Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у Василисы»

Людмила Козинкина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у Василисы»

«В ГОСТЯХ У ВАСИЛИСЫ».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Средний возраст:

- используя наглядный материал, вовлечь детей в беседу, помогая им правильно по сути и по форме отвечать на вопросы,

- закрепить умение детей употреблять в речи формы повелительного наклонения глагола хотеть,

- упражнять детей в умении произносить фразы с разной силой голоса,

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством - потешками, прибаутками, русскими народными сказками,

Старший возраст:

- продолжать учить детей рассказывать по сюжетным картинкам из личного опыта,

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, колыбельных песенок,

- упражнять детей в умении произносить фразы с разной интонацией,

- обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора;

• Закрепить и расширить знания детей о природе России;

• Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа

• Словарь: золотистое, бескрайнее, люлька, зыбка, зыбать - качать,

медведище, котище,

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Иллюстрации с изображением природы России - леса, реки, поля, моря, горы. Куклы в русской национальной одежде - мальчик и девочка, различные предметы быта из дерева, печь, лавки, макет дома, береза.

Книги - русские народные сказки, потешки, колыбельные.

Звукозапись русской народной музыки, песни «С чего начинается Родина».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рассматривание сюжетных картинок о природе, составление описательных рассказов (средний возраст с помощью вопросов воспитателя, из личного опыта, чтение русских народных сказок, заучивание потешек, пословиц, отгадывание загадок, разучивание русских народных игр, беседа о русских народных традициях

Музыкальный зал «убран» под избу, у окна, на мольбертах репродукции картин, в центре русская «печь», на «печи» спрятан сюрпризный момент (пирожки, стол, лавки,

Дети входят в зал под р/н музыку.

Василиса -воспитатель (в русском народном сарафане) встречает детей.

Василиса. Заждалась я вас, ребята,

Вы не стойте у дверей.

Я - хозяйка Василиса,

Привечать люблю гостей.

Василиса. Здравствуйте, мои маленькие друзья.

Добро пожаловать в мою светлую горницу!

Посмотрите, ребятушки, сколько здесь интересных вещей,

Вот вчера мне пришла посылка от ребят из разных уголков нашей страны.

Они мне прислали разные картины. А что, на них нарисовано?

Вы мне поможете узнать? - (Да).

К каждой картине своя загадка.

(Достаю из конверта 1-ую загадку: Весна пригревает,

Он шубу надевает.

Зима подойдет,

Он шубу снимает.

(на мольберте выставлен ряд иллюстраций: леса, реки, моря, поля, гор. Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением леса)

Василиса. Да это - (Лес)

- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев)

- Названия каких деревьев вы знаете? (Береза, ель,)

- А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали.

(Рассказы детей)

- Красиво в лесу? Вам там понравилось?

А какой в лесу чистый воздух!

(дети закрывают глаза и воображают, что они в лесу, вдыхают свежий воздух)

(Достаю из конверта 2-ю загадку: Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.

(Обращаю внимание на иллюстрацию с изображением реки)

- А что это? (Река)

Ребенок. Это река. Она длинная, даже не видно конца.

(ст. возр.) А как красиво по берегам реки! Мы с дедом ездили на рыбалку,

ловили рыбу. На реке мы загорали, играли с песочком, купались.

Наш город стоит на великой, русской реке Волге. Она красивая, ее

называют матушкой, кормилицей.

Василиса. Вспомните пословицы о Волге.

Дети. Волга - всем рекам мать.

Волга - всем рекам Родины царица, ни одна не может с ней

сравниться.

Василиса. Красиво на речке?

(Загадываю 3-ю загадку: Кругом вода,

А с питьем беда.

(Обращаю внимание на иллюстрацию с изображением моря)

- А вот это, что? (Море)

Ребенок. Море красивое. вода в море синяя, зеленая, Оно такое огромное,

(ст. возр.) что не видно берегов. Я с мамой была на море. Вода в море

соленая, прозрачная, на море тепло.

(Загадываю 4-ю загадку: Матушкой весной -

В платьице цветном.

Матушкой зимой -

В саване одном.

(обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением поля)

Василиса. А это что? (Поле)

Ребенок. Это поле. Полей в нашей стране много. Люди выращивают рожь,

(ст. возр.) пшеницу, из которых потом делают муку и пекут хлеб, который мы

едим каждый день. Поле желтое, золотистое, оно похоже на море

только золотистое. Когда дует ветер, то по полю проходят волны,

как на море. У моря не видно другого берега, а у поля не

видно другого края.

Василиса. Поэтому и говорят, что поле - бескрайнее.

Давайте скажем шепотом - бескрайнее, тихо -, громко - …

(Дети с разной силой голоса произносят слово бескрайне)

Красивое поле?

(Обращаю внимание детей на иллюстрацию с изображением гор)

А вот здесь вряд ли кто-нибудь из вас был. Что это? (Горы)

Да, это горы. Какие они, что вы можете о них сказать? (Высокие,

красивые,) А что лежит на вершине гор? (Снег). Правда, очень

красиво?

Горный воздух чистый, полезный, лечебный, люди там долгожители.

Посмотрите, как красивы и лес, и река, и море, и поля, и горы.

Все это наша с вами страна, наша Родина. Как она называется?

Дети. Россия.

Василиса. «Как повезло тебе и мне:

Мы родились в такой стране,

Где люди все - одна семья,

Куда ни глянь - кругом друзья».

Василиса. А может кто из вас стихотворение о Родине прочитает?

(Девочка читает стихотворение о Родине)

Вижу чудное приволье, Вижу горы - исполины,

Вижу нивы и поля: Вижу реки и моря:

Это - русское раздолье, Это - русские картины,

Это - русская земля! Это - Родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это русская -- сторонка,

Это - Родина моя!

Василиса. Россия очень большая, богатая и красивая страна! И живут в ней

очень талантливые люди. И чего только русский народ не умеет

делать - и сказки сочинять, и песни, и потешки, и разные красивые

предметы делать.

Сейчас мы с вами поиграем в одну русскую народную игру. Русский

народ придумал ее очень давно, но играют в нее дети до сих пор.

(Подвижная хороводная игра «Где был, Иванушка?»)

дети садятся на лавочки

Василиса. Я хочу послушать, как вы читаете русские

народные потешки и песенки, а вы хотите почитать? (Да, хотим).

А ты. Ирочка, хочешь почитать потешку? (Да, хочу). …

(Дети читают потешки про кота)

1ребенок. Как у нашего кота, шубка очень хороша,

(ср. воз.) Как у котика усы, удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Выйдет котя в огород, всполошится весь народ.

И петух, и курица с деревенской улицы.

2ребенок. Пошел котик на Торжок,

(ср. воз.) Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть или Бореньке снесть?

Я и сам откушу, да и Бореньке снесу.

3ребенок. Киска, киска, киска, брысь

(ср. воз.) На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

(Дети произносят потешку с разной интонацией, с разной силой голоса)

4ребенок. Кот на печку пошел,

(ср. возр.) Горшок каши нашел.

На печи калачи.

Как огонь, горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

(Василиса хвалит детей)

Василиса. Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы

читали русские народные песенки и потешки про кота. А вы знаете

почему русский народ так любил сочинять про кота?

(Ответы детей)

Ребенок. В старину существовало такое поверье, если трех цветная кошка

(ст. возр.) зайдет в дом, то она принесет этому дому счастье. Поэтому в новую

избу первой пускали кошку.

Мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку.

Существовал обычай класть в колыбель спящего кота,

чтобы ребенок лучше спал.

Василиса. Молодец! Поэтому и было придумано много потешек, колыбельных

песенок связанных с житием-бытием домашнего кота: он и на

торжок идет, и лыко в лесу дерет, и лапти плетет, и люльку (зыбку)

качает за угощение.

Дети, а вы знаете, что такое колыбелька?

(Ответы детей)

Василиса. Кроватка для малышей называлась колыбелька. Это слово

произошло от старого русского слова «колыбать», что значит качать.

А еще она называлась зыбка. Тоже слово старое и происходит от

слова «зыбать» - «качать», есть и еще одно название «люлька».

Зыбка, люлька подвешивались к потолку. Мамы не просто качали в

кроватках своих деток, но и пели им колыбельные песни.

5ребенок. Уж ты, котенька-коток,

(ст. воз.) Котя, серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога и кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

Василиса. Вот такими добрыми, ласковыми песнями мамы желали своим

малышам счастья, здоровья, радости. И все эти песенки тоже

придумал русский народ. А сейчас давайте поиграем в русскую

народную игру «Две тетери».

(Подвижная игра «Две тетери», водящих выбираем считалкой, считает ребенок старшего возраста:

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем

Сколько перышек на нем

1, 2, 3, 4, 5 невозможно сосчитать.

Василиса. Молодцы, ребята! Я хочу вам рассказать русскую народную сказку.

Эта сказка про страх.

А вы знаете, что такое страх? (Когда кто-то чего-то боится) .

а чего можно испугаться? (Ответы - предположения детей)

Иногда, например, в темноте можно испугаться того, чего нет на

самом деле. Вот такое произошло с героями русской народной

сказки, которая называется «У страха глаза велики»

(садимся на коврик, старшие девочки помогают воспитателю рассказывать сказку

зайка - Егор, бабушка - Настя, внучка - Дарина,

курочка - Саша, мышка - Маша)

Василиса. Что же произошло на самом деле? А что подумали перепуганные

звери? Вот какую интересную сказку сочинил русский народ, чтобы

посмеяться над трусишками.

Василиса. Детушки, чем же вы порадовали Василису?

Дети. Мы играли в русские народные игры,

прочитали русские народные потешки и песенки, послушали

русскую народную сказку «У страха глаза велики».

Василиса. Когда вы придете ко мне еще раз в гости, я познакомлю вас с

другими р/н сказками, потешками, песенками.

Их русский народ сочинил видимо-невидимо.

Ребенок. И в старину далекую ребятишки любили слушать бабушкины сказки.

(ст. возр.) Они садились поближе к печке, ведь печь-то была главная в доме.

Василиса. Почему? -- (печь кормила, согревала)

Да русская печь отапливала жилье. Затрещит мороз на дворе, завоет

ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. В печи готовили пищу,

выпекали хлеб, варили квас, сушили одежду, раньше даже и мылись

на печи. Обращались к печи ласково:

Ой ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

Василиса. Пока мы любовались картинами нашей Родины, да в игры играли,

потешки читали да сказки слушали, печка - сударыня решила нас

порадовать

(Василиса достает из «печи» пирожки)

Василиса. Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Три корыта киселя,

Пятьдесят пирогов,

Не найти едоков!

Хозяйку потешьте -

Пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Дети благодарят Василису, прощаются и под песню «С чего начинается Родина» уходят в группу.

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи. «Россия» Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом (подготовительная группа)Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом (подготовительная группа) ОКТЯБРЬ 1. Целевая прогулка «Дома бывают разные» Формировать у детей интерес у родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у Василисы»
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 08:26
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...