Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Караваева
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему „Зимующие птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные :

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; кормушка; корм для птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть.

Занятие начинается с прослушивания звуков зимы (метель, вьюга, ветер)

Воспитатель.

-ребята, звуки какого времени года вы услышали?

(ответы детей)

-Почему вы так решили?

(ответы детей)

-Какая бывает зима?

(ответы)

- Ребята, посмотрите, ко мне на ладонь упала снежинка! Давайте все вместе дунем на нее! Ребята дуют, снежинка крутится. Вдруг звучит волшебная музыка.

Воспитатель: - Что такое? Ребята, мы все попали в волшебный зимний лес!

Слайд 1

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют)

Воспитатель: - Почему они не поют? (Улетели в теплые края)

Воспитатель: - Да, ребята, большинство птиц улетает в теплые края с приходом холодов.

Как называются эти птицы?

Посмотрите, а здесь мы на деревьях видим - сидят птицы, значит, не все они улетели? Как мы называем птиц, которые остаются с нами зимовать?

Бывают птицы разные :

Одни боятся вьюг,

И улетают на зиму

На добрый тёплый юг.

Другие, те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи…

К. Мухаммаде

Слайд 2

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами средней полосы России. Мы будем читать стихи, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Слайд 4

Воспитатель.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. Но они умудряются делать запасы – в щели коры прячут жучков, паучков. За 1 день могут сделать до 1000 таких захоронок и не только для себя. А и для других птиц. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

12 ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день». Жители разных городов и сёл готовятся к встрече «зимних гостей», птиц, которые остаются зимовать.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Слайд 5

Воспитатель.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель

А вот и следующий гость:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый.

(Воробей)

Слайд 6

Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, шустрая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. Любит пшено, зернышки пшеницы

Ребёнок читает стихотворение.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель:

Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Это очень крупная, красивая птица.

Слайд 7

Воспитатель Гули-гули прилетайте,

Крошки хлеба подбирайте.

Как же птицу величают,

Символ мира называют?

(голубь)

Слайд 8

Воспитатель. Голуби – доверчивые птицы. Они умеют ворковать. Живут вблизи домов людей. Народное название птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока. Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи,

Хоть кого увидит - вмиг

Поднимает стрёкот-крик.

Но горда собой…

(Сорока)

Слайд 9

Воспитатель. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная.

Это красивая птица Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Сороки — знаменитые разбойники. Сороки тащат к себе самые разные предметы. Одни (нитки, кусочки ткани) — для того, чтобы использовать при строительстве гнезда. Другие — ради развлечения: блестящие монетки, стёклышки.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Слайд 10

Воспитатель. Дятел – санитар леса, лечит деревья. Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Ребёнок читает стихотворение.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Слайд 11

Клест - необычная птица. Окраска у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая. Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой (почему). Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда.

Воспитатель: О какой птице идёт речь?

Кар, кар, кар, кричит плутовка

Очень ловкая воровка.

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица.

Вам друзья она знакома-

Как зовут её? (ворона)

Слайд 12

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда играет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья. Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. А чем она питается? Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.

Физминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Дидактическая игра «Накорми птиц»

Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины. (Я дам снегирям ягоды рябины)

Синицы – семечки. (Я угощу синиц семечками)

Голубь – хлебные крошки. (Я накормлю голубя хлебными крошками)

Воробей – зерна. (Я дам воробью зёрен)

Дятел – семена шишек. (Я накормлю дятла семенами шишек)

Дидактическая игра (на внимание) «Какой птички не стало?»

На доске пять - шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»

Воспитатель. Какую пользу нам приносят птицы? (ответы)

Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Птицы меняют оперение на более пушистое. Они чаще находятся в движении в поисках корма. Если сидит, то нахохлившись. Между перьями у неё воздух. Он задерживает тепло и не пропускает холод. Есть народная примета «Если птицы целыми стайками появились у дома, значит, вот – вот грянут морозы».

Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А. Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Слайд 13

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Как вы думаете, что страшней для птиц, холод или голод? Почему?

Посмотрите, какие кормушки можно сделать дома.

Слайд 14

Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей).

Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Слайд 15

Публикации по теме:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками «Зимующие птицы» Тема «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: Задачи: 1)«Познавательное развитие»: -продолжить формировать у детей умение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4–5 лет «Зимующие птицы» Конспект занятия (для детей 4 – 5 лет) Тема "Зимующие птицы"Образовательные цели. Формирование представлений о зимующих птицах, их образе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками средней группы на тему «Зимующие птицы» Цель: Закрепить понятие "Зимующие птицы". Уточнить представление детей о зимующих птицах, об условиях их жизни. Задачи. Образовательные:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» Познавательно - исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы Тема Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» (6–7 лет) Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное.

Конспект НОД по теме «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Образовательные: Закрепление и уточнение названий зимующих птиц Калмыкии, их характерных внешних признаков, питания;упражнение.

Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего возраста «Зимующие птицы» Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук Для детей подготовительной группы по теме: «Зимующие птицы» Цель:.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Зимующие птицы» ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о зимующих птицах. ЗАДАЧИ: Познакомить детей с новой птицей (клест). Развивать умение детей ориентироваться.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Зимующие птицы». Цель: Образовательные: Формировать представление.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ «Зимующие птицы» План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 14:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД