Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Русская изба»

Людмила Карнаухова
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Русская изба»

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

Задачи по образовательным областям:

• Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта, о народном творчестве, отметить их пользу и красоту.

• Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка, горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.

• Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, народным традициям; истокам русской культуры, чувство эмпатии.

• Приобщать к элементарным певческим умениям, содействовать становлению основ музыкальности детей.

• Закрепить умение аккуратно раскрашивать, не выходя за линию.

Материалы и оборудование:

Русская изба иллюстрация, домашняя утварь: кочерга, ухват, лопата для хлеба, люлька, печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Сарафаны для девочек и воспитателя, пояса для мальчиков. Запись русской народной песни. Оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта)

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье, физическая культура, безопасность, социализация,

Предварительная работа:

Знакомство с предметами быта, утварью, одеждой русского народа. Посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах, чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Ход:

Звучит русская народная музыка. Детей встречает воспитатель в народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! В гости ко мне пожаловали, милости прошу, посмотрите, а у меня уже есть гости. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети кланяются, прижав руку к сердцу.

Воспитатель: Ребята посмотрите и скажите что у меня есть в доме?

Дети: печка, лавки, самовар, деревянная посуда.

Воспитатель: А что в доме самое главное?

Дети: Печь.

Воспитатель: Почему печь занимала так много места? (Ответы детей).

А для чего она нужна? (Ответы детей).

Каким цветом была печь? (Ответы детей).

О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно? (Ответы детей).

В каких сказках упоминается печь? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». Посмотрите какая у меня есть интересная для вас игра «Предметы быта». Презентация для детей: игра ознакомление с бытом русского народа.

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают). А что на столе? (хлеб да соль).

Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (Был бы хлеб, а каша будет. Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда. Плох обед, коль хлеба нет.) А я вам свою скажу: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе». Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Что это за звук? Кто плачет? (Достает из колыбельки куклу).

Воспитатель: Посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его успокоим, покачаем.

-Не плачь, не плачь,

куплю тебе калач.

Не плачь, не кричи,

куплю тебе три.

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывали имя. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные имена?

(Дети предлагают имена, выбираем одно имя, ребеночка называют Ваней).

Воспитатель: Пока ребеночек маленький, его будут все ласково называть Ванечкой, а как вас мама ласково называет?

Игра «Назови ласково».

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Иваном. Мы растем и имя наше растет.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Ванечкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Ребята. Посмотрите, здесь для Ванечки приготовлены вещи. Что же это?

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А кто знает, зачем нашему Ванечки эти вещи?

Дети: Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель: А что говорили. Когда клали уголек?

Дети: Привыкай к домашнему теплу.

Воспитатель: А когда клали зернышко?

Дети: Будь всегда сыт.

Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: Во что одевали? (Ответы детей).

Воспитатель: А что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети: Укладывали спать в колыбельку.

Воспитатель: Посмотрите, какая колыбелька у нашего Ванечки?

Дети: Деревянная, расписная.

Воспитатель: А что дальше делали?

Дети: Пели колыбельную.

Воспитатель: А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Давайте и мы споем колыбельную для Ванечки.

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит

Баю-баю-баю-бай

Спи, Ванюша, засыпай!»

Воспитатель: Вот и уснул наш Ванечка. А когда вы вырастете, тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. А вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения в марте, весной. А ваш?

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь пусть каждый пожелает Ванечке что-нибудь:

-Никогда не болей, будь здоров.

-Расти сильным, крепким да удалым.

-Слушай отца-батюшку да родную матушку.

-Будь добр и пусть встречаются тебе добрые люди.

-Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Я предлагаю вам построить по схеме из палочек Кьюзенера «Домик». Под музыку дети выкладывают из палочек «домик».

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы об избе? (Ответы детей).

«Без печи хата – не хата».

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. А какие знаете вы русские народные игры? (Ответы детей). Я вам предлагаю поиграть в «Горелки». По считалке выбираем ведущего.

Русская народная хороводная игра «Горелки»

Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа, а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

Дидактическая игра «Загадай загадку».

Ребенок выбирает карточку и загадывает загадку детям.

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)

Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

То назад-то вперед ходит-бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море. (Утюг)

Тело бело, душа льняная, маковка золотая. (Свеча)

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Новая посуда,

А вся в дырках. (Решето)

Три братца пошли на речку купаться

Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (Ведра и коромысло).

Воспитатель хвалит детей и показывает чугунок.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответы детей).

Воспитатель: А для чего он нужен? (Ответы детей).

Воспитатель: Из чего варили кашу, щи? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает поиграть в русскую народную игру

«Вейся капустка».

(дети поют и круг завивают)

Вейся, вейся, капустка,

Завивайся белая

Как мне капустке не виться,

Белою – белою не ломиться.

(дети поют, развивается круг)

Ты развейся, ты развейся мой зеленый кочешок

Не женись, не женись молодой женишок,

Если женишься спокаешься

Со мной девицей расстанешься

Пальчиковая игра «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим,

(Делать резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы капусту трём, трём,

(Пальцы сжать в кулаки, двигать кулаками к себе и от себя.)

Мы капусту солим, солим,

(Делать движения пальцами, имитирующие посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмём, жмём.

(Интенсивно сжимать пальцы в кулак.)

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В моем доме тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

Сверху пар, снизу пар -

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Воспитатель: Ребята вот бида -то, чай не из чего пить,надо нам посуду починить. «Почини посуду» Практическая работа с карандашами.

Ребята а как называлась профессия человека который изготовлял глиняные горшки? (Ответы детей).

Воспитатель: Спасибо ребята, починили мне посуду, а я вам угощение приготовила. Дети прощаются уходят.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

Проект «Русская изба»Проект «Русская изба» Проект «Русская изба»Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Русская изба»
Опубликовано: 26 января 2014 в 16:30
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...