Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Татьяна Карцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе

«Богатыри земли русской

Татьяна Карцева.

Задачи.

Сформировать знания дошкольников о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях—защитниках русской земли; уточнить знания о былине, о былинных героях—Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче; вызвать интерес из к языку былин, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским войнам, желание им подражать.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в инсценировке, использовать средства выразительности: умение интонацией, жестам передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Развивать образное восприятие, умение рассказывать, выстраивая сюжет событий по предложенным схемам. Сформировать умение понимать смысл образных выражений в пословицах. Обогащать и активизировать словарь в прилагательных.

Познакомить со старинным русским музыкальным инструментам – гуслями: их звучанием, пением гусляра (по видео записи).

Развивать интерес к народным играм.

Предварительная работа.

Рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» Чтение былин «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и змей», «Алёша Попович и Тугарин», «Микула Селянинович и Вольга», «Микула и Святогор». Прослушивание былин в аудиозаписи, заучивание пословиц и поговорок, стихов, беседа на тему «Как появились былины», «Доспехи богатырей»

Материал.

Картинки с изображением предметов (свисток, дубовый листок; шапка, песок; колодец, печь; кинжал, туча с дождём; гора, сумка; камни, посох) и богатырских доспехов. Проэктор, костюмы для детей, декорация, «сапожок» привязанный к шесту, самовар.

Ход занятия.

(выходят дети одетые в русские народные костюмы)

Первый ребёнок. -Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину мы рассказывать начнем!

Второй ребенок. -Чтобы дети знать могли,

О делах родной земли.

Воспитатель. - Собрались мы сегодня на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир, дала да согласие. А поговорим мы с вами о богатырях Земли русской, в которой жили тысячу лет назад. А слава об их подвигах дошла до наших дней.

-Кто ж такие богатыри?

1р. Богатыри –защитники Родины, воины, сильные и мужественные. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью.

2р. Силён как горный ветер, могуч как ураган, он защищает землю от злобных басурман!

3р. Он силой доброю богат, он защищает стольный град. Спасает бедных и детей, и стариков, и матерей.

- Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославлялись своими подвигами? Из каких литературных произведений?

(Мы узнали о богатырях из былин.)

-А что такое былина? От какого слова произошло это название?

(Слово былина, произошло от слов «было» и «быль». Былина—это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.)

- Какие былины вы знаете?

(«Болезнь и исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и змей», «Алёша Попович и Тугарин», «Микула Селянинович и Вольга», «Микула и Святогор».)

Дид. игра «угадай—ка»

- Перед вами карточки с изображением тех предметов которые упоминались в былинах, когда мы с вами их читали. Угадайте, из каких былин эти предметы? (свисток, дубовый листок; шапка, песок; колодец, печь; кинжал, туча с дождём; гора, сумка; камни, посох).

(Дети называют былины и объясняют, почему они так думают.)

- Кто слагал и рассказывал былины о богатырях.

(Слагал народ, а рассказывали сказители.)

- А кто такие сказители? (ответы детей)

- Как сказитель рассказывал былину?

…как песню, играл на гуслях.)

-Что такое гусли? (старинный русский музыкальный инструмент)

-А вы видели когда- ни будь гусли? (ответы детей). Посмотрите на экран. И вы увидите гусли и услышите плавное пение гусляра

(просмотр по видео)

- Понравились вам звучание гуслей и пение гусляра? (да)

- Давайте послушаем, что же богатыри расскажут о себе.

(выходят дети—«богатыри»)

1.- Ой, вы, гой еси люди добрые. Много ходили мы по родной степи.

2.- Охраняем Землю Русскую от врагов лютых, гостей не прошенных.

3.- Век стоит Русь — не шатается и века простоит – не шелохнётся.

1. Я—Добрыня Никитич – знатного происхождения, из рода князей. На мне кольчуга блестит серебром, щит сияет самоцветами, меч мой—главное оружие, моё богатство—сила богатырская, моё дело—Руси служить, от врагов оборонять.

2. Я—Алёша Попович—сын попа. Моложе своих товарищей, увёртлив и догадлив. Сражаюсь за Русь – матушку. Не скакать врагам по родной земле, не топтать им конями Землю русскую.

3. Я –Илья Муромец—крестьянский сын. Охраняю покой своей Родины мирную жизнь жителей Руси. Собираясь в поход на подвиги ратные, просим благословение отца и матери.

«Благословение Ильи Муромца его отцом Иваном Тимофеевичем» (инсценировка)

Илья Муромец. Благослови меня батюшка, богатырскую службу нести! Поеду я в стольный киев град, а потом на заставу богатырскую нашу землю оборонять.

Отец. На добрые дела — благославляю тебя, на худые—нет моего благословения. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской!

-Уходя на службу, богатыри подходили к дубу, брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Этот обычай— брать с собой горсть земли— сохранился до сих пор, с тех времён наших предков.

-Ребята, как вы думаете, зачем богатыри подходили к дубу? (Дуб огромный, могучий, сильный как богатырь. Почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям)

-Давайте и мы с вами поклонимся дубу

игра-хоровод «Дуб-дубок» с музыкальным сопровождением

У нас рос дубок да вот таков! Сидя на корточках, медленно поднимаются, Тянут руки вверх.

Корень его- да вот так глубок! Наклоняются вниз показывая корень.

Листья его- да вот так широки! Разводят руки в стороны.

Ветки его- да вот так высоки! Тянут руки вверх.

-Ах ты, дуб-дубок, ты могуч! Медленно поднимают сцепленные руки вверх.

На ветру ты, дубок скрипуч! Покачивают руками.

Дай мне силы, отваги, добра! Правая рука на сердце.

Землю родную защищать от врага!

-Ну а теперь мы соберём богатыря в дорогу.

Д/и «Доспехи богатыря»

Среди всех картинок, вам нужно выбрать с изображением тех предметов, которые берёт с собой богатырь, собираясь на службу, на подвиг героический. Дети выполняют задание: выбирают нужные предметы и называют их (копьё, щит, меч, палица, лук, стрелы и др.)

-Как называются одним словом, все эти предметы? (богатырские доспехи)

-Какую клятву давали богатыри перед походом?

1-й ребёнок. Обещаем бороться в честном бою!

2-й ребёнок. Друга в беде не бросать!

3-й ребёнок. Да не посрамим земли русской!

-Каким же, должен быть богатырь? (смелым, храбрым, сильным, уверенным, честным, бесстрашным, бескорыстным, мужественным)

-А ещё богатырь должен любить свою Родину, защищать слабых, стариков и детей.

-Какие пословицы и поговорки вы знаете о смелости и отваги русских воинов? (Смелый побеждает, а трус погибает;

Храбрый тот, кто навстречу страху идёт;

Где смелость, там и победа;

Лучше того дела нет, чем родную землю защищать;

Кто смел- тот на коня сел;

Не думай о страхе, так его и не будет;

Смелый боец -в бою молодец;

-Богатыри не только воевали, но и любили отдыхать. Вот и мы с вами сейчас отдохнём. Я познакомлю вас с русской народной игрой «Достань сапожок».

Победит тот, кто выше подпрыгнет и дотронется до «сапожка»

Хороводная игра «На горе—то калина»

На горе—то калина, под горою малина,

Ну что ж кому дел, калина,

Ну кому какое дело, малина.

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли.

Ну что ж кому дел, гуляли,

Ну кому какое дело, гуляли.

Калинушку ломали, во пучочки вязали

Ну что ж кому дел, вязали,

Ну кому какое дело, вязали.

(Дели выполняют движения в соответствии с текстом)

Из круга выходят девочки в русских народных костюмах

-Хлебом, солью привечаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сём.

Проходите гости,

Да рассаживайтесь по удобнее

Будем чай распевать,

Богатырей угощать.

(чаепитие за столом)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Богатыри земли русской» План занятия по ИЗО, посвященный Дню защитника Отечества. Твердохлебова Ирина Александровна, воспитатель. Задачи: познакомить детей с.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Звук [Б]» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ 1. Тема: Воспитание звуковой культуры речи. Звук [Б]. 2. База.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мозаика» с. Кокино Выгоничского района Брянской области..

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «И знает каждый с малых лет, подарка лучше книги нет». Занятие в рамках проекта «Книги и библиотеки» Программное содержание: • Продолжать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка» Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка». Составила воспитатель средней.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Защитники земли русской» Интегрируемые области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Маша потерялась» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Защитники Земли Русской» Цель: Формирование у детей интереса к героическому прошлому своей страны. Задачи: Образовательные: познакомить детей с некоторыми событиями.

Сценарий театрализованной деятельности «Чудо-богатыри земли русской» Сценарий театрализованного представления воспитанников подготовительной группы №6 на тему: «Чудо-богатыри земли русской» Интеграция совместной.

Занятие в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию «Богатыри земли русской» Программное содержание: 1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 17:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД