Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Илья Муромец — богатырь земли русской»

Лидия Павловна Ведрова
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Илья Муромец — богатырь земли русской»

Тема НОД: Илья Муромец – богатырь земли русской.

Программное содержание:формировать представление о прошлом русскогонарода Древней Руси; уточнить знания о былине, о былинном богатыре – Илье Муромце.

Развивать познавательный интерес к истории России.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.

Индивидуально с Викой, Кристиной работать над формированием уверенности при ответах, умением отвечать полным ответом.

Словарная работа:

Обогащение словаря: Объяснение пословицы «Не родом славен богатырь, а подвигом»

Активизация словаря: былина, богатырь, кольчуга, шлем, меч, щит, булава, колчан, стрелы, гусли, гусляр.

Методы и приемы: Словесный - рассказ, беседа, объяснение, чтение отрывков из былины.

Наглядный - рассматривание слайдов.

Игровой - дидактическая игра, динамическая пауза.

Материал: слайды - русская изба, гусляры, картина «Три богатыря», картинки к игре «Собери богатыря», макет деревянной избушки, аудиозапись игры на гуслях.

Предварительная работа:

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Просмотр мультфильма об Илье Муромце.

Беседа о богатырях.

Рассматривание книги о богатырях, гуслей, игрушек богатырей, слепленных из пластики

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Илья Муромец — богатырь земли русской»

Раскрашивание книжек-раскрасок.

Изготовление игрушек своими руками для настольного театра.

Лепка щита из соленого теста.

Ход НОД:

1 Организационный момент.

Звучит музыка Егора Стрельникова «Игра на гуслях», дети входят под звуки гуслей.

Воспитатель:

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому –

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

--Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома.

- В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)

- Почему строились деревянные дома (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)

2. Вот перед нами деревянная избушка (макет выполненный Ведровой Л. П.).

Давайте заглянем, что в ней.

На большом экране старинная русская изба в разрезе.

- Что внутри этой избы? (Русская печь)

Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка».

- Почему так говорили (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).

2. Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей.

Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селеКарачарово, недалеко от города Мурома)

-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)

- Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)

- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).

3. Пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом»

-Как вы понимаете эту пословицу? (Илья Муромец не из богатой семьи, но о нем все знают). Давайте повторим эту пословицу еще раз.

4. Дидактическая игра «Собери богатыря на подвиги ратные»

На доске картинки с богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры. Надо отобрать те, которые подойдут для богатыря.

Не забудьте сказать, как называется и для чего нужна эта вещь.

Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.

5. С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем - разбойником)

Кристина Ф.

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди - все мертво лежат.

Гриша Н.

Но срубил ему Илья буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-ткостращать малых детушек!»

6. Славна богатырями земля русская - гласит народная мудрость. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общиечеловеческие качества.

- Какими должны быть все богатыри?

(Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.)

7. Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встали

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо…

8. Гусляры

-Как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.

Ребенок: гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)

Сказитель играл на гуслях и приговаривал:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские (Убрать изображение гусляров.)

Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно. Вот из былины мы и узнали об Илье Муромце, а художник Васнецов написал картину.

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» на экране.

Посмотрите внимательно на картину Васнецова.

- Как она называется? («Три богатыря»)

- Узнаете ли среди богатырей Илью Муромца?

- Какой он (Илья Муромец в центре картины. Он самый старший, мужественный, решительный. Он смотрит вдаль из-под ладони. На руке у него палица, в другой руке копье. Илья Муромец с другими богатырями охраняет Родину, мирную жизнь жителей Древней Руси).

Итог:

Бывают ли в наше время богатыри? (ответы детей)

-Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны, охраняет границу сейчас, спасает людей из огня, спортсменов - Олимпийских чемпионов?

Итак, богатырь не обязательно силач. И вы можете стать богатырями, но что для этого надо делать? (Заниматься спортом, развивать силу воли)

Прикреплённые файлы:

prilozhenie-k-zanjatiyu_n233d.pptx | 643,97 Кб | Скачан: 188
 
Публикации по теме:

В помощь воспитателю. Консультация «Русские былинные богатыри» В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ Консультация для воспитателей РУССКИЕ БЫЛИННЫЕ БОГАТЫРИ Святогор – могучий богатырь, в былинах о нем говорится,.

Развлечение-викторина для старшей группы «Сила наша богатырская» Цели: уточнить и закрепить знания о былинных героях; учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей; активизировать в речи.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Илья Муромец — богатырь земли русской»
Опубликовано: 4 июля 2013 в 14:55
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...