Папки-передвижки

«Разноцветные Матрёшки». Конспект клубного часа в ГПД первого класса по направлению «Мастерская художника»

Анастасия Гринёва
«Разноцветные Матрёшки». Конспект клубного часа в ГПД первого класса по направлению «Мастерская художника»

Цели:

1. Развивать интерес к народным традициям;

2. Развивать художественные способности.

Задачи:

1. Познакомить воспитанников с историей народной игрушки;

2. Развивать умение работать с гуашью;

3. Оформить «сувенирную лавку» из работ воспитанников.

Инструменты и оборудование: музыкальное сопровождение «Русские народные песни», иллюстрации матрёшек, шаблоны матрёшек трёх видов, кисти, краски.

Ход занятия

1. Создание эмоционального настроя

Публикация «„Разноцветные Матрёшки“, Конспект клубного часа в ГПД первого класса по направлению „Мастерская художника“» размещена в разделах

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и заметьте, какие вы все разные. Я тоже приветствую вас на нашем занятии. И надеюсь, что наше сотрудничество будет успешным. Так что в конце мы сможем порадоваться проделанной работе.

2. Введение в тему

Загадка

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички,

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -(Матрешки)

У нас в гостях сегодня три Девицы в разных красочных нарядах. А знаете ли вы, ребята, откуда родом наши гости? (Из сказки, из России… и т. д.) (Слайд 1)

3.1. История Матрёшки в России

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Вот как выглядела первая Матрёшка (Слайд 2)

Игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

• Как вы думаете, почему эта игрушка называется «Матрёшка»? (Это её имя, её так зовут… и т. д.)

Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими.

• Как бы вы описали внешний вид Матрёшки? (румяная, полная красная девица в сарафане и платке, с кошками, собачками, корзинками и т. п.)

• Как делали игрушку? С чего начинали?

3.2. Изготовление игрушки

Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшой обрубок дерева, закреплял его на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы. (Слайд 3)

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже куклы заработали бронзовую медаль. Вскоре после этого матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. (Слайд 4)

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. (Слайд 5)

Но у нас сегодня в гостях только три девицы, давайте познакомимся с ними поближе.

3.3. Разновидности Матрёшек

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА (Слайд 6)

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Давайте рассмотрим её внимательнее.

Отличительные черты:

Добротна, крутобока, устойчива по форме

Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета

Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом

Две пряди волос прячутся под платок

Нос изображают двумя точками

Губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком.

Платок завязан узлом

Мастер рисует рукава кофты, сарафан

Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием «тычка».

Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА (Слайд 7)

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.

Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу.

А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком.

Отличительные черты:

По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки).

Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски

Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов.

Матрешку лакируют.

Форма несколько заужено книзу

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА (Слайд 8)

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской.

Отличительные черты:

Роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос,

Платок ниспадает с головы

На голове трилистник розана

Овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Давайте и мы с вами разукрасим свою матрёшку.

4. Закрепление материала (Слайд 9)

На столе лежат шаблоны Матрёшек трёх видов на выбор. Вы – русские художники. Разукрасьте девиц соответственно вашему выбору: это будет Загорская, Семёновская или Полхов-Майданская Матрёшка?

Вариант: можно разделить на группы по городам и дать задание разукрасить соответственно.

В конце занятия сделать сувенирную лавку – выставку работ. Фотографирование мастеров на фоне работ.

Публикации по теме:

Фестиваль педагогического мастерства «Педагогическая мастерская дошкольного образования». Опыт работы в форме мастер-класса Мастер-класс «Пластилиновая живопись» 1. Презентация педагогического опыта. Обоснование выбора технологии. Пластилиновая живопись – один.

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Разноцветные матрёшки» Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе. Тема: «Разноцветные матрёшки». Образовательные области: художественно- эстетическое,.

Конспект клубного часа «Космос» Цель проведения: Закрепить и обобщить знания детей о космосе; Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, формировать у детей.

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике в группе младшего дошкольного возраста «Мастерская художника Карандаша» Цель: Учить детей размазывать краску рукой, дорисовывать пальцем мелкие детали. Развивать фантазию и воображение при помощи кляксографии,.

Конспект проведения «клубного часа» Цель проведения: Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, формировать у детей способность проявлять инициативу в заботе.

Методическая разработка клубного часа для учащихся 1–2 классов «Пасхальный сюрприз» Методическая разработка клубного часа для учащихся 1-2 классов «Пасхальный сюрприз» Цель: •Познакомить детей с историей праздника, с традициями.

План-конспект клубного часа «Волшебный мир оригами». Занятие «Новогоднее украшение «Елочка» Тема: Новогоднее украшение «Елочка». Техника: оригами. Цель: изготовление новогоднего украшения- ёлочки в технике оригами. Задачи: =учить.

План-конспект мастер-класса с детьми старшего дошкольного возраста «Театрализованная мастерская» План- конспект мастер-класса с детьми старшего дошкольного возраста «Театрализованная мастерская». Автор: Солянкина Светлана Анатольевна,.

Проведение «Клубного часа» Проведение «Клубного часа» в МБДОУ № 21 «Дюймовочка» Участники: Виноградова З. А. Полуэктова Т. В. Малеева О. В. Тонких М. В. Малярова С. Н.

Развитие самостоятельности старших дошкольников и их социализация в процессе «Клубного часа» Развитие самостоятельности старших дошкольников и их социализация в процессе реализации современной педагогической технологии «Клубный час».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Разноцветные Матрёшки». Конспект клубного часа в ГПД первого класса по направлению «Мастерская художника»
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 12:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД