Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Космос»

марина борисова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Космос»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВА

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 280

КОНСПЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПО ТЕМЕ «КОСМОС»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Космос»

Воспитатель: Борисова М. А.

2012-2013 г

Программное содержание

1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики, её основоположниках и первых космонавтах.

2. Познакомить с Солнечной системой и её строением: Солнцем и другими планетами (их размерами, расположением относительно Солнца, характерными особенностями каждой из планет, интересными фактами из истории открытия планет).

3. Вызвать интерес к космосу.

Активизация словаря: Солнечная система, галактика, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; космические тела: астероиды, комета, звёздная туманность; созвездия, глобус.

Предварительная работа: беседа с детьми о предстоящем празднике - 12 Апреля «День космонавтики», рисование космических пейзажей, изготовление поделок к выставке «Этот загадочный и далёкий космос», конструирование макета Солнечной системы (коллективная работа, разучивание стихотворений о космосе.

Материалы к занятию: картины «Солнечная система»; иллюстрации: портреты Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева, Юрия Алексеевич Гагарина; детские рисунки; фотографии планет из космоса, фотографии орбитальной станции, спутников, ракет.

Модель солнечной системы для игры: в центре - Солнце, а 9 шариков на ниточках - планеты разные по цвету и размеру (творческая работа Фадина Максима, а также планеты с магнитиками.

Ход занятия:

- На предыдущем занятии мы с вами говорили о предстоящем празднике 12 апреля – Дне космонавтики. Сегодня мы познакомимся со строением Солнечной системы из планет и созвездий.

- А сейчас, ребята, посмотрите на доску и расскажите обо всех, кого мы на ней видим.

- Рассказ первого ребенка: «Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах».

- Молодец. А кто продолжил его дело?

- Рассказ второго ребенка: «Его дело продолжили ученики - ученые под

руководством конструктора Сергея Павловича Королева. В 1933 году изготовили первый космический спутник (показ детских рисунков, установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно».

- Очень хорошо, многие из наших ребят вместе с родителями сделали макеты спутников и ракет, посмотрите, правда - здорово!

А кто первый отправился к звездам? Расскажите о первых космонавтах.

- Рассказ третьего ребенка: «В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка, с ней же были отправлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Пролет прошел успешно, все было доставлено на землю в целости и сохранности. В 1958 году увеличили размер ракеты и отправили

ве собаки-лайки: Белку и Стрелку. Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!»

- Молодец. О первом космонавте нам расскажет Пефтиев Артём.

- Рассказ четвертого ребенка: «12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ портрета и детских рисунков). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта».

Физкультминутка «Космонавт».

Раз-два, стоит ракета. (поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до Солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут).

- Как много вы знаете! А теперь отгадайте загадки:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете -

На орбите как назло

Появилось …

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый (гуманоид)

Шла девица из Питера, Просыпала кувшин бисера.

Не соберет ни царь, ни царица, Ни красная девица (звезды на небе).

- Правильно, это звездное небо. Звёзды собираются в различные созвездия. В ночном небе можно увидеть многие из них. Стихотворение о созвездиях прочитает Широкова Настя.

Созвездия.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать - есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас посетить наш планетарий (открываю выставку из поделок в рамках недели «Космос»).

Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему?

- Звезд на небе днем не видно. А почему днем не видно звезд?

- Потому что светит Солнце.

- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.

В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Посмотрите на картину.

В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета - Солнце, вокруг нее движутся 9 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Вокруг солнца вращаются 9 планет. Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя?

Игра «Солнечная система»

Проведем опыт: представьте, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках - планеты.

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?.

- Солнцу помогает вечное движение.

- Правильно, если Солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение. Послушайте, какое интересное стихотворение нашла Ульянова Вероника со своей мамой в интернете.

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет, И солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

- А сейчас я предлагаю вам пройти к своим космическим столам и составить карту планет (дети проходят к столам). Как вы думаете,что нам понадобится для составления схемы-карты?

- Правильно, картон черного или тёмно - синего цвета; планеты разные по цвету и размеру с магнитиками и таблица «Солнечная система».

В центре нашей галактики расположена самая большая звезда – планета - Солнце, какой кружок мы с вами выберем?. Правильно, самый большой, желтого цвета. Ищем такой круг и прикрепляем в центр нашей схемы.

Сколько планет вокруг Солнца?. Правильно, вокруг Солнца движутся 9 больших планет:

Первая и самая маленькая во всей солнечной системе - Меркурий,

он расположен ближе всех к Солнцу и раскаленная - красная планета (дети прикрепляют).

Вторая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками - Венера.

Третья - на ней мы живем с вами. Правильно, Земля. Послушайте, какое красивое стихотворение выучила Ульянова Вероника (ребёнок читает стихотворение Е. Шиловского «Я обнял глобус»).

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу».

- Как выдумаете, какой формы и цвета увидел ю. А. Гагарин нашу Землю из космоса?

- Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами (выставляю фотографию Земли из космоса).

- Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?

- Правильно - глобус (показать глобус, дети прикрепляют голубой шар).

Четвертая от Солнца - красноватая звезда Марс.

Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. О планете Марс (дети прикрепляют) нам расскажет Иванов Ростислав.

Пятая самая большая планета - Юпитер состоит из жидкости и газа, мы наклеим его галактической бумагой с разводами (дети прикрепляют).

Шестая планета-Сатурн, о нем нам расскажет Алексеев Никита (ребёнок читает стихотворение Р. Алдониной, дети прикрепляют).

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно и людям очень малоизвестные: Уран, Нептун и самый далекий Плутон.

Седьмая планета изо льда и газа - Уран (дети прикрепляют).

Рисунок 1. А это пришельцы с далёких планет. Они приземлились на наш космодром и с интересом разглядывают нашу планету Земля.

Восьмая - Нептун, больше Урана и темно синего цвета (дети прикрепляют).

Девятая поменьше ее серая планета - Плутон (дети прикрепляют).

Вокруг этих больших планет множество малых звезд – астероидов и кометы. Газовые и пылевые хвосты комет сверкающим шлейфом тянутся за головами комет (показываю картинку). Послушайте, какое стихотворение выучил Прозоров Саша (ребёнок читает стихотворение Р. Сефа «Комета»).

Комета

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

- Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

При столкновении друг с другом астероиды рассыпаются на множество метеоритов (показываю картинку).

При попадании в атмосферу Земли они сгорают.

Как вы думаете, они будут больше или меньше наших планет?.

Правильно намного меньше. Наклейте разноцветные звездочки вокруг наших планет, кто желает, может приклеить с хвостами кометы.

Рисунок 2 Мы сегодня собрались на космической станции, чтобы подробно изучить планеты и построить свой макет Солнечной системы. Вот так!

Рисунок 3 Строить Солнечную систему очень увлекательно!

Анализ занятия: Какие интересные карты наших будущих путешествий у нас получились. Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?

- Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной.

- Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

На следующем занятии мы с вами отправимся в далёкое и увлекательное космическое путешествие. Но для этого каждый из вас должен подготовиться и внимательно посмотреть наши космические энциклопедии и придумать маршруты к понравившимся планетам. Вы все сегодня были молодцами. Наше занятие закончилось, но вас ждёт сюрприз – космический торт от Гурьянова Миши.

Публикации по теме:

Портфолио Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Космос»
Опубликовано: 19 июня 2013 в 11:17
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...