Папки-передвижки

Конспект занятия «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством интеграции образовательных областей»

кругова нина
Конспект занятия «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством интеграции образовательных областей»

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт. Отдельные ощущения от предмета суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируется представления о свойствах предметов, становится возможным выделить один из множества других, найти сходства и различия между ними. Для полноценного сенсорного развития детей раннего возраста, необходимо использовать интеграцию всех образовательных областей, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Принцип интеграции требует отбора и выбора содержания образования, а также путей его реализации, обеспечивающих ценность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. Основная цель на данном этапе - помочь ребенку исследовать этот мир во всей его красоте и гармонии. Но не хаотично, а в определенной последовательности и систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Интеграция образовательных областей незаменима на протяжении всего процесса обучения. Интегрируя в обучении одну или несколько образовательных областей, педагог способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков. Повторение одного и того же материала посредством интеграции в различной образовательной деятельности, ведет к его лучшему запоминанию. Ребенок учится применять одни и те же навыки и знания в различных областях и повседневной жизни. Я, придерживаясь той точки зрения, что ребенку необходимо познать самые разные свойства предметов, материалов и явлений, познать мир во всем его разнообразии. Именно используя интеграцию образовательных областей в сенсорном воспитании детей раннего возраста в этой области можно добиться хорошего результата. Учитывая актуальность данной проблемы, мною была предпринята попытка активизировать работу по сенсорному воспитанию малышей и определены ряд проблем: - недостаточное внимание уделялось созданию разнообразной предметно- игровой среды по сенсорному воспитанию. - не складывалась система интеграции сенсорного воспитания в образовательном процессе. Результаты анализа проблем позволили изменить структурно- содержательную работу по данному направлению, а именно мною был сделан анализ перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования в группе, обеспечивающих развития сенсорных эталонов у детей. Была отслежена игровая зона в группе по сенсорному воспитанию, разработана структура интеграции сенсорного воспитания в разных образовательных областях. Я поставила перед собой ряд задач: - расширить опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогатить детей разнообразными сенсорными впечатлениями. -сформировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. -развивать художественное, физическое восприятие детей. -накапливать разнообразный сенсорный опыт, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях. Учитывая отмеченные особенности, работа по сенсорному воспитанию мною выстраивалась поэтапно. 1 этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставленных по размеру, цвету и форме. 2 этап. Использование приема обследования предметов. 3 этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. 4 этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. В своей работе с детьми я использовала игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Подбирала специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип; организовала веселые подвижные игры с использо- ванием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Так, действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Дети не только воспроизводят показанные действия, сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы, они начинают рисовать, лепить. В игры я, включила базисные компоненты необходимые для полноценного познавательного, социального, эстетического развития детей раннего возраста. При подборе дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывала особенности индивидуального развития ребенка. Все предметы подбирались так, что бы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Огромную действенную помощь мне оказывали интегрированные занятия с двигательным компонентом; включение сенсорной культуры в структуру разнообразных видов деятельности. Именно в процессе движения сопровождаемого словами, музыкой, мною решались задачи сенсорного развития ребенка. В сенсорно-интегрированной деятельности важное место занимает совместное экспериментирование детей и педагогов, развивающих интерес детей действовать с различными материалами, доводить начатое дело до конца. С этой целью я проводила эксперимент со смешиванием красок. Дети с восторгом выполняли задания. Так же увлекала детей конструктивной деятельностью. В процессе игрового взаимодействия дети приобретали умение сравнивать окружающие предметы и игрушки, обобщали их сходным признаком, устанавливали простейшие связи между ними. Усвоили технические приемы работы со строительным материалом: накладывать кирпичики или кубики друг на друга, укладывать их в ряд. Всегда обыгрывала эти действия, тем самым поддерживала интерес и желание играть в строительные игры, формируя стойкий сенсорный опыт у детей. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. В планировании занятий я использовала принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Я думаю, что в организации процесса обучения, на этапе раннего детства, важна систематичность. Занятия нужно повторять, хотя они не должны быть полностью идентичными. В своей работе, я опиралась, на непосредственный показ предметов воспитателем, на краткое словесное объяснение, не отвлекающее от зрительного восприятия, при самостоятельном выполнении задания каждому ребенку давала единичные указания, оказывала периодическую помощь, в отдельных случаях приводила индивидуальное обучение. Мною были разработаны и проведены игры-занятия решающие задачи сенсорного воспитания. В этих играх, на мой взгляд, дети приобрели новые знания, умения, которые будут использоваться в дальнейшем. Например. Игра- эксперимент «Цветная вода» со смешиванием красок. Целью моей было познакомить детей с цветами. Развить способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Развить познавательный интерес у детей. Я расставила в ряд на столе стаканчики и наполовину наполнила их водой, приготовила краски и кисточки. Обмакнула кисточку в краску одного из основных цветов и развела ее в стакане с водой. Все время я, комментирую свои действия, тем самым привлекаю внимание детей. Таким же образом я развела остальные краски. Затем пригласила детей подойти к столу взять кисточки и развести понравившуюся краску в стаканчике с водой. После этого сменила воду и предложила детям еще раз самим развести понравившуюся им по цвету краску. В ходе игры дети знакомятся с цветами. У них развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. У детей развивается познавательный интерес. Игра «Ниточки для шариков». Так же увлекла детей. Цель этой игры, учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов. Перед началом занятия я надула воздушные шары и приготовила ленточки. Показала детям шары и сказала: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо подобрать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета». Помогла малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Предложила детям поиграть с шарами. Именно игра помогает детям запомнить цвета, найти сходства предметов по цвету. Не менее увлекательной для детей стала игра. Круглый – квадратный. Цель этой игры познакомить детей с объемными геометрическими телами — шаром, кубом, учить детей различать цвета, знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: вверх, вниз. Закреплять понятия «маленький» «большой». Показать детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он круглый. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может он квадратный. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их». Дать детям два шарика разных цветов и предложите поиграть с ними. Называть цвет шарика, попросить, чтобы дети подняли вверх шарик определённого цвета. Потом усложнить задачу, раздать детям кубики разного размера, поднять вверх кубики. Объяснить, что один кубик «маленький» а другой «большой», поднять вверх кубик названного размера. Затем попросить разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую отдельно сложить те кубики, которые большего размера. Дети в игре знакомятся с шаром и кубом, учатся различать цвета, закрепляется понятие «большой» «маленький». Интересной детям стала игра «Лист бумаги». Цель этой игры учить детей ориентироваться на листе бумаги. Осваивать пространство вокруг себя и расположение объектов в нем. Я начала игру с того, что показала детям белый лист бумаги, затем объяснила, где у него верх, низ, центр. Потом раздала ребятам листы бумаги и картонные изображения предметов и игрушек и попросила разложить их в оп- ределенных местах листа, например: «Представьте, что лист бумаги — это белая полянка. Посадить игрушки на полянку так, как я скажу: положите утенка посередине, а зайчика внизу, вверху посадите птичку». Инструкции можно уточнять и усложнять: «Поставьте утенка наверху справа. Лягушку посадите внизу посередине». Дети успешно справились с заданиями, с интересом осваивали лист бумаги, впоследствии, это поможет им правильно располагать рисунки на листе бумаги. Игра «Собираем шишки» не менее интересна детям. Цель игры учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало. Начиная игру, прошу одного из детей взять одну шишку из корзинки. Объясняю, что одна шишка это - мало, а все остальные шишки это - много. Затем прошу высыпать шишки из корзины, обращаю внимание детей на разбросанные на полу шишки и прошу собрать их. Одному из детей в корзинку я положила 2- 3 шишки, а в большую корзину малыши собирают все остальные. В конце игры подвожу итог; «У Саши в корзинке мало шишек, а у Кати много». Повторяю игру несколько раз, меняя участников. Детям нравится. Все задействованы. Малыши в ходе игры учатся различать количество предметов. Еще одна игра называется «Вверх и вниз» Цель этой игры является знакомство детей с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверху, внизу. Осваивание пространства вокруг себя и постепенное его расширение. По команде: «Вверх», «Вниз» — дети взбираются на скамейку или слезают с нее. Также предложить детям по команде: «Вверх». «Вниз» - поднять мяч или опустить его. Дети с удовольствием выполняют действия по команде воспитателя, осваивая пространственные отношения- вверху, внизу. Еще одна интересная игра «Найди свое место». Эта игра учит узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. Предлагаю детям сесть на стулья, расставленные в ряд, и даю каждому малышу по игрушке. Ребята рассматривают игрушки, играют с ними. Затем по музыкальному сигналу разбегаются по комнате, оставив игрушки на стульях, и так же по сигналу (музыка останавливается) возвращаются на свои места, ориентируясь на игрушки. Игра повторяется 2—3 раза. Со временем игру можно усложнить: пока дети бегают, поменять местами 2-3 игрушки. Во время игры дети начинают узнавать свои игрушки у них развивается внимание и мышление. Вывод: Интеграция образовательных областей становится основной фундамента развития ребенка, именно интеграция определяет один из путей достижения качества образования, охватывает все виды деятельности, разнообразные игры, изобразительную, художественно-речевую и музыкальную деятельность. Для полноценного сенсорного развития детей раннего возраста, необходимо использовать интеграцию всех образовательных областей, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Публикация «Конспект занятия „Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством интеграции образовательных областей“» размещена в разделах

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательных областей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Аистенок» города Долгопрудный «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ.

Музыка как средство интеграции образовательных областей. Интегрированное занятие  «Машенька и братец Иванушка» СЦЕНАРИЙ Дети входят в зал под музыку. М. р. : - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычная встреча. Посмотрите сколько гостей пришло.

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областейМногофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей. Любая программа дошкольного образования ставит.

Проект в первой младшей группе «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Проект в первой младшей группе на тему «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Тип проекта.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности. «Ранний возраст - «золотая пора» сенсорного развития, так считал.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности Актуальность В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально–личностного.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше значение.

Способы интеграции образовательных областей в подготовительной группе Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. Мы с вами знаем, что.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством интеграции образовательных областей»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 15:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД