МААМ-картинки

Конспект итогового мероприятия по речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в страну звуков»

Татьяна Рындина
Конспект итогового мероприятия по речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в страну звуков»

Тема: «По дороге в страну звуков»

Цель: закрепить знания о звуках

Задачи:

- совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового, анализа;

- закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков речи;

- совершенствовать навык слогового чтения;

- продолжать формировать умение строить предложение и составлять их графические схемы.

Методы и приемы:

- наглядный (пособия и картинки);

- словесный (совместная речевая деятельность);

- игровой (физкультминутка, сюрпризные моменты);

Публикация «Конспект итогового мероприятия по речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста „По дороге в страну звуков“» размещена в разделах

- практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Словарная работа: закрепление понятий: «звук», «гласный», «согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Материалы и оборудование: письмо королевы Грамоты, костюм королевы, импровизированный «ковер-самолет», волшебный цветок с буквами, карта города Буквограда, «Слоговая гусеница», шкатулка, призы: книги сказок из серии «Читаем сами» и раскраски с видом замка королевы Грамоты.

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками и буквами, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, составление графических схем слов, знакомство с ударением, с родственными словами; с предложением, составление графических схем простых предложений; отгадывание ребусов; чтение слогов, коротких слов и простых предложений.

Содержание НОД

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Педагог: «Дорогие ребята! Давайте поздороваемся с вами без слов - жестами и мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя друг друга.) Один ребенок читает стихотворение «Доброе утро»:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!» (Дети и педагог хором.)

«Доброе утро!» - солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - приветливым лицам.

Ребят! Вы очень старались на всех предыдущих занятиях и многим из вас удалось достичь больших успехов в изучении нашего родного и любимого русского языка. Я очень этому рада.

Сегодня у нас необычное занятие: мы совершим увлекательное путешествие в страну грамотной и красивой речи и, возможно, встретимся с королевой Грамотой. Она прислала вам письмо. Послушайте его:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я долгое время наблюдала за вами, переживала за вас и радовалась вашим успехам в изучении грамоты. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. В моем звуковом царстве, Буквенном государстве случилась беда. Хитрый волшебник Буквоед пробрался в Букволандию, заколдовал всех жителей, и теперь у нас царит беспорядок. Свое заклинание он хранит в волшебном цветке. Оторвав лепестки цветка, и прочитав магическое слово, вы сможете расколдовать жителей моего королевства. Я надеюсь на вашу помощь, но. Путь будет долгим и опасным. Ведь вам предстоит пройти Звучащу, перебраться через речку Звенящую, по буквенной дорожке пройти до Буквенного города, отгадать непростые загадки, повстречаться со Слоговой гусеницей. Если вы готовы мне помочь, то знайте, что в конце пути вас ждет награда. Удачи!

Королева Грамота.

Ну что, ребята, согласны вы отправиться в долгое и опасное путешествие?

Дети: «Да».

Педагог. Тогда давайте встанем в круг и соберем все свои знания и силы.

Психологический настрой:

(дети проговаривают чистоговорку, взявшись за руки)

Мы спокойны всегда.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Педагог. В конверте, кроме письма лежит портрет волшебника Буквоеда (врагов надо знать «в лицо», ведь кто знает, вдруг вы встретите его в Букволандии, карта города Буквограда, (чтобы вы не заблудились, подсказки и задания для вас. Итак, отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?

Дети На машине, поезде, самолете, велосипеде.

Педагог. Ребята, не забывайте, что страна волшебная, и транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже должен быть волшебный, необычный, поэтому сегодня мы отправимся в Букволандию на ковре - самолете. Вот на таком. (Воспитатель показывает импровизированный ковер-самолет, сделанный из цветного платка большого размера.) Ну, что полетели?

Дети. Да.

Педагог. Давайте возьмемся руками за «ковер-самолет». Звучит команда: «Пристегните ремни. Мы начинаем наш полет в Букволандию. Температура воздуха за бортом --5 градусов, в салоне ковра-самолета + 20. Закройте глаза, расслабьтесь и… представьте, что вы летите на ковре-самолете. (В это время звучит музыка – песня «Где водятся волшебники».)

Вот мы и прилетели.

Педагог. Молодцы, а теперь вам надо занять место за столом, для этого найдите на столе карточку со своим именем. Все нашли свое место? Хорошо, а теперь ответьте на мои вопросы. (Дети называют свое имя и отвечают на разные вопросы, например, сколько гласных букв в твоем имени, сколько слогов, почему имя написано с большой буквы.)

Дети, мы прибыли к тому месту, откуда начинается страна Грамотной и красивой речи. А вот и волшебный цветок с заданиями. Сосчитайте, сколько лепестков? (Дети считают.) Верно, шесть. Значит, и заданий тоже будет шесть. Только выполнив задание, можно оторвать лепесток и прочитать букву, а в конце путешествия – слово целиком, расколдовать жителей страны и победить хитрого Буквоеда.

1задание:

Надо отгадать загадки о жителях страны Грамотной речи.

Один мягкий и свистит

Другой твердый и шипит

Третий вовсе запоет,

Только кто произнесет. (Звук).

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает. (Буквы).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу,

То его потом прочту. (Слово).

Его можно сказать,

А можно взять и написать,

Но для этого надо буквы знать.

Что это? (Слово).

Работа со словом.

Педагог. Отрываем первый лепесток от волшебного цветка. Это задание связано со словами. Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем, шутим…

Помните, дети, мы с вами играли в игру «Слово на ладошке»:

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке…

Удивительно, конечно, но слова оказывается можно найти везде.

2 задание:

Задание-шутка

Ребята, Вредный Буквоед старательно уничтожает буквы, чтобы слов было меньше. Давайте позлим его немножко и покажем, как много хороших слов мы с вами знаем.

Давайте поиграем в игру «Какие бывают слова».

Дидактическая игра-соревнование «Какие бывают слова»:

Педагог предлагает детям подумать, какие бывают на свете слова (громкие, тихие, красивые, легкие, теплые, страшные, светлые и т. д.).

Дети делятся на команды (за каждым столом сидит команда: 3 игрока и капитан). Капитаном становится тот, кто вытащит карточку с буквой «К», игроками, - вытащившие карточку с буквой «И».

Капитаны по очереди подходят к волшебному солнышку и отрывают лучик солнца с заданием:

Задание 1. Назвать «громкие» слова (гром, стук, барабан, взрыв, стук).

Задание 2. Назвать «красивые» слова (цветок, природа, узоры, украшения).

Задание 3. Назвать «теплые» слова (печь, огонь, шуба) или «сладкие» - (конфеты, сахар).

Задание 4. Назвать «страшные» слова (монстр, привидение, призрак).

Команды совещаются, потом капитаны по очереди называют придуманные слова. Побеждает команда, назвавшая большее количество слов.

Отрываем второй лепесток с буквой.

Физкультминутка о словах «Ложка - это ложка»:

Ложка - это ложка,

(Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят.

(Хлопаем в ладоши.)

Кошка - это кошка,

(Шагаем на месте.)

У кошки семь котят.

(Хлопаем в ладоши.)

Тряпка - это тряпка,

(Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол.

(Прыжки на месте.)

Шапка - это шапка,

(Шагаем на месте.)

Оделся и пошел.

(Прыжки на месте.)

А я придумал слово,

(Руки в стороны – на пояс.)

Смешное слово – плим.

(Присели.)

Я повторяю снова:

(Наклоны туловища влево - вправо.)

Плим, плим, плим!

(Присели.)

Вот прыгает и скачет

(Прыжки на месте.)

Плим, плим, плим!

(Шагаем на месте.)

И ничего не значит

(Прыжки на месте.)

Плим, плим, плим!

(Шагаем на месте.)

3 задание:

Ой, что это? На нашем пути Звучаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?

Дети. Там звучат разные звуки.

Педагог. А какие бывают звуки?

Дети. Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых

мы разговариваем. Они называются звуками речи.

Педагог. Если Звучаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит, там звучат только красивые и правильные речевые звуки или как мы их ласково называем Звуковички. Звук можно проговорить и услышать, но нельзя увидеть и поймать. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? Правильно, гласные.

А есть еще в нашем языке звуки, при произнесении которых, воздух встречает во рту какую-нибудь преграду. Что это за звуки такие? Правильно, - это согласные звуки.

Перед нами Звучаща. Что за слово такое странное и сложное? Кто знает, что такое «чаща»?

Дети. Это густо посаженные деревья.

Педагог. Правильно.

Педагог. Ну, молодцы. Отрываем от цветка третий лепесток и в путь.

4 задание:

Перед нами река Звенящая. Здесь записка!

Река Звенящая вас ждет,

Но не пройти ее вам вброд.

Из букв сложите мостик

И поспешите в гости (Королева Грамота)

Ребята, буквы так испугались, что попрятались кто куда: за забор, в дом. Найдите их и подумайте, как их можно сложить, чтобы получился хороший прочный мост? (Дети выполняют индивидуальное задание на листочках.)

Надо сложить слово «мост». (Дети складывают слово «мост» и как бы проходят по нему. Отрывают четвертый лепесток от цветка.)

Закрепление навыков звукового анализа.

Педагог.

Вы загадки разгадали,

Очень быстро пробежали.

Но смотрите, впереди

Очень мощные замки!

5 задание:

Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замок? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»

Чтобы открыть первый надо правильно поставить ударение в слове «замок».

Дети объясняют постановку ударения и ставят ударение на картинке с изображением замка в слове «замок».

Педагог. Молодцы! Вот и город под названием Буквоград.

Закрепление навыков слогового анализа.

У входа в город нас встречает гусеница и гусеница необычная.

(Девочка в маске гусеницы читает стихотворение):

Я - гусеница не простая,

Гусеница слоговая.

Слоги могут

В слова превращаться,

Если с ними

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперед,

Кто слова во мне найдет.

6 задание:

Для того чтобы выполнить следующее задание, надо знать буквы. Следы, которые оставляют Звуки, касаясь ножками бумаги, называются буквами. Буквы мы можем увидеть, написать и …

правильно, - прочитать.

Перед вами слоговая гусеница с написанным на ней словом.

Вредный Буквоед переставил местами слоги, и спрятал окончание слова, чтобы слово невозможно было понять и прочитать. Помогите сказочной гусенице: поставьте слоги на место, найдите хвост и прочитайте слово. (Слово «гусеница»). Молодцы! А теперь скажите, это длинное слово или короткое? Как его можно измерить? Может быть линейкой?

Ребенок:

Измерить длинное слово?

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать –

Хлопать в ладоши пора начинать!

Педагог. Давайте попробуем. Замечательно. А сколько в этом слове гласных букв? А можно, зная количество гласных, определить сколько в слове слогов? Правильно, можно. Сосчитайте слоги. Получилось? Верно, 4 слога. Вы все сделали правильно, но это не всё. Слушайте ещё одно задание: перед вами предметные картинки. Вы берете по очереди по одной картинке каждый, проговариваете слово по слогам. Отхлопывая

слоги, определяете количество слогов в слове и кладёте картинку в кармашек гусеницы. Порядок складывания картинок такой:

в первом кармане - карточки с одним слогом, во втором - из двух слогов, в третьем, - из трёх, в четвёртом - из четырёх. Надо постараться

не ошибиться: слоговая гусеница пропустит только тех, кто всё сделает правильно.

(Дети выполняют задание и отрывают от цветка последний лепесток.)

Итог занятия:

Педагог. Ребята, мы выполнили все задания, собрали все лепестки волшебного цветка. Давайте прочитаем слово и наведем порядок в стране грамотной речи: расколдуем ее обитателей.

Дети. АЗБУКА.

Педагог. Вот, наконец, мы дошли до города букв – Буквограда, в котором находится дворец королевы Грамоты. Перед вами план города, и вам предстоит дойти до места, где стоит королевский замок. Мы будем двигаться по карте и начнем поиски с первой буквы алфавита. Как она называется? Правильно, «А». Идем дальше сверху вниз, читая все буквы, проживающие в районе гласных.

Дальше по улице Парной. Кстати, а как вы думаете, почему она так названа? Конечно, на этой улице живут парные согласные. Назовите их. И вот, наконец, мы у королевского замка. Вы справились со всеми заданиями, победили вредного Буквоеда. А сейчас Вас ждет сюрприз. Закройте глаза и повторяйте за мной:

Глаза закрываем, немного помечтаем.

Тихонько вздыхаем и… в замок попадаем.

Педагог в это время надевает накидку и корону и превращается в королеву Грамоту:

«Я очень рада, что вы здесь, вредный Буквоед побежден и хочу наградить вас за труд».

Вносится шкатулка с надписью «Если ребус разгадаешь, что лежит там, ты узнаешь». Слово, которое надо расшифровать – «КНИГА». Дети отгадывают, и педагог достает из шкатулки книжки из серии «Читаем сами».

Королева Грамота:

И девчонки и мальчишки

Могут все узнать из книжки

И такой подарок, дети,

Интересней всех на свете!

Эти книги - подарок за ваше старание, трудолюбие и умение дружить!

Кроме книги, которую вы сможете прочитать сами, я хочу подарить вам на память о путешествии в Букволандию раскраску с видом моего королевского замка.

Педагог. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну грамотной и правильной речи. Вам грустно покидать эту страну и ее обитателей? Знайте, что мы еще не раз побываем там.

(Звучит песня «Где водятся волшебники».) До новых встреч в стране Грамотной речи

Публикации по теме:

Конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Цель: Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Задачи: Закрепить в игровой форме навыки выполнения.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в волшебную страну» для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированного занятия «Путешествие в волшебную страну». для детей старшего возраста. Цель: Развитие познавательной активности.

Конспект мероприятия, посвященного 23 февраля, для детей старшего дошкольного возраста «День защитников Отечества» Авторы Магомедова Б. М., Мартыненко Т. В., Лебедева Н. Н. Цель: Воспитывать у детей чувства патриотизма, обогащать конкретизировать знания.

Конспект мероприятия, посвященного 72-ю годовщину со дня Победы для детей старшего дошкольного возраста День Победы. В зал входят нарядные дети, в руках у них цветы, шары, флажки. Песня «9 Мая» Вед. – Сегодня мы отмечаем очень торжественный.

Конспект мероприятия, посвященного Дню начала Великой Отечественной войны, для детей старшего дошкольного возрастаКонспект мероприятия, посвященного Дню начала Великой Отечественной войны, для детей старшего дошкольного возраста Конспект мероприятия, посвященного Дню начала Великой Отечественной войны. Цель: Развивать познавательный интерес к истории своей страны,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну музыки» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» ЦЕЛЬ: Обобщение и закрепление изученного материала по.

Конспект НОД «Путешествие в страну насекомых» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Путешествие в страну насекомых» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить представления у детей о насекомых. Задачи: • Закрепить представления у воспитанников о разнообразии насекомых, их особенностях,.

Конспект по познавательно-речевому развитию «Путешествие в страну знаний» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: активизация познавательной и речевой активности детей. Программное содержание: Образовательные: - формировать умение детей решать.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город звуков» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №101 «ДАШЕНЬКА» Г. ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» (МДОУ Д/С № 101).

Сценарий мероприятия: Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, через народную нанайскую сказку. Содержание: 1. Введение…3-4 стр. 2. Основная часть…. …5-8стр. 3. Заключение….

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового мероприятия по речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в страну звуков»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 06:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД