Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Илья Муромец — богатырь земли русской»

Лидия Павловна Ведрова
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Илья Муромец — богатырь земли русской»

Тема НОД: Илья Муромец – богатырь земли русской.

Программное содержание:формировать представление о прошлом русскогонарода Древней Руси; уточнить знания о былине, о былинном богатыре – Илье Муромце.

Развивать познавательный интерес к истории России.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.

Индивидуально с Викой, Кристиной работать над формированием уверенности при ответах, умением отвечать полным ответом.

Словарная работа:

Обогащение словаря: Объяснение пословицы «Не родом славен богатырь, а подвигом»

Активизация словаря: былина, богатырь, кольчуга, шлем, меч, щит, булава, колчан, стрелы, гусли, гусляр.

Методы и приемы: Словесный - рассказ, беседа, объяснение, чтение отрывков из былины.

Наглядный - рассматривание слайдов.

Игровой - дидактическая игра, динамическая пауза.

Материал: слайды - русская изба, гусляры, картина «Три богатыря», картинки к игре «Собери богатыря», макет деревянной избушки, аудиозапись игры на гуслях.

Предварительная работа:

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Просмотр мультфильма об Илье Муромце.

Беседа о богатырях.

Рассматривание книги о богатырях, гуслей, игрушек богатырей, слепленных из пластики

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Илья Муромец — богатырь земли русской»

Раскрашивание книжек-раскрасок.

Изготовление игрушек своими руками для настольного театра.

Лепка щита из соленого теста.

Ход НОД:

1 Организационный момент.

Звучит музыка Егора Стрельникова «Игра на гуслях», дети входят под звуки гуслей.

Воспитатель:

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому –

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

--Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома.

- В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)

- Почему строились деревянные дома (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)

2. Вот перед нами деревянная избушка (макет выполненный Ведровой Л. П.).

Давайте заглянем, что в ней.

На большом экране старинная русская изба в разрезе.

- Что внутри этой избы? (Русская печь)

Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка».

- Почему так говорили (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).

2. Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей.

Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селеКарачарово, недалеко от города Мурома)

-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)

- Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)

- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).

3. Пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом»

-Как вы понимаете эту пословицу? (Илья Муромец не из богатой семьи, но о нем все знают). Давайте повторим эту пословицу еще раз.

4. Дидактическая игра «Собери богатыря на подвиги ратные»

На доске картинки с богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры. Надо отобрать те, которые подойдут для богатыря.

Не забудьте сказать, как называется и для чего нужна эта вещь.

Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.

5. С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем - разбойником)

Кристина Ф.

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди - все мертво лежат.

Гриша Н.

Но срубил ему Илья буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-ткостращать малых детушек!»

6. Славна богатырями земля русская - гласит народная мудрость. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общиечеловеческие качества.

- Какими должны быть все богатыри?

(Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.)

7. Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встали

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо…

8. Гусляры

-Как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.

Ребенок: гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)

Сказитель играл на гуслях и приговаривал:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские (Убрать изображение гусляров.)

Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно. Вот из былины мы и узнали об Илье Муромце, а художник Васнецов написал картину.

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» на экране.

Посмотрите внимательно на картину Васнецова.

- Как она называется? («Три богатыря»)

- Узнаете ли среди богатырей Илью Муромца?

- Какой он (Илья Муромец в центре картины. Он самый старший, мужественный, решительный. Он смотрит вдаль из-под ладони. На руке у него палица, в другой руке копье. Илья Муромец с другими богатырями охраняет Родину, мирную жизнь жителей Древней Руси).

Итог:

Бывают ли в наше время богатыри? (ответы детей)

-Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны, охраняет границу сейчас, спасает людей из огня, спортсменов - Олимпийских чемпионов?

Итак, богатырь не обязательно силач. И вы можете стать богатырями, но что для этого надо делать? (Заниматься спортом, развивать силу воли)

Прикреплённые файлы:

prilozhenie-k-zanjatiyu_n233d.pptx | 643,97 Кб | Скачан: 203
 
Публикации по теме:

В помощь воспитателю. Консультация «Русские былинные богатыри» В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ Консультация для воспитателей РУССКИЕ БЫЛИННЫЕ БОГАТЫРИ Святогор – могучий богатырь, в былинах о нем говорится,.

Развлечение-викторина для старшей группы «Сила наша богатырская» Цели: уточнить и закрепить знания о былинных героях; учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей; активизировать в речи.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Илья Муромец — богатырь земли русской»
Опубликовано: 4 июля 2013 в 14:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...