Конспект итоговой интегрированной непосредственно-образовательной деятельности на тему «Русская зима»

алла семенова
Конспект итоговой интегрированной непосредственно-образовательной деятельности на тему «Русская зима»

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, социализация, познание, художественная литература, музыка, физическая культура, здоровье, художественное творчество.

Виды детской деятельности:

Познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и музыки, двигательная.

Цель:

- формировать целостный образ русской зимы, созданный в поэзии, живописи, музыки интегрированными средствами выразительности (эпитеты, сравнения, цвет, колорит, тембр);

-продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, прививать чуткость к поэтическому слову.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать словарь образными выражениями, сравнениями, учить правильно выделять однокоренные слова, подбирать эпитеты к заданному слову, обучать связной речи;

Развивающие:

- закрепить знания о признаках зимы, развивать эстетическое восприятие произведений искусства, учить эмоционально откликаться на выраженное в них настроение, передавать особенности зимней природы;

- развивать творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте русской природы, выраженной в произведениях искусства;

- воспитывать желание быть сильными, смелыми в спортивных играх, забавах.

Предварительная работа:

- наблюдение зимних явлений природы на участке ДОУ;

- чтение и заучивание стихотворений, поговорок, загадок на тему: «Зима» (А. С. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова);

- прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди, Р. Шумана;

- рассматривание репродукций картин И. Гробарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», И. Шишкин «Зима», К. Ф. Юон «Русская зима».

Словарная работа:

Обогащение старинными названиями месяцев по народному календарю: «Студень», «Просинец», «Снеговей».

Активизация словаря: холодная, морозная, суровая, заснеженная, сверкающая, искрящая, пышная, снежная, студеная, серебристая.

Расширение словаря однокоренными словами: снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка, снежный, заснеженный, снегирь, снегопад, подснежник.

Планируемые результаты:

Дети эмоционально реагируют на мир природы. Самостоятельно придумывают варианты образных движений, принимают живое заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизведанным в окружающем мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Оборудование:

Музыкальный центр, аудиозаписи П. И. Чайковского «Времена года», репродукции картин К. Юона «Русская зима» и «Зимнее солнце», И. Гробарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», плакат «Зимующие птицы», картины «Зимние забавы» С. Вахринцевой.

I. Воспитатель: «Как красиво в нашем зале! Словно в зимнюю сказку мы попали. Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о русской зиме. Кто из вас любит это время года? Почему? Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы. А. С. Пушкин описал ее так (обратить внимание детей на панно):

«Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленей,

И речка подо льдом блестит».

Воспитатель: «Какое настроение передает поэт, рисуя образ зимы (радостное, задумчивое, восторженное, веселое?

А теперь полюбуемся красотой зимней природы, рассмотрев эти зимние пейзажи. Скажите, что такое пейзаж? (картинка, на которой нарисована природа).

Перед вами картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и «Зимний пейзаж»; картины К. Ф. Юона «Русская зима» и «Зимний пейзаж». Какие цвета и оттенки использовали художники в своих работах? (они использовали белую, синюю, голубую, розовую, сиреневую, серую краски).

Посмотрите, как художники изобразили снег! От чего зависит цвет снега? (от погоды, от времени суток).

Если приглядеться, то можно увидеть, что картины все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

Как вы думаете, к какой картине относятся стихи Сергея Есенина «Белая береза под моим окном…»? (И. Грабарь «Февральская лазурь»). Посмотрите внимательно на эту картину. Чем она вам нравится? (ответы детей):

- изображен морозный и солнечный день;

- снег искрится, сверкает, он сиреневый на солнце и синий в тени;

- на переднем плане изображена русская береза.

Какое настроение вызывает эта картина (радостное, праздничное?

Воспитатель: «Художник передал на своем полотне красоту русской природы: очень красивая зима в своем белоснежном убранстве. За ее красоту люди придумали ей ласковые названия, какие (зимушка-зима, гостья-зима, зима-волшебница, зимушка хрустальная?

II. А сейчас давайте сядем и побеседуем об этом прекрасном времени года.

Воспитатель: «Ребята, расскажите, какая же у нас русская зима (холодная, морозная, снежная, белая, пушистая, серебряная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, чудесная, веселая, вьюжная?»

Воспитатель: «Да, ребята, вы правы, действительно, зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, со снегом хрустящим. Назовите по порядку зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)».

Воспитатель: «Ребята, а в старину в народе декабрь называли «студень». Люди называли его так за частые стужи и морозы, но этот декабрь был у нас теплый, и даже шел дождь. А январь в старину называли «просинец» от слова «сиять». В этом месяце появляется синева неба, день прибавляется, а в солнечную погоду все сияет вокруг. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? (в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы)».

Воспитатель: «Какие вы знаете приметы и пословицы о зиме?

- январю-батюшке – морозы, февралю – метели;

- зима без снега – лето без хлеба;

- февраль солнце на лето поворачивает;

- январь - году начало, зиме – середина;

- зимой солнце, что мачеха, светит, да не греет;

- декабрь год кончает, зиму – начинает.

А теперь поучимся составлять предложения с заданным словом: слово «снег» (на улице выпал пушистый снег); «мороз» (на улице трескучий мороз); «лед» (на реке крепкий лед); «деревья» (деревья покрыты снегом); «снеговик» (дети слепили снеговика); «медведь в берлоге» (зимой медведь спит в берлоге).

А теперь предлагаю поиграть вам в игру «Дополни предложение»:

- дети приготовили коньки, потому что … (наступила зима);

- рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что … (замерзли водоемы);

- утром было все белым-бело, потому что … (была метель);

- на улице все скользили и падали, потому что … (была гололедица);

- трава зимой не вымерзает, потому что … (спрятана под снегом);

- дети не смогли из снега слепить снеговика, потому что … (снег был не липким).

III. Воспитатель: «Зима – это не только снег и мороз, но и множество игр, забав. А как вы думаете, полезны зимой игры на улице, на свежем воздухе?»

Дети: «Да, полезны!»

Воспитатель: «Чем?»

Дети: «Дышим свежим воздухом, меньше болеем, укрепляем здоровье, закаляемся!».

Воспитатель: «Правильно, а еще это очень весело. Давайте встанем и рассмотрим вот эти картины. Скажите, почему все дети с нетерпением ждут зиму?

Ответы:

- зимой можно играть в снежки;

- кататься на санках, на лыжах;

- лепить снеговиков;

- играть в хоккей.

Воспитатель: «Вот сколько забав приготовила нам зима. Сейчас в Сочи проходит зимняя Олимпиада, где участвуют лучшие спортсмены со всех стран мира. Какие зимние виды спорта вы знаете? (фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей, соревнования по лыжам, биатлон и т. д.).

Я сейчас вас тоже приглашаю на зимнюю площадку. Я приготовила для вас картинки-подсказки, какую картинку вам покажу – такой вид спорта вы нам покажите: лыжники, катание на коньках, игра в хоккей (дети выполняют движения согласно виду спорта).

IV. А теперь сядем и узнаем, какое еще задание приготовила для вас зимушка-зима? Послушайте стихотворение, оно непростое, а загадочное. В нем спрятаны снежные слова:

Снегурочка в лесу жила,

Снежинки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала,

И в гости снегирей ждала,

Чтобы в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу,

Под снегопадом танцевала,

Подснежник снегом укрывала,

Чтоб до весны он не замерз,

И радость людям всем принес.

Какие снежные слова вы услышали (снегурочка, снежинки, снегири, заснеженном, снегопадом, подснежник, снегом? Молодцы! Вы очень внимательные.

А кто из вас прочитает свое любимое стихотворение о зиме? Чтение стихотворения А. Григорьева «Птицы зимой»:

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует,

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Где они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо, очень голодно,

Порой терпеть невмочь,

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?

Воспитатель: «Дети, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Как мы можем помочь зимующим птицам (сделать кормушки, сыпать туда крошки хлеба, крупу, синичкам – сало?

2. Назовите зимующих птиц (показ на мольберте);

3. Почему зимой синица может брать корм даже из рук человека, а летом нет?

4. Что птицам страшнее зимой – холод или голод?

V. Дети, послушайте, какая волшебная музыка звучит в нашем зале! Написал ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Как она называется («Времена года»? Как вы думаете, к какому времени года она подходит (этот отрывок относится к зиме? Давайте закроем глаза и еще раз послушаем эту изумительную музыку. Какие зимние картины вы представляете себе при прослушивании музыки (катание на санках, лыжах по зимнему лесу, с горы? Какая музыка по характеру (нежная, светлая?

VI. Ребята, вы сегодня много интересного рассказали, что такое русская зима. А Софья выучила стихотворение, которое так и называется «Зимушка-зима» Е. А. Алябьевой. Из этого стихотворения мы еще раз узнали, что такое зима.

Воспитатель: «Ребята, какое время года приходит на смену зиме (весна? Придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также, как зима вдохновляют композиторов, поэтов и художников.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект итоговой интегрированной непосредственно-образовательной деятельности на тему «Русская зима»
Опубликовано: 29 января 2014 в 16:42
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...