Конспект открытого занятия кружка по декоративно-прикладному искусству в технике  «вытынанка»

Вера Чернова
Конспект открытого занятия кружка по декоративно-прикладному искусству в технике  «вытынанка»

В царстве льда и снегов

Цели: Формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для реализации творческого потенциала воспитанников.

Задачи:

Образовательные:

1. Активизировать знания детей о некоторых видах животных полярных широт.

2. Дать понятие уникального природного явления – полярное сияние.

3. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – граттаж.

4. Изготовить аппликацию, используя смешанные техники – граттаж и вытынанка.

Развивающие:

1. Развивать воображение, мышление, наблюдательность, устную речь, любознательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.

2. Пополнять словарный запас воспитанников, расширять кругозор.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость, аккуратность, дисциплинированность, терпеливость, доброжелательность.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование; презентации на темы: «Края снегов» (в неё включены фотографии стран Севера, животных полярных широт и фото полярного сияния, «Полярное сияние»; видеофильм «Полярное сияние»; иллюстрированное изображение полярного сияния; вытынанки: белый медведь, пингвин, морж, северный олень; подготовленный картон для рисования в технике граттаж; палочки для рисования, клеёнка, клей ПВА, кисточки, тарелочки под клей, салфетки, ватные диски; таблица эмоций с карточками-смайликами, выражающими чувства: равнодушие, радость, грусть; медаль «Самый внимательный»; карточки со словами: граттаж, сполох, полярное сияние; наглядное пособие в виде готовой аппликации.

Словарная работа: сполох, граттаж, полярное сияние.

Предварительная работа: ознакомление с некоторыми видами животных полярных широт, вырезание их из бумаги в технике вытынанки.

Ход занятия:

1. Вступительная часть.

Перед началом занятия дети отражают своё эмоциональное состояние в таблице эмоций с помощью смайликов.

- Ребята, отгадайте загадку:

Скатерть бела

Весь свет одела!

(снег)

- А в какое время года бывает снег? (поздняя осень, зима, ранняя весна).

- Сейчас какое время года? (осень)

- Скоро наступит зима и всё вокруг надолго покроется пушистым, белым снегом. Ребята, а есть на Земле такие края, где снег лежит почти постоянно. Что это за края такие? (Северный и Южный полюс).

- Наше сегодняшнее занятие посвящено именно этим удивительным местам на нашей планете. Полюбуемся на снежные красоты этих чудесных мест.

На экране с помощью проектора показывается презентация «Края снегов» (Норвегия, Финляндия, Аляска и др.).

2. Основная часть.

- В стране вечных снегов живут особенные животные, они не боятся долгих и сильных морозов и шкурка у них в основном белая, чтобы легче было прятаться от врагов в снегу или проще было подстерегать добычу. С некоторыми видами животных вы уже познакомились и даже вырезали их из бумаги с помощью необычной техники. Как называется эта техника? (вытынанка).

- Что она из себя представляет? (Ажурное вырезание из бумаги различных фигурок и картин).

- Вспомним названия некоторых подобных животных и посмотрим ваши работы. Отгадайте-ка загадки: (презентация - животные полярных широт)

1. Зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

Кто живёт в морях холодных,

Среди айсбергов огромных?

У него усы, как ёрш,

Не боится стужи…(морж)

На экран выводится изображение моржа.

- Ребята, посмотрите, какая замечательная вытынанка, изображающая моржа. Кто её автор? Что ты можешь рассказать об этом животном?

Заранее изготовленные детьми вытынанки находятся у воспитателя. Воспитатель показывает вытынанку, держа её в руке, ребёнок рассказывает о животном и вырезалочка возвращается автору, кладётся на край стола.

Такие же действия после остальных загадок.

2. Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин,

А зовут его… (пингвин)

3. У моржа соседи

Белые…(медведи)

4. Бьёт копытами «цок-цок»,

Снег летит, крупа, песок,

Знают все, кому не лень,

Это северный…(олень)

- Сейчас я предлагаю вам немного поиграть, наша игра называется «Самый внимательный».

Дети встают в круг. Ведущий произносит слова: пингвин, медведь, олень и показывает при этом определенные движения для каждого животного, дети должны повторять их. Но ведущий специально путает ребят в процессе игры, называя одно животное, а показывая совсем другое движение. Кто ошибся, выходит из круга, выигрывает последний оставшийся. Ему вручается медаль «Самый внимательный».

- Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать об одном из прекраснейших природных явлений, которое могут наблюдать жители стран Северного и Южного полюсов.

Демонстрируется иллюстрация полярного сияния, на экране презентация фото этого природного явления.

- Высоко в небе возникает небольшое светящееся пятно. Оно растёт, разливается по небу, становится всё ярче и ярче. Светлеет ночь, на тёмном небе загораются разноцветные сверкающие дуги – красные, оранжевые, фиолетовые, зеленые, розовые. Вспыхивают пучки дрожащих лучей. В воздухе как бы висят переливающиеся цветами радуги огромные колыхающиеся занавески. «Сполохи играют», - говорят северяне.

Сполох – это вспышка света, огня.

Карточка со словом сполох вывешивается на доске.

-Такое зрелище фантастической красоты просто завораживает, похоже на чудо и называется оно полярное сияние – самое красочное световое явление в природе.

Карточка со словами полярное сияние и его иллюстрация вывешиваются на доске.

- Это свечение мельчайших частиц воздуха. На солнце бывают вспышки-взрывы, в результате которых рождаются частицы солнечного ветра. С огромной скоростью они летят к Земле и в небе появляется свечение.

Предлагаю вам посмотреть видеосъёмку полярного сияния.

Просмотр видеофильма «Полярное сияние».

С полярным сиянием связано множество мифов и легенд. Наши предки, не понимая природы некоторых явлений, связывали их с чем-то мифическим, порой божественным. Так, эскимосы считали, что огни в небе были душами китов, тюленей, а индийцы Канады полагали, что это искры огромного костра, который в небе зажигал «Большой дух».

- Какие впечатления у вас после просмотра данного видеофильма?

- Какими словами вы можете охарактеризовать полярное сияние? (переливающееся, яркое, сверкающее, загадочное, завораживающее и др.).

Физкультминутка

- Мне кажется, что вы немного устали, нужно чуть-чуть размяться, тем более, что вашим ручкам сейчас предстоит потрудиться.

На моей руке 5 пальцев (Сжимать и разжимать кулачки)

5 держальцев, 5 хватальцев (Изображать хватательные движения, выбрасывая руки перед собой)

Чтоб строгать и чтоб пилить (Тереть друг о друга ладони)

Чтобы брать и чтоб дарить (Сначала правую руку выбрасываем вперед с хватательным движением, затем левую, потом переворачиваем ладонями вверх и раскрываем кулачки)

Их не трудно сосчитать (Повороты головы влево-вправо)

Раз, два, три, четыре, пять! (Соединяем пальчики подушечками между собой, начиная с мизинцев)

Повстречались! (Трясём ладонями)

- Ребята, а наши животные заскучали, им хочется домой. Предлагаю отправить их в родные края, в мир сверкающего льда и пушистых снегов.

Я раздам вам чудесный картон, в котором спряталось северное небо с его разноцветными огнями и волшебные палочки, которые помогут вам явить нашему взору это завораживающее и величественное явление природы. А затем поможем нашим животным и поселим их под родное небо – для этого вам понадобятся клей, терпение и аккуратность. И, конечно же, необходим снег, его мы изобразим при помощи ватных дисков, а, как это делается, вы уже знаете.

Возьмите в руку волшебную палочку, попробуйте в воздухе, словно карандашом, как бы рисовать различные штрихи (воспитатель показывает вместе с детьми). А теперь то же самое вам нужно будет делать на картоне. Удивительно, но вы увидите, как вдруг засверкает всеми цветами радуги ваше прекрасное полярное небо. А такая техника работы называется граттаж, в дальнейшем вы ещё познакомитесь с ней поближе и научитесь сами изготовлять волшебный картон.

Карточка со словом граттаж вывешивается на доске.

Демонстрируется наглядное пособие.

3. Практическая работа.

Дети процарапывают палочками картон, изображая полярное сияние, наклеивают на него свои вытынанки и снег из ватных дисков. Работа сопровождается музыкальным фоном и демонстрацией фотографий полярного сияния с помощью проектора (презентация «Полярное сияние»).

4. Заключительная часть.

- Вы все хорошо потрудились, у вас получились замечательные работы, полюбуемся ими все вместе.

Дети выходят в центр группы, каждый держит в руках и демонстрирует свою работу.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- А чем ещё мы занимались сегодня?

- Чудеса нужно делить с друзьями, родными и близкими. Подарите свои прекрасные картины тем, кому вам очень захотелось на данный момент сделать приятное.

Дети дарят свои работы присутствующим на занятии гостям.

- Вам понравилось занятие? Какие чувства вы сейчас испытываете? (восторг, радость). Отразите, пожалуйста, ваши чувства в таблице эмоций, а наше занятие окончено, большое спасибо.

Дети прикрепляют смайлики-эмоции в таблицу на доске.

Публикации по теме:

Оформление окон в зимний периодОформление окон в зимний период Зимняя вытынанка, зимняя сказка В зимний период очень красиво и привлекательно смотрится оформление на окнах. В основном это картинки,.

Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Конспект открытого занятия кружка по декоративно-прикладному искусству в технике  «вытынанка»
Опубликовано: 28 сентября 2013 в 23:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Масленица (фотоотчет)
Широкая масленица – сырная неделя! Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем...
Фотоотчет «Спортивные достижения моих воспитанников».
Доброго дня коллеги! Хочу поделиться с вами моей гордостью и радостью! Моя воспитанница, Малеева Дашенька, посещает наш детский сад со 2 младшей группы. По...
Картотека Гимнастика после сна
Картотека гимнастика после сна 1. "Потягивание" И. п. лежа на спине, руки вдоль туловище. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточки двух ног вперед;...
Фотоотчёт праздника «Русские богатыри»
Фотоотчёт праздника "Русские богатыри" В этом году в старших группах мы проводили праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, в форме сказочного...
Статья «Установление психологичечкого контакта с детьми младшего дошкольного возраста»
УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления психологического...