Получи документы

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе

Лилия Дорофеева
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня.

Тема: "Посуда".

Разработала: учитель-логопед Дорофеева Л. В.

Цель: актуализировать знания детей по лексической теме «Посуда».

Задачи:

• Коррекционно-образовательные

1. Расширение и активизация словаря по теме «Посуда» («Речевое разви-тие»).

Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе» размещена в разделах

2. Закрепление навыка классификации предметов посуды на кухонную, столовую и чайную. («Познавательное развитие).

3. Совершенствование лексико-грамматического строя речи («Речевое развитие»).

4. Совершенствование умения детей подбирать определения к предметам, согласовывать их с существительными. («Познавательное развитие).

5. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные от су-ществительных. («Речевое развитие»).

• Коррекционно-развивающие

1. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания («Речевое развитие»).

2. Развитие общей моторики и координации мелких движений кистей и пальцев рук, координации речи с движением («Физическое развитие»).

3. Развитие правильного речевого дыхания, тактильного восприятия («Физическое развитие»).

4. Развитие умения аргументировать свои ответы («Социально-коммуникативное развитие»).

5. Формирование умения декорировать элементы кухонной утвари с помо-щью воздушных фломастеров и трафаретов («Художественно-эстетическое развитие»).

• Коррекционно-воспитательные

1. Воспитание навыков общения («Социально-коммуникативное развитие»).

2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности («Социально-коммуникативное развитие»).

3. Совершенствование умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами. («Физическое развитие»).

Материал и оборудование: ПК, видеописьмо Лунтика, презентация «Виды посуды», мягкие модули; подносы с изображением разноцветных чашек на дне, коктейльные трубочки, деревянные заготовки разделочных досок, индивидуальные наборы воздушных фломастеров, маски на глаза, трафареты, х/б салфетки (по количеству детей); коробка с предметами посуды из разных материалов: стеклянная чашка, железный половник, деревянная разделочная доска, пластмассовая салфетница; предметные картинки 12 шт. с изображением кухонной, столовой, чайной посуды; предметы по 2 шт. (большой и маленький) : чашки, ложки, вилки, тарелки, крышки, стаканы; манная крупа; магнитная доска с магнитами.

Формы и методы : индивидуальная помощь, использование прежнего опыта детей, проблемная ситуация, беседа, речевая игра, коллективная деятельность, рассматривание иллюстраций и фрагмента фильма.

Ход НОД:

I. Орг. момент.

Цель: вызвать интерес у детей к предстоящей деятельности.

Л: Здравствуйте ребята. Сегодня необычный день. С самого утра мне пришло видеописьмо, и я очень хочу, чтобы вы его тоже посмотрели (Дети рассаживаются на модули и совместно с логопедом смотрят видео послание Лунтика).

Содержание видео послания: Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Я – Лунтик. У Бабы Капы скоро День рождения и я хотел бы подарить ей какой-нибудь подарок. А вот что подарить, совсем не знаю. Баба Капа очень любит готовить. Может подарить ей красивую посуду. Но ее столько много и она такая разная! Мне очень нужна ваша помощь! Помогите разобраться и подобрать самый красивый подарок!

Л: Ну что ребята, поможем Лунтику?

Д: Да.

II. Основная часть.

Л: Для начала, давайте ещё раз вспомним, какая посуда есть в каждом доме?

Д: Чашка, ложка, тарелка, кастрюля…

1. Игра «Дуем через трубочку».

Цель: развитие речевого дыхания.

Л:Ты знаешь, какая бывает посуда?

И как без неё нам приходится худо?

Попробуй поесть без тарелки и ложки

Без миски никак не накормишь и кошки.

Кофейники, чайники, чашки, стаканы

О них вспоминаем мы утречком рано.

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи

Всегда всю посуду в порядке держи!

Здесь у нас стоят подносы (подводит детей к столу, на котором стоят подносы, засыпанные манной крупой). Что в них особенного?

Д: Они грязные, чем-то измазаны.

Л: На дне каждого из них что-то нарисовано. Вы можете это увидеть?

Д: Нет.

Л: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы разглядеть картинку на подносе.

Д: Убрать мусор.

Л: Присаживайтесь за стол. Каждому я дам коктейльную трубочку. Если очень постараться и подуть через нее на поднос, можно будет увидеть рисунок. Сядьте правильно, спинку выпрямите. Делаем глубокий вдох через нос и сильный выдох через трубочку. Следите, чтобы щеки не надувались. (дети дуют через трубочки). Что же вы увидели?

Д: Чашки.

2. Игра: «У меня чашка?».

Цель: закрепление знаний оттенков цвета, умения согласовывать имена су-ществительные с прилагательными в роде и числе.

Л: Посмотрите, а они у всех одинаковые? Чем они отличаются?

Д: Цветом.

Л: Скажи, какая у тебя чашка?

Д: У меня оранжевая чашка. (коричневая, фиолетовая, розовая, серая).

Л: А какого цвета у вас дома чашка?

Д: ответы…

3. Просмотр презентации о посуде.

Цель: знакомство детей с видами узоров на посуде.

Л: Соберём наши подносы и поставим их на этот стол, а позже помоем водой. Вы знаете ребята, посуда бывает очень красивой. Хотите посмотреть, какими интересными и разными могут быть узоры на посуде? Присаживайтесь на мягкие модули. (Демонстрация презентации. Логопед по ходу комментирует). За много лет существования посуды сложились разнообразные виды узоров, которые придумал человек для украшения предметов домашней утвари: геометрические, растительные, комплексные, от простых до сложных рисунков. Узор может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного или растительного мира, а также выдуманные персонажи фильмов и мультфильмов. Каждый узор уникален и красив по-своему.

4. Игра: «Отгадай, что звучит?».

Цель: развитие слухового внимания.

Л: Но не только цветом и узором посуда отличается друг от друга. В этой большой коробке у меня посуда (ставит коробку на стол, которая сделана из разных материалов. Послушайте внимательно! Я постучу по предмету, а вы догадайтесь из чего он сделан. (логопед стучит по предметам из стекла, дерева, пластмассы, железа, бумаги. Добивается от детей полного ответа: Этот предмет из стекла. Затем логопед достает предмет). Да, вы правы из стекла. А что это?

Д: - Чашка.

5. Игра: «Из чего, какой?».

Цель: закрепление умения образовывать относительные прилагательные от существительных.

Л: - Чашка из стекла - значит, она какая?

Д: - Стеклянная.

Аналогично из железа, пластика, дерева, бумаги.

Л: А из какого материала еще можно сделать посуду?

Д: Из бумаги, серебра, фарфора и т. д.

Л: Какие вы ребята молодцы. Об этом Лунтик наверняка и не догадывался.

6. Физ. минутка. «Посуда».

Цель: снятие напряжения, утомления мышц, создание положительных эмо-ций и повышение интереса.

Л: На минутку станем волшебниками. Мы будем превращаться в посуду. Слушайте внимательно и повторяйте движения за мной.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес. Дети надули животик,

одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Развели руки перед собой.

Л: Вы замечательные волшебники. В какие предметы мы превращались?

Д: Чайник, чашки, блюдца, ложки и поднос.

7. Игра: «Исследователь».

Цель: развитие тактильного восприятия, воображения, мышления.

Л: У вас получилась настоящая посуда. Посмотрите ребята, на столе у меня спрятаны предметы. Как вы думаете, что там?

Д: Ответы детей.

Л: Предлагаю отгадать, что спрятано под этими салфетками с помощью рук. Присаживайтесь за стол. Я вам раздам маски, которые нужно надеть на глаза. Внимательно и аккуратно обследуйте предметы руками и назовите, что стоит перед вами. (Дети обследуют предметы руками и дают свои ответы). У вас у всех по два предмета, а чем они отличаются друг от друга?

Д: Размером.

8. Игра: «Назови ласково».

Цель: закрепление умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Л: Снимите маски и проверьте свои догадки. Назовите большой предмет и маленький - ласково.

Д: Ложка - ложечка и т. д.

9. Беседа: «Для чего нужна посуда».

Цель: закрепление знаний детей о посуде, развитие умения логично и грамматически правильно строить свои высказывания.

Л: Расскажите, а для чего нужны эти предметы, что ими делают?

(дети составляют предложения. Н-р: Ложка нужна для того, чтобы есть суп. Ей можно перемешивать салат. И т. д.).

Л: Знаете ли вы, что посуда бывает столовой, кухонной и чайной. (побуждает детей к самостоятельным выводам). Для чего нужна столовая посуда?

Д: Это та посуда, которую мы ставим на стол.

Л: Для чего пригодится кухонная посуда?

Д: Она пригодится для приготовления пищи.

Л: А чайная?

Д: Понадобится за чаепитием.

10. Игра: «Разложи по группам».

Цель: закрепление навыка классификации предметов посуды на кухонную, столовую и чайную.

Л: Здесь я приготовили картинки с изображением разной посуды. Ребята, сейчас мы проверим, насколько вы внимательны. Для этого поделимся на 3 команды. Внимание, первая команда будет выбирать из предложенных картинок столовую посуду, вторая - кухонную, а третья – чайную. Приготовились, начали. (Дети выполняют задание. Затем совместно проверяют правильность выполнения, аргументируя каждый свой выбор).

11. Просмотр фрагмента видеофильма.

Цель: создание положительных эмоций и повышение интереса.

Л: Молодцы, ребята. Мы сегодня вспомнили все, что знали о посуде. А, что же скажет нам Лунтик? (просмотр видеописьма).

Содержание видео послания: Ребята, вы мне очень помогли, теперь мне все понятно. Бабе Капе нужен необычный подарок. Я придумал! Сделаю разделочную доску своими руками. Спасибо вам ребята! Пока!

12. Украшение разделочной доски.

Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения декорировать предметы с помощью воздушных фломастеров и трафаретов.

Л: Ребята, хотите сделать свой подарок? Вот такая разделочная доска получилась у меня (показ). Нам понадобится деревянная заготовка, трафарет и волшебные фломастеры. Возьмите себе все необходимое и присаживайтесь за стол. (Дети рассаживаются). Чтобы получился красивый узор нам нужно взять трафарет, аккуратно наложит его на заготовку. Теперь берем волшебный фломастер. Почему волшебный? Потому что он воздушный – краска выдувается. Вдох через нос и делаем сильный выдох через рот. Кончик фломастера направляем на трафарет. (Показ при необходимости). Приступаем к украшению нашего подарка. (Дети выполняют, логопед помогает по просьбе детей. Обращает внимание на осанку, правильную посадку во время выполнения задания).

III. Подведение итогов.

Цель: закрепление знаний о видах посуды

Л: Покажите друг другу, что у вас получилось. Молодцы, эти разделочные доски вы можете подарить своим мама или бабушкам. Напомните мне ребята, какая бывает посуда?

Д: Кухонная, столовая, чайная. Разноцветная. Большая и маленькая. Железная, пластмассовая и т. д.

Л: Я очень рада, что вы согласились помочь Лунтику. Вы замечательные, добрые и отзывчивые дети. Мне было очень интересно с вами играть. А вам, ребята? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). Спасибо ребята. До свидания.

Прикреплённые файлы:

posuda_94a9b.ppt | 17358,5 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация к логопедическому занятию «Незнайка в стране транспорта» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Безопасность» по формированию лексико.

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР "Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР" Без речи нет ни сознания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе
Опубликовано: 30 марта 2015 в 16:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД