия: наложение, приложение.

9. Побуждение детей к самостоятельности, активности, проявлению доброты.

Стимульный материал: таблицы Н. Зайцева, кубики с первыми песенками, большие и маленькие склады из картона.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Настройка на игру:

Тише, тише, слушайте:

Сказка к нам идёт,

И в страну волшебную

Нас она зовёт

К сказочным загадкам

Поспешим, друзья,

Вы станете зайчатами,

А Зайчихой – я!

2. Образно-игровое развитие.

Поскакали, покружились

И в зайчат вы превратились!

Дети – зайчата идут по лесу и встречают зверей из сказки. (На ковре сидят игрушки: заяц, лиса, волк, медведь, бык).

-Здравствуйте, друзья!

-Здравствуйте, зайчата!

-Познакомьте нас с новым другом!

Введение нового персонажа в сказку (маленький бычок). Образно-игровое развитие.

Бык и бычок знакомят детей со своими песенками. Идентификация звуков и знаков. Пропевание и синхронное простукивание по таблице звуков песенки «большого быка» - Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ. Пропевание, показ на таблице и первоначальное закрепление звуков песенки «маленького бычка» - БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ.

Смена высоты голоса: маленький бычок всегда поёт более высоким голосом.

Выделить голосом звуки:

- Как поёт бык?

- Как поёт маленький бычок?

Воспитатель вместе с одним из детей показывает на таблице те склады, которые дети озвучивают.

Таким образом, дети усваивают знаковую систему языка с помощью образов.

Физкультминутка: - Бык поёт песенку, а мы ему подпоём:

БА-БА – я рогатый,

БО-БО – я хвостатый,

БУ- БУ – я ушастый,

БЫ-БЫ – очень страшный,

БЭ-БЭ – испугаю,

БЭ-БЭ – забодаю.

3. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт, противоречие, неожиданность, «затруднительная» ситуация).

Идентификация звуков и знаков. Создание мотивации помощи героям сказки.

Вдруг звери стали плакать и говорить, что бык и бычок отправились в лес поиграть, но там они потерялись, и звери их никак не могут найти. А без быка сказка не получается.

Мама – Зайчиха: – Как же найти их, зайчата, не знаете? Как помочь нашим друзьям?

4. Введение в игровую ситуацию познавательной задачи как способа разрешения конфликта.

Дети перебирают варианты, и в конце приходят к общему мнению: надо громко пропеть песенку быка, а затем маленького бычка. Тогда они откликнутся и придут.

Хоровое и индивидуальное пропевание песенок: Б,БА,БО,БУ,БЫ,БЭ и БЬ,БЯ,БЁ,БЮ,БИ,БЕ.

- Нашлись большой бык и маленький бычок. Молодцы, зайчата, хорошо звали!

5. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.

Большой бык показывает детям-зайчикам большой кубик, а маленький бычок – маленький кубик. «Зайчата» рассматривают кубики разной величины, на них написаны песенки. Кубики звонко гремят – железные. Из них можно составлять слова.

Затем большой бык показывает, что из 2х больших кубиков можно составить

слово БА - БА (сразу ставим ударение).

Д/и «Отгадайте, кто поёт песенку?» Воспитатель поёт песенки большого и маленького бычка, а дети - зайчики называют, чья это песенка.

6. Формирование (открытие) нового способа действий.

Бык и бычок подарили детям-зайчатам кусочки песенок. Большой бык – большие кусочки песенок, маленький – маленькие кусочки песенок. Как определить, чьи это кусочки песенок? По размеру кусочков методом наложения. Дети - зайчата раскладывают на фланелеграфе песенки, а воспитатель помогает расставить их в правильном порядке.

Благодарим быка и бычка за подарки. Звери радуются. Прощаются.

7. Выход из условного плана в реальный.

Были дружными зайчатами,

Станем умными ребятами.

Полетали, покружились,

Снова в деток превратились!

8. Оценка хода и результата игры.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Учимся читать, играя!Учимся читать, играя! Моей младшей дочери 5 лет. Читаем пока по слогам. Обучение начинали со знакомства со звуками, буквами. Учились придумывать слова на заданный.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе «Путешествие к Заюшкиной избушке»
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 09:59
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...
Дружественный батл между пехотинцами и моряками!
В пятницу в нашей группе проходил спортивный досуг совместный с родителями, посвященный Дню Защитника Отечества! Явка была 100% Праздник получился на...