Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе «Путешествие к Заюшкиной избушке»

Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе «Путешествие к Заюшкиной избушке»

Предварительная работа

Подготовительный этап по введению детей в грамоту проходил раньше: он начинался со знакомства с гласными звуками и буквами, обозначающими эти звуки.

Буквы запоминаются как предмет, как данность. Пока что ребенок не понимает, что буква – это графическое изображение звуков родного языка. Для него буква это тоже предмет. Абстрактные термины детям объясняются позже, когда устанавливаются логические связи: гласные звуки – значит долгие, звонкие, а согласные звуки – значит короткие и т. д. А на данном этапе ребенок свободно пропевает гласные звуки, а согласные произносит коротким звуком.

Запоминанию букв помогает сравнение их с реальными предметами. Играем в игру «На что похоже?». Например, буква «О» - это баранка, кружок, колесо. Буква «А» - это домик, стремянка. Буква «У» - это дудочка, трубочка. Буква «Е» - это лесенка, вилка (ручку к вилке можно подрисовать карандашом) и т. д.

Внимательные дети иногда в предметах видят букву. Например, «Т» - это швабра, антенна на крыше. Турник во дворе – это «П». Цифры дети тоже запоминают, опредмечивая их: 1 – это палочка, 2 – это уточка, 3 – это 2 крючочка, 4 – перевернутый стульчик и т. д.

Чтобы лучше запомнить букву, воспитатель с ребенком вначале рисовал в стилизованном виде буквы-символы, которые напоминают и соответствующие картинки, и в то же время похожи на стандартные буквы-знаки. Если ребенок забывал букву-знак, то сразу же вспоминал ее, взглянув на букву-символ.

Дети знакомились с гласными песенками: это песенки большого и маленького колобка. Познакомившись с гласными буквами, дети на занятиях путешествовали вместе с большим и маленьким колобком по сказке и пели их песенки

Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе «Путешествие к Заюшкиной избушке»

Во время пропевания песенок рука ребёнка показывала ту букву, которую он в данный момент называл, т. е. рука должна действовать синхронно звуку.

Таким образом, буквы преподносились ребёнку песенкой – блоком, а блоковая подача материала значительно облегчает его запоминание.

В младшей группе в начале года воспитатель в совместной деятельности проводит работу по закреплению знаний песенок большого и маленького колобка.

Непосредственно перед совместной деятельностью воспитатель предлагает детям серию дидактических игр на закрепление правильного произнесения звонких согласных звуков «Б-БЬ» и глухих согласных звуков «П-ПЬ». Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития слухового восприятия.

Показывает детям печатные буквы «Б» и «П». Дидактические упражнения на опредмечивание букв: «На что похоже?», «Сравни букву и предмет».

Продолжает проводить дидактические игры, способствующие запоминанию складов в неразрывной целостности согласного и гласного звука по таблице Н. Зайцева. Нельзя говорить «Б» и «О» вместе будет «БО». Ребёнок запоминает «БО» целиком, как единое целое, как один маленький блок. Такая методика не мешает запомнить песенку единым звукобуквенным комплексом.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Образно – игровое развитие. Создание мотивации помощи.

2. Знакомство с песенками Большого и Маленького бычка из сказки «Заюшкина избушка».

3. Идентификация звуков и знаков. Пропевание с одновременным простукиванием песенок по таблице.

4. Первоначальное закрепление песенки Маленького бычка. Смена высоты голоса.

5. Усвоение знаковой системы языка с помощью образов.

6. Запоминание песенок.

7. Знакомство с кубиками. Определение звонкости и глухости звучания кубиков.

8. Узнавание складов из большой и маленькой песенки. Действия: наложение, приложение.

9. Побуждение детей к самостоятельности, активности, проявлению доброты.

Стимульный материал: таблицы Н. Зайцева, кубики с первыми песенками, большие и маленькие склады из картона.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Настройка на игру:

Тише, тише, слушайте:

Сказка к нам идёт,

И в страну волшебную

Нас она зовёт

К сказочным загадкам

Поспешим, друзья,

Вы станете зайчатами,

А Зайчихой – я!

2. Образно-игровое развитие.

Поскакали, покружились

И в зайчат вы превратились!

Дети – зайчата идут по лесу и встречают зверей из сказки. (На ковре сидят игрушки: заяц, лиса, волк, медведь, бык).

-Здравствуйте, друзья!

-Здравствуйте, зайчата!

-Познакомьте нас с новым другом!

Введение нового персонажа в сказку (маленький бычок). Образно-игровое развитие.

Бык и бычок знакомят детей со своими песенками. Идентификация звуков и знаков. Пропевание и синхронное простукивание по таблице звуков песенки «большого быка» - Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ. Пропевание, показ на таблице и первоначальное закрепление звуков песенки «маленького бычка» - БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ.

Смена высоты голоса: маленький бычок всегда поёт более высоким голосом.

Выделить голосом звуки:

- Как поёт бык?

- Как поёт маленький бычок?

Воспитатель вместе с одним из детей показывает на таблице те склады, которые дети озвучивают.

Таким образом, дети усваивают знаковую систему языка с помощью образов.

Физкультминутка: - Бык поёт песенку, а мы ему подпоём:

БА-БА – я рогатый,

БО-БО – я хвостатый,

БУ- БУ – я ушастый,

БЫ-БЫ – очень страшный,

БЭ-БЭ – испугаю,

БЭ-БЭ – забодаю.

3. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт, противоречие, неожиданность, «затруднительная» ситуация).

Идентификация звуков и знаков. Создание мотивации помощи героям сказки.

Вдруг звери стали плакать и говорить, что бык и бычок отправились в лес поиграть, но там они потерялись, и звери их никак не могут найти. А без быка сказка не получается.

Мама – Зайчиха: – Как же найти их, зайчата, не знаете? Как помочь нашим друзьям?

4. Введение в игровую ситуацию познавательной задачи как способа разрешения конфликта.

Дети перебирают варианты, и в конце приходят к общему мнению: надо громко пропеть песенку быка, а затем маленького бычка. Тогда они откликнутся и придут.

Хоровое и индивидуальное пропевание песенок: Б,БА,БО,БУ,БЫ,БЭ и БЬ,БЯ,БЁ,БЮ,БИ,БЕ.

- Нашлись большой бык и маленький бычок. Молодцы, зайчата, хорошо звали!

5. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.

Большой бык показывает детям-зайчикам большой кубик, а маленький бычок – маленький кубик. «Зайчата» рассматривают кубики разной величины, на них написаны песенки. Кубики звонко гремят – железные. Из них можно составлять слова.

Затем большой бык показывает, что из 2х больших кубиков можно составить

слово БА - БА (сразу ставим ударение).

Д/и «Отгадайте, кто поёт песенку?» Воспитатель поёт песенки большого и маленького бычка, а дети - зайчики называют, чья это песенка.

6. Формирование (открытие) нового способа действий.

Бык и бычок подарили детям-зайчатам кусочки песенок. Большой бык – большие кусочки песенок, маленький – маленькие кусочки песенок. Как определить, чьи это кусочки песенок? По размеру кусочков методом наложения. Дети - зайчата раскладывают на фланелеграфе песенки, а воспитатель помогает расставить их в правильном порядке.

Благодарим быка и бычка за подарки. Звери радуются. Прощаются.

7. Выход из условного плана в реальный.

Были дружными зайчатами,

Станем умными ребятами.

Полетали, покружились,

Снова в деток превратились!

8. Оценка хода и результата игры.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Учимся читать, играя!Учимся читать, играя! Моей младшей дочери 5 лет. Читаем пока по слогам. Обучение начинали со знакомства со звуками, буквами. Учились придумывать слова на заданный.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе «Путешествие к Заюшкиной избушке»
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 09:59
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....