Лучший педагог года

Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Деревья. Какие они?» (6 фото)

Валентина Нуйкина
Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Деревья. Какие они?»

Тема: «Деревья. Какие они

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Программное содержание:

1. Закреплять знания детей о деревьях : умение называть деревья, произрастающие на территории России (по памяти).

Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Деревья, Какие они?“» размещена в разделах

2. Закреплять знание о строения дерева, учить определять различие деревьев по внешнему виду.

3. Расширять знания детей об окружающем мире: познакомить с различными видами деревьев, растущих в других странах.

4. Продолжать знакомить детей нетрадиционными техниками рисования.

5. Закрепить знание о том, что дерево - это живой объект, который дышит, питается, растет; при неосторожном отношении деревья могут погибнуть.

6. Развивать воображение и творческие способности детей, чувство композиции и формы, мелкую моторику рук.

7. Воспитывать аккуратность в работе.

8. Поддерживать интерес к изучению различных способов изображения действительности.

Формы деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Методические приемы:

1. Наглядные;

2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);

3. Игровые (сюрпризный момент);

4. Поощрения, анализ занятия.

Словарная работа: Береста, дубрава, лыко, лапти, яство, черешок.

Оборудование:

• тонированная бумага А 4;

• гуашь;

• комочки смятой бумаги;

• клеёнки, салфетки;

• музыкальное сопровождение.

• загадки о деревьях;

• иллюстрации с изображением деревьев в разное время года;

• проектор, ноутбук, картинки с изображением деревьев;

• музыка «Звуки леса».

Предварительная работа:

• беседа на тему «Деревья»;

• рассматривание иллюстраций «Виды деревьев»;

• целевая прогулка по территории детского сада «Знакомство с деревьями»;

• П/игра «К названному дереву беги».

• подготовка тонированной бумаги, размером - А 4;

• подготовка смятых комочков для рисования оттиска на бумаге.

Ход занятия

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Давайте возьмемся за руки и передадим свое тепло друг другу, улыбнемся.

- Ну, как ваше настроение? Хорошее?

- Тогда начнем наше занятие.

II. Основная часть.

1. Сюрпризный момент. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром к нам прилетела из леса сорока и принесла вот это послание. (веточка или листок от Старичка - Лесовичка.)

- Давайте прочитаем его. Это послание нам передал Старичок – Лесовичок. (чтение послания)

«Дорогие, ребята, старшей группы. Пишет вам Старичок – Лесовичок.

Я – веселый старичок,

Старичок – Лесовичок.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Гостям я всегда рад!

Вы, я слышал, умные ребята, знаете много интересного. И я хочу узнать, что вы знаете такого, что я не знаю. С уважением, Старичок – Лесовичок

Воспитатель: - Ну, что, ребята, пойдем в гости к Старичку – Лесовичку (Да)

- Тогда в путь!

2. Двигательные упражнения.

«По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай.

И галопом поскачи.

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай.

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки-ножки.

Дальше веселей шагай,

Маршируй, не отставай.

Поскакали по дорожке

Быстрые ребяток ножки»

Воспитатель: - Вот и мы пришли в лес. И на опушке нас встречает Старичок – Лесовичок.

Воспитатель: - Ребята, Старичок – Лесовичок спрашивает, знаете ли вы, как надо вести себя в лесу?

3. Правила поведения в лесу.

(Не мусорить, не ломать ветки, не шуметь, не трогать птичьи гнезда, не разорять муравейники, не рвать цветы)

Воспитатель: - Вы, молодцы! В лесу вести надо тихо, вы же пришли в гости. А в гостях ведут себя тихо, не шумят.

4. Д/Игра «Отгадай-ка». Описание деревьев. Воспитатель: - Дети, Лесовичок предлагает нам разгадать его загадки:

1) «Весной - веселит,

Летом - холодит,

Осенью - питает,

А зимой согревает»(Дерево)

Воспитатель: - Как вы думаете, почему в загадке сказано, что дерево весной нас веселит, радует?

(После долгой зимы на деревьях появляются тоненькие нежные листочки и цветы - это радует нас).

Воспитатель: - Почему летом дерево холодит? (В жаркую погоду всем приятно отдохнуть в прохладной тени деревьев).

Воспитатель: - А что значит, что осенью дерево нас накормит? (Яблоки, сливы, груши, орехи - все это плоды деревьев, которыми лакомятся и люди, и звери).

Воспитатель: - А как может дерево согреть зимой? (Старые больные деревья рубят на дрова, а на молодых и здоровых зимуют белки, птицы, жуки и другие насекомые).

Воспитатель: - Видите, как много информации содержит одна небольшая народная загадка.

Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:

2) «Весной роняет слезы

Белая … (береза)»

Воспитатель: - Правильно! Что за слезы роняет береза весной? (сок березовый)

Воспитатель: - Что интересное можете рассказать об этом дереве.

5. Рассказ о березе. «Береза – лиственное дерево. Листья похожи на треугольники. Береза красивое, стройное дерево с белым стволом. На белом стволе четко выделяются темные черточки и полоски, как заплатки. Через эти заплатки береза дышит. Березы любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках. На Руси всегда любили белоствольную красавицу - березу. Ее называли деревом счастья. Береза – символ нашей родины России. Из березовых почек и бересты готовили лекарства, а березовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. А весной береза угощает всех своим березовым целебным соком и людей, и лесных обитателей. Береза – щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже в воде.»

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Береза красивое дерево, является символом нашей Родины. Ведь берёза – символ красоты нашей природы, символ России.

У каждой страны есть свой символ красоты природы.

Япония (символ – сакура)

Вот, например, в Японии – сакура, которая похожа на нашу вишню.

Канада (символ – красный кленовый лист)

Канаде – клён с красными листьями, а у нас белоствольная берёзка.

- Ребята, как вы думаете, почему именно берёзу считают символом России?

Дети: Потому что в нашей стране очень много берёз. Берёзы очень красивые и полезные.

Воспитатель: - Да, ребята, ни в одной стране нет столько берёз, как в нашей.

Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и под окном. Она не прихотлива к почве и вырастет порой даже на камнях.

Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Недаром говорят:

Пословица: «Корою бела, душою мила».

Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:

3) «Он из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок он и могуч.

Не боится ни гроз, ни туч.

Кормит он свиней и белок

Ничего, что плод его мелок»

Воспитатель: - Что это за дерево?

- А почему вы так думаете?

- Что можете рассказать интересное про это дерево?

6. Рассказ о дубе «Дуб – могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями. Дуб растет медленно, а живут эти деревья очень долго – 400- 500 лет. У нас в России растут дубы, которые достигли возраста 700 лет. Дубовый лес называют дубравой. Листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях. Семена у дуба – желуди. Многие лесные звери любят вкусные желуди. Кабаны, медведи, лоси, белки и бурундуки осенью с удовольствием поедают их. Из древесины дуба делают красивые и прочные вещи: мебель, паркет, бочки, и лодки. А из дубовый коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта.

Воспитатель: - Молодцы! Много интересного знаете о дубе.

7. Д/Игра «Игра в слова»

Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем, поиграем. Слушаем правила игры. Надо хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее березе и объяснить свой выбор.

Слушаем слова: желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, темноствольная, шишка, дубрава, стройная, янтарь, белоствольная, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.

Воспитатель: - Молодцы! Слова выбрали правильно.

- А сейчас отгадайте следующую загадку:

4) «Зимой и летом одним цветом»

Воспитатель: - Что это? (ель)

- Правильно! Это ель.

- А еще про какое дерево можно так сказать? (про сосну) Эти деревья круглый год стоят зеленые.

Воспитатель: - Ребята, чем отличаются сосна и ель от других деревьев?

(Сосна и ель – это хвойные деревья. У них за место листьев хвоинки. Они круглый год зеленые. Хвоинки у них тоже опадают, но не все сразу, а постепенно и мы этого не видим.)

Воспитатель: - Что интересное знаете о сосне?

8. Рассказ о сосне Сосна высокое, стройное дерево. Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ. Из ствола сосны делают мачты для кораблей».

- Верно, ребята. Сосновый лес называют сосновым бором. Воздух в сосновом бору особенный – сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов (вещества, убивающие или замедляющие рост и развитие вредных бактерий) и других полезных для человека элементов.

- А, что знаете о ели?

9. Рассказ о ели.

«Ель – высокое, могучее дерево. Достигает 10 метров высоты. Растут ели очень медленно, но живут долго – 500 – 600 лет. Ель называют «поющим деревом». Из ее древесины делают музыкальные инструменты: скрипки, виолончели. В старину из ели рубили избы. Народ давно приметил: «Изба елова – сердце здорово».

Воспитатель: - Правильно, ребята! Вот такие деревья сосна и ель. У сосны иголки длинные, а у ели короткие.

- Хвойным деревьям еще относятся кедр, пихта, лиственница. (показ картинок)

Лиственница

10. Д/Игра «Один – много» (с мячом (дети стоят в кругу)

- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Один – много»

Береза – березы

Дуб – дубы

Шишка – шишки

Ветка – ветки

Лист – листья

Сосна – сосны

Ель – ели

Рябина – рябины

Осина – осины

Лес – леса

Воспитатель: - Молодцы!

- Слушаем следующую загадку:

5) «Это дерево с цветом душистым.

Дает прохладную тень.

Под ее кроной отдыхают,

В безветренный, знойный день!»

Воспитатель: - Про какое дерево говорится в этой загадке? (липа)

- Почему вы так думаете? (дети доказывают правильность своего ответа)

- Расскажем про это дерево.

11. Рассказ о липе. «Липа стройное, высокое, темноствольное дерево, с пышной, густой кроной. Листья у клена похожи на сердечко. Цветет липа в середине лета, в июле. Воздух наполняется медовым ароматом, привлекающим пчел. В старину про липу говорили : «Липа человека обувает, кормит, поит». Из липовой коры получали лыко (верхний волокнистый слой коры молодой липы). Из лыка плели лапти. (крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу). Липовый мед – не только вкусное, но и полезное явство (вкусная еда). Из мягкой белой древесины мастера вырезали миски, ложки и другие деревянные предметы. Липовый цвет люди собирают, сушат, заваривают и получают душистый отвар, который пьют при простудах и гриппе».

Воспитатель: - Про какое дерево говорится в этой загадке:

6) «Никто ее не пугает, а она вся дрожит»

Воспитатель: - Ой, ребята, я даже не слышала про такое дерево, чтобы оно дрожало?

- А вы знаете такое дерево?

- Что это за дерево? (осина)

- Давайте расскажем про это дерево? Почему же оно дрожит?

12. Рассказ про осину. «Осина – подруженька белой березы. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах. Ствол у осины серебристо-зеленого цвета. Листья у осины – особенные, круглые, похожие на монетки. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят : «Осина и без ветра трепещет». Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке. Зимой любят полакомиться горькой, осиновой корой зайцы. Но осина на них не обижается – весной вырастет на дереве новая, более светлая кора. Осина – полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, паркет и спички.»

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Старичок – Лесовичок доволен вашими рассказами про деревья. Много интересного знаете о деревьях.

Воспитатель: - Сейчас немного отдохнем. (раздаю листочки, дети выходят на физкультминутку)

Физкультминутка. Д/Игра «Узнай дерево по листочку»

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем отличаются деревья друг от друга? (стволами, листьями)

- Ну, хорошо! Если вы говорите, что деревья отличаются листьями, сейчас мы попробуем узнать дерево по листочкам.

(Дети под музыку кружатся с листочками в руках. Музыка перестает звучать, дети собираются по группам с одинаковыми листочками).

- С какого дерева у вас листочки (дети отвечают)

13. Д/Игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель: - Ребята, вы много говорили, рассказывали о деревьях. А скажите, пожалуйста, чем же полезно дерево деревянных домах легко дышится. В народе говорят: «Изба елова – сердце здорово»

- Какую пользу приносят деревья? (дети рассказывают о пользе деревьев)

- Но, если дерево так полезно, если из него можно сделать много разных вещей, зачем же человек учился добывать металл, изобрел пластмассу?

- Чем дерево было неудобно? Не нравилось человеку? (дерево гниет, горит, очень тяжелое)

- Молодцы!

- Как вы думаете, для чего человек выращивает леса, а в городах – парки?

(Деревья, растения дышат углекислым газом, а выделяют кислород. А без кислорода люди и животные погибли бы. Еще деревья (листья) испаряют лишнюю воду, тонны воды возвращаются в виде дождя).

14. Д/Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: - Надо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор:

• Клен, рябина, ель, тюльпан.

• Береза, дуб, шиповник, тополь.

• Яблоня, смородина, черемуха, рябина.

• Осина, липа, дуб, ель.

• Сосна, тополь, рябина, ива.

• Липа, осина, клен, яблоня.

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы.

- Следующая игра.

15. Д/Игра «Какой лист? Какой плод?»

Воспитатель: - Закончите словосочетание:

Лист березы – березовый Лист дуба - ….

Лист липы - … Лист осины - …

Лист клена - … Лист ивы - ….

Шишка сосны - … Шишка ели - ….

Ягоды рябины - …. Ветка ели - ….

Физкультминутка

Мы пришли в весенний лес.

Много здесь вокруг чудес!

Справа - березки стройные стоят,

Слева – елочки на нас глядят.

На деревьях зеленеют листочки,

А в траве расцветают цветочки.

III. Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель: - Ребята, какое время года идет сейчас? (весна)

- На деревьях распустились листочки. Только вот Старичок – Лесовичок говорит, что на одной поляне, у него в лесу, на деревьях не распустились листочки. И они стоят и грустят. Лесовичок просит нас помочь деревьям, нарисовать листья, чтобы эти деревья не грустили, а радовались приходу весны вместе с другими деревьями.

- Ну, что, ребята, поможем деревьям (Да)

- Посмотрите, что вы видите на этом рисунке (ответы детей)

Воспитатель: - Да, на нем карандашом изображены дерево и рука. Похожи эти изображения между собой? (Рука похожа на ствол и ветви дерева).

- Я думаю, если закрасить рисунок руки коричневой краской и добавить зеленые листочки, то можно получить замечательное молодое деревце.

– Итак, ребята, сегодня мы будем рисовать деревья, но рисовать мы их будем необычным способом. Ствол и ветви мы уже сделали из обведенной руки.

- Листочки мы будем печатать комочками мятой бумаги, которые мы с вами приготовили заранее. (У детей листы тонированной бумаги).

Воспитатель: - Но помните, только аккуратность и добрые пожелания вашим деревьям помогут зазеленеть. Поэтому нарисовать сможет только тот, кто загадает своему дереву доброе желание.

(Дети говорят желания по очереди, рисуют – печатают комочками, смятой бумаги, листья)

Воспитатель: – А теперь приступаем к работе. (Помощь сопровождается частичным показом).

Желания:

• Я хочу, чтобы к моему дереву прилетало много птиц, которые съедали бы вредных насекомых.

• Если будет на моем дереве будет ранка, я её замажу глиной или землёй.

• Если ветер сломает веточки, я их поставлю в воду.

• Я хочу, чтобы ярко светило солнце и мое дерево выросло большое.

• Я хочу, чтобы у моего дерева было много друзей.

• Я хочу, чтобы около моего дерева жили дождевые черви и рыхлили землю.

• Я хочу, чтобы дождик поливал мое дерево.

• Я хочу, чтобы на мое дерево прилетали птицы, вили гнезда.

Воспитатель: - Хорошие пожелания вы придумали, надеюсь, ваши деревья получатся стройные, красивые.

IV. Самостоятельная работа детей

(Дети работают, звучит музыка – «Голоса леса»)

Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Деревья. Какие они?»
Фото «Деревья. Какие они?»
Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности - фото
Фото №1 Программное содержание

V. Выставка работ.

(По мере выполнения работ, дети выкладывают их на магнитную доску.)

Фото №2 Закреплять знания детей о деревьях умение называть деревья произрастающие на территории России по памяти Фото №3 Публикация Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Деревья Какие они размещена в разделах Группы компенсирующей направленности Деревья и кустарники Деревья

Воспитатель: – А теперь готовые наши работы отдадим в лес Старичку – Лесовичку, полюбуемся, какой хороший весенний лес мы создали собственными руками!

VI. Анализ работ.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Какие необыкновенные деревья у нас получились! Какая работа вам нравится? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: - А что помогло вам получить такие замечательные деревья? (Старание, аккуратность, внимание и, конечно же, любовь к природе). Все ребята сегодня очень старались и были молодцы! Старичок – Лесовичок тоже доволен вашими работами. И теперь у него в лесу полный порядок.

VII. Итог занятия.

Воспитатель: – А сейчас давайте подведем итоги нашего занятия :

- О чем сегодня мы говорили?

- Какие бывают деревья, виды?

- Что есть у каждого дерева?

- Где растет много деревьев?

- Вам понравилось наше занятие?

- А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: - Ребята, Старичок – Лесовичок очень доволен вами. Вы много знаете о деревьях. Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам, ребята.

Литература

1. Аникина В. М. Русские пословицы и поговорки – М. : Художественная литература, 1988

2. Багрова Л. А. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения. ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997

3. Кислова Т. Р. – По дороге к Азбуке – М. : «Баласс» 1999

4. Ликум А. – Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. : Компания «Ключ – С» М. : 1994

5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? – М. : ГНОМ и Д, 2001

6. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году. – М. : ГНОМ и Д, 2000

7. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2017

8. Чаплина В. Юля в лесу – М. : Художественная литература, 1988

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Деревья и птицы» Комплексное занятие в старшей группе. (экология, развитие речи, математика) Цели: закрепить с детьми название деревьев, птиц закрепить.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Чублукова Анна Владимировна Медведева Ольга СеменовнаКонспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия «Игры с Колобком» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект занятия «Игры с Колобком» в старшей группе компенсирующей направленности Тема: Использование дидактических игр и упражнений в.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие Родничка» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Одежда» Задачи: Обучающие: совершенствовать знания детей правильно называть предметы верхней одежды; формировать представление о видах одежды в.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мой город» Цель: Формировать элементарные представления детей о малой Родине-городе Крымске. Задачи: Коррекционно-воспитательные: Воспитывать патриотические.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Лексическая тема «Посуда» Цель: развитие лексико – грамматической стороны речи у детей старшей группы с ОНР. Задачи. Коррекционно-образовательная: - Формировать навыки.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности «Тележка для гнома» Тема: «Тележка для гнома» Цель: Учить изображать округлые формы,продолжать учить детей работать с палитрой, смешивая основные цвета, получать.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) «Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]» Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И,.

Сценарий праздничного музыкального занятия, посвященного 23 февраля в старшей группе компенсирующей направленности Сценарий праздничного занятия в старшей группе компенсирующей направленности к 23 февраля. Дети под музыку маршируют, идут по кругу, затем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Деревья. Какие они?»
Опубликовано: 22 мая 2019 в 22:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД