Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста. Тема: «Знакомство с русским платком».

Людмила Лабутина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста. Тема: «Знакомство с русским платком».

Цель:

- способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков у детей;

- научить демонстрировать платок не только как аксессуар, но и как важную часть костюма;

- активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа;

- воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей;

- дать представления об истории платка;

- учить составлять узор из различных элементов.

Задачи:

обучающие (учебные, овладение различными видами предметной деятельности):

- расширение познавательной сферы воспитанников через знакомство с платком;

- формировать умение проявить своё творчество в работе;

- формировать связную речь в разных видах и формах деятельности детей.

развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий – саморазвитию):

- развитие логического мышления, памяти через использование проблемных вопросов и заданий;

- развитие познавательного интереса детей;

- развитие коммуникативных умений детей через организацию фронтальной работы на занятии.

воспитательные (развитие личностных качеств):

- развитие эстетического вкуса детей, формирование у них чувства прекрасного;

- привитие детям использования вербальных и невербальных средств общения;

- формирование способностей к преодолению трудностей, развитие чувства собственного достоинства.

Материал: волшебный сундучок, платки и шали с различными орнаментами, картинки с изображением станков, прялок и платков, заготовки для платков(20*20) на каждого ребёнка, кисти, краски, образцы платочных узоров,СD диск «Русская народная музыка для малышей» в обработке Т. Попатенко.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Дети заходят в группу и садятся на стульчики, поставленные полукругом.

Воспитатель показывает сундучок, но чтобы узнать что в нём лежит – надо отгадать загадку:

- Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шёлковым, пуховым, шерстяным. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это?

Воспитатель развешивает платки и предлагает детям рассмотреть их, сопровождая показ рассказом.

- Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Ещё в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком. Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы (показ картинок).

Давным – давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках (демонстрация картинок с изображением ткацких станков).

Украшали их вышивкой из ленточек (рассказ сопровождается показом старинного платка).

Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков.

Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.

Павловский Посад – это город на берегу реки Клязьмы, недалеко от Москвы.

Раскинув перед собой шаль, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще всего роз. Розы яркие. Не менее яркие и зелёные листья и, дополняющие букет мелкие цветы: голубые, сиреневые. Цвет фона у платка может быть бардовым, кремовым, зелёным и т. д.

Вся красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение:

«На белом фоне красивые розы,

лилии, маки, подснежники.

Ими повязаны девичьи головы.

Глазки лукавые, личики нежные.»

Платок всегда считался лучшим подарком. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли кто – нибудь из города с базара, справлялись ли свадьба или крестины – во всех случаях любовь и внимание выражали подарком головного платка. Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты (дети рассматривают иллюстрации с узорами па платках).

После рассказа и рассматривания иллюстраций воспитатель предлагает поиграть в русскую народную игру «Достань платочек».

Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или верёвке. Достать его можно только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок (после игры дети садятся на стульчики).

Нарядные платки стали в наши дни модной деталью одежды. Платок придаёт женщине привлекательность и неповторимость (воспитатель предлагает посмотреть как можно носить современный платок).

Демонстрация моделей:

• «Нарядный бант»

• «Платочек – шарфик»

• «Ожерелье»

• «Галстук»

• «Косичка»

(Дети поочерёдно: один - модельер, другой – модель, учатся повязывать платки).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста. Тема: «Знакомство с русским платком».

Воспитатель с помощью вопросов, закрепляет полученные знания о платках.

Затем воспитатель приглашает детей в мастерскую по изготовлению платков.

(тихо звучит русская народная музыка)

Педагог обращает внимание на то, что дети будут украшать Самарские платки. Каждый ребёнок придумывает свой узор – он будет единственный и неповторимый. Может быть и наши Самарские платки прославятся на весь мир.

Воспитатель проводит итог работы, дети высказывают своё мнение, любуются работами. Педагог хвалит всех детей, радуется вместе с ними.

Вместе с детьми можно организовать выставку Самарских платков для родителей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчествомДидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчеством Цель: • учить детей видоизменять, преобразовывать имеющиеся у них представления, создавать относительно новые образы; • учить находить.

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Буквы, алфавит
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста. Тема: «Знакомство с русским платком».
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 11:13
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...