Получи документы

Конспект музыкального занятия «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Олеся Решетнёва
Конспект музыкального занятия «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Конспект музыкального занятия

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

(с использованием технологии исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста)

Публикация «Конспект музыкального занятия „Детская экспериментальная музыкальная лаборатория“» размещена в разделах

Решетнёва Олеся Сергеевна, музыкальный руководитель МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок», Частоозерского района Курганской области

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

Обучающие задачи:

1. Обучение детей в умении устанавливать причины и следственные связи.

2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи: Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование: деревянные линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, аудиозаписи, листы бумаги (А4).

Ход занятия : Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия).

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята, музыкальный зал снова гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Ребята, вы очутились в музыкальной волшебной стране (включается волшебная музыка и световой шар). И вам тоже надо стать волшебниками. Вокруг себя вы повернитесь и волшебниками окажитесь. Дети и музыкальный руководитель кружатся и одевают колпачки, и становятся волшебниками.

М. Р. Маленькие волшебники, посмотрите, а ведь у нас в волшебной стране есть гости, давайте мы с ними поздороваемся. Но в волшебной стране не принято здороваться обычным способом, а принято поднимать себе и окружающим настроение с помощью волшебной песенки (Лилии Хисматулиной).

«Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина)

М. Р. «Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.» - так написал в своем стихотворении Сергей Олексяк. Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?

Дети отвечают: - Не интересной! Не яркой! Скучной!

М. Р. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети отвечают: - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия. Звуки бывают громкие и тихие. Звуки высокие и низкие. Звуки имеют длительность: бывают короткие и длинные. По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.

М. Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто-нибудь знает о том, что такое – звук?

Дети. Нет!

М. Р. Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты. (Наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»).

М. Р. Вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.

Эксперимент 1 : Откуда рождается звук?

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: детская гитара, линейки (деревянные)

М. Р: Ребята, до начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)

М. Р: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент. Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара) вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

М. Р: Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

М. Р: Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями. Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).

М. Р: Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

М. Р: Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну). Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!

Эксперимент 2 : «Можно ли увидеть звук?»

Задача: Развитие у детей элементарных представлений о свойствах звука.

Материалы: пластиковая бутылка, пищевая пленка, резинка, свеча.

М. Р: Ребята, звук можно не только услышать, но и увидеть. Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см).

М. Р: Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. Что произошло? СВЕЧА ПОГАСЛА! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя. Вот мы и увидели звук.

А сейчас мы немного разомнемся «Музыкальная физкультминутка»

Эксперимент 3 : «Звуки разные нужны, звуки разные важны».

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков. Материалы: Стаканчики: пластмассовый, бумажный, деревянный, металлический, стеклянный, глиняный и карандаш.

М. Р. Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были шесть братьев. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический). К пятому (бумажный) и самому маленькому (глиняный). Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. Давайте ребята и мы с ними познакомимся, но сначала разомнем свои пальчики (раздать карандаши детям).

Пальчиковая гимнастика «Карандаш»

Карандаш в руках катаю

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

А теперь давайте знакомиться с братьями стаканчиками. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

М. Р. Молодцы, ребята! Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент? (Различные предметы издают различные звуки). Молодцы, ребята.

Эксперимент 4 : «Звучание бумаги»

Задача: Показать, как можно использовать бумагу и какие звуки у бумаги.

Материал: бумажные листы

М. Р. Дети, перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

М. Р: Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас? (Издаваемый звук разный.) Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять). Молодцы, ребята!

Эксперимент 5 «Поющая вода».

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, кувшин с водой, палочки.

М. Р: Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

М. Р: Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук (М. р. наливает в стаканы воду).

М. Р: Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас? (ответы детей). В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды. Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды. (Дети стучат по очереди извлекая звук)

М. Р: Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по первому и шестому сосуду. Поменялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)

Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

М. Р. Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему. (Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Дети: Звук постепенно уходит вниз.

М. Р: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять их). Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята, а сейчас внимание на экран.

Видеоролик «Поющие бокалы»

М. Р. Ребята, вам понравилось занятие? (Ответ) Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Теперь вы сможете рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. «мы на месте покружились и в ребят мы превратились.» (снимаем колпачки)

Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Мой педагогический опыт работы музыкальным руководителем показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. В музыкальном образовательном процессе экспериментирование способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.

В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой и занимательный характер.

Дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум, приходят к пониманию причин возникновения звуков «Почему все звучит?», «Откуда берется звук?». Какие из услышанных звуков можно отнести к музыкальным? (Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике.) Что такое звук? Что сделать, чтобы остановить звук? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Есть ли голос у деревянной линейки? Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.)Можно ли извлечь звук из бокала? Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

В процессе музыкально- экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред. В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир музыки.

Публикации по теме:

Годовой отчет о кружковой работе «Детская научная стим-лаборатория»Годовой отчет о кружковой работе «Детская научная стим-лаборатория» В 2020-2021учебном году с детьми старшей группы «Кувшинки» я начала работу по проектной и исследовательской деятельности «Детская научная.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию «Музыкальная Италия» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию,с детьми старшего дошкольного возраста: "Музыкальная Италия" Цель: Знакомство детей.

Конспект музыкального занятия «Кто ходил?»Конспект музыкального занятия «Кто ходил?» Конспект музыкального занятия "Кто ходил?"Цели и задачи: Формировать элементарную музыкальную грамотность дошкольников. Развивать слуховое,.

Конспект музыкального занятия «Прогулка в лес» Задачи: стимулировать творческую активность детей; развивать певческие данные с помощью специальных творческих заданий; с помощью звукоподражания.

Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи: Продолжать знакомить детей с явлениями природы, расширить.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

У нас в гостях детская музыкальная школа имени Антония Аренского. Фотоотчёт.У нас в гостях детская музыкальная школа имени Антония Аренского. Фотоотчёт. 20 апреля наши дети и педагоги в очередной раз побывали на концерте воспитанников и преподавателей детской музыкальной школы имени Антония.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
Опубликовано: 27 апреля 2022 в 06:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД