Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дон-батюшка» (старший дошкольный возраст)

Надежда Дубовик
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дон-батюшка» (старший дошкольный возраст)

Цель: Создание условий для становления у детей эмоционально-целостного

отношения к р. Дон

Программное содержание:

Развивать представление у детей о р. Дон как о незаменимом даре природы и историческом символе Родины;

- Формировать умение видеть и понимать переданные в живописи и литературе величавость и скрытую мощь реки;

-Воспитывать любовь к своей родной Донской земле;

-Побуждать детей к творческому выражению своих впечатлений в ИЗО деятельности.

Интеграция: ОО-«Познание», «Коммуникация»,«Художественное творчество».

Материал: Репродукция картины В. В. Щербакова «Дон тихий», фотографиирастений и животных, казачьи народные песни, пластилин, стеки, дощечки, салфетка.

Предварительная работа: Чтение описания реки Дон писателями М. А. Шолоховым, П. В. Лебеденко. Рассматривание картин художников В. В. Щербакова «Дон тихий», «У хутора лебяжьего» из серии «Донские пейзажи». Прослушивание казачьих песен: «Ай да, ну, кормилец, ты наш Тихий Дон», «Как у нас было на Тихом Дону» и др. Чтение и заучивание отрывков из стихотворений о р. Дон писателей: И. Глаголева, Б. Куликова, В. Иванова, П. Атаманцева, А. Пушкина

Ход:

Звучит песня «Как ты батюшка славный Тихий Дон»

Воспитатель: Это народная казачья песня часто была слышна в донских станицах.

О чем эта песня?

Дети: Ответы (о р. Дон)

Воспитатель: Правильно, о славной реке Дон, которую называют «Ты кормилец, Дон Иванович». Уважительно, по имени отчеству.

Почему кормилец?

Дети: Ответы (в реке много рыбы).

Воспитатель: Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной

своей реке Дону, к щедрой природе родного края. Самый любимый и уважаемый герой казачьей песни- Тихий Дон. Дон давал своим поселенцам все: еду, питье, жилье.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эту картину. Вот такой изобразил художник с

помощью средств выразительности р. Дон. (Детям предлагается репродукция картины В. В. Щербакова «Дон Тихий») Что вы думаете об этой реке? Какая она?

Дети: Ответы (большая, широкая, с красивыми берегами, тянется далеко, по ней плавают корабли и теплоходы.)

Воспитатель: Река Дон самая крупная в Ростовской области, ее длина 1870 км.

Течение Дона медленно, величаво. Плавны изгибы его русла.

Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав,

хуторов, станиц, обширных заливных лугов. Лениво плещутся упесчаных отмелей неторопливые волны. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке- Дону. Самый любимый и уважаемый герой казачьей песни- Тихий Дон. Символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Вы уже слышали, что Дон называли в казачьих сказаниях и песнях «Ивановичем». Послушайте одну из сказок, что сочиняли казаки про Дон. Было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, Дон, меньшой сын, послабее. Поначалу они жили дружно, но подрастали и пришло время расставаться. Вывел их отец за околицу, велел его слушать и дорогу каждому указал. Только Шат отца не послушался, стал искать тропки полегче, с пути сбился, да и заблудился в болотах. А Дон шел туда куда отец указал и всю Россию прошел, стал знатен да славен.

Писатели и поэты в своих произведениях также прославляли р. Дон.

Как описывали поэты в своих стихотворениях реку Дон?

Дети: Читают отрывки из стихотворений.

Воспитатель: Давайте покажем движениями рук как движется вода в реке.

Пластический этюд «Река» под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в галерею животного и растительного мира р. Дон (Дети рассматривают фотографии растений и животных).

Воспитатель: Велик и разнообразен мир р. Дон. По берегам растет камыш, рогоз (чакан, тростник, осока. Когда вы купались, то наверное, наступали на скользкие камни, покрытые зеленым налетом? Это водоросли. Водоросли и водные цветочные растения-элодея, роголистник, кувшинка и кубышка- жители наших водоемов. Они берут питание из воды, грунта и ила на дне водоема. Водные растения обогащают кислородом воду и становятся пищей для всевозможных животных. В реке Дон обитают лягушки, зеленые жабы, чесночницы, водятся два вида ужей- обычный и водяной. По берегам можно встретить и редких представителей животного мира: ондатру (водяную крысу, нутрию (болотного бобра, выхухоля.

Розовые пеликаны, кулики, лебеди, гуси, утки, казарки на берегах строя гнезда и выводят птенцов. Можно также заметить и редкий вид птиц: журавля-красавку, колпицу, белую цаплю. Издавна р. Дон славилась рыбой: судак, окунь, щука, карась, стерлядь, красноперка, сом, рыбец, сельдь, белуга, осетр, севрюга и др. –более 70 видов.

Ребята, сегодня вы узнали много интересного. Давайте теперь отправимся в ИЗО студию и вылепим из пластилина самого понравившегося обитателя р. Дон.

По окончании оформляется выставка детских работ.

Публикации по теме:

Дидактическая игра: «Познавай-ка».Дидактическая игра: «Познавай-ка». Дидактическая игра: «Познавай-ка». Возраст: 4 года. Программное содержание: - Пробудить у юных граждан чувство любви к родному городу;.

Комплексно-тематическое планирование «Мы сильны, когда едины!» (старшая группа) Цель:воспитывать интерес к истории Родины, любовь к своей Отчизне. чувство гордости за свою страну, за её героев. Дать детям представление.

Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дон-батюшка» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 23 января 2014 в 12:25
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...