Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у Василисы»

Людмила Козинкина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у Василисы»

«В ГОСТЯХ У ВАСИЛИСЫ».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Средний возраст:

- используя наглядный материал, вовлечь детей в беседу, помогая им правильно по сути и по форме отвечать на вопросы,

- закрепить умение детей употреблять в речи формы повелительного наклонения глагола хотеть,

- упражнять детей в умении произносить фразы с разной силой голоса,

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством - потешками, прибаутками, русскими народными сказками,

Старший возраст:

- продолжать учить детей рассказывать по сюжетным картинкам из личного опыта,

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „В гостях у Василисы“» размещена в разделах

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, колыбельных песенок,

- упражнять детей в умении произносить фразы с разной интонацией,

- обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора;

• Закрепить и расширить знания детей о природе России;

• Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа

Словарь: золотистое, бескрайнее, люлька, зыбка, зыбать - качать,

медведище, котище,

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Иллюстрации с изображением природы России - леса, реки, поля, моря, горы. Куклы в русской национальной одежде - мальчик и девочка, различные предметы быта из дерева, печь, лавки, макет дома, береза.

Книги - русские народные сказки, потешки, колыбельные.

Звукозапись русской народной музыки, песни «С чего начинается Родина».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рассматривание сюжетных картинок о природе, составление описательных рассказов (средний возраст с помощью вопросов воспитателя, из личного опыта, чтение русских народных сказок, заучивание потешек, пословиц, отгадывание загадок, разучивание русских народных игр, беседа о русских народных традициях

Музыкальный зал «убран» под избу, у окна, на мольбертах репродукции картин, в центре русская «печь», на «печи» спрятан сюрпризный момент (пирожки, стол, лавки,

Дети входят в зал под р/н музыку.

Василиса -воспитатель (в русском народном сарафане) встречает детей.

Василиса. Заждалась я вас, ребята,

Вы не стойте у дверей.

Я - хозяйка Василиса,

Привечать люблю гостей.

Василиса. Здравствуйте, мои маленькие друзья.

Добро пожаловать в мою светлую горницу!

Посмотрите, ребятушки, сколько здесь интересных вещей,

Вот вчера мне пришла посылка от ребят из разных уголков нашей страны.

Они мне прислали разные картины. А что, на них нарисовано?

Вы мне поможете узнать? - (Да).

К каждой картине своя загадка.

( Достаю из конверта 1-ую загадку: Весна пригревает,

Он шубу надевает.

Зима подойдет,

Он шубу снимает.

( на мольберте выставлен ряд иллюстраций: леса, реки, моря, поля, гор. Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением леса)

Василиса. Да это - (Лес)

- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев)

- Названия каких деревьев вы знаете? (Береза, ель,)

- А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали.

(Рассказы детей)

- Красиво в лесу? Вам там понравилось?

А какой в лесу чистый воздух!

(дети закрывают глаза и воображают, что они в лесу, вдыхают свежий воздух)

( Достаю из конверта 2-ю загадку: Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.

(Обращаю внимание на иллюстрацию с изображением реки)

- А что это? (Река)

Ребенок. Это река. Она длинная, даже не видно конца.

(ст. возр.) А как красиво по берегам реки! Мы с дедом ездили на рыбалку,

ловили рыбу. На реке мы загорали, играли с песочком, купались.

Наш город стоит на великой, русской реке Волге. Она красивая, ее

называют матушкой, кормилицей.

Василиса. Вспомните пословицы о Волге.

Дети. Волга - всем рекам мать.

Волга - всем рекам Родины царица, ни одна не может с ней

сравниться.

Василиса. Красиво на речке?

( Загадываю 3-ю загадку: Кругом вода,

А с питьем беда.

(Обращаю внимание на иллюстрацию с изображением моря)

- А вот это, что? (Море)

Ребенок. Море красивое. вода в море синяя, зеленая, Оно такое огромное,

(ст. возр.) что не видно берегов. Я с мамой была на море. Вода в море

соленая, прозрачная, на море тепло.

( Загадываю 4-ю загадку: Матушкой весной -

В платьице цветном.

Матушкой зимой -

В саване одном.

(обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением поля)

Василиса. А это что? (Поле)

Ребенок. Это поле. Полей в нашей стране много. Люди выращивают рожь,

(ст. возр.) пшеницу, из которых потом делают муку и пекут хлеб, который мы

едим каждый день. Поле желтое, золотистое, оно похоже на море

только золотистое. Когда дует ветер, то по полю проходят волны,

как на море. У моря не видно другого берега, а у поля не

видно другого края.

Василиса. Поэтому и говорят, что поле - бескрайнее.

Давайте скажем шепотом - бескрайнее, тихо -, громко - …

(Дети с разной силой голоса произносят слово бескрайне)

Красивое поле?

(Обращаю внимание детей на иллюстрацию с изображением гор)

А вот здесь вряд ли кто-нибудь из вас был. Что это? (Горы)

Да, это горы. Какие они, что вы можете о них сказать? (Высокие,

красивые,) А что лежит на вершине гор? (Снег). Правда, очень

красиво?

Горный воздух чистый, полезный, лечебный, люди там долгожители.

Посмотрите, как красивы и лес, и река, и море, и поля, и горы.

Все это наша с вами страна, наша Родина. Как она называется?

Дети. Россия.

Василиса. «Как повезло тебе и мне:

Мы родились в такой стране,

Где люди все - одна семья,

Куда ни глянь - кругом друзья».

Василиса. А может кто из вас стихотворение о Родине прочитает?

(Девочка читает стихотворение о Родине)

Вижу чудное приволье, Вижу горы - исполины,

Вижу нивы и поля: Вижу реки и моря:

Это - русское раздолье, Это - русские картины,

Это - русская земля! Это - Родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это русская -- сторонка,

Это - Родина моя!

Василиса. Россия очень большая, богатая и красивая страна! И живут в ней

очень талантливые люди. И чего только русский народ не умеет

делать - и сказки сочинять, и песни, и потешки, и разные красивые

предметы делать.

Сейчас мы с вами поиграем в одну русскую народную игру. Русский

народ придумал ее очень давно, но играют в нее дети до сих пор.

(Подвижная хороводная игра «Где был, Иванушка?»)

дети садятся на лавочки

Василиса. Я хочу послушать, как вы читаете русские

народные потешки и песенки, а вы хотите почитать? (Да, хотим).

А ты. Ирочка, хочешь почитать потешку? (Да, хочу). …

(Дети читают потешки про кота)

1ребенок. Как у нашего кота, шубка очень хороша,

(ср. воз.) Как у котика усы, удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Выйдет котя в огород, всполошится весь народ.

И петух, и курица с деревенской улицы.

2ребенок. Пошел котик на Торжок,

(ср. воз.) Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть или Бореньке снесть?

Я и сам откушу, да и Бореньке снесу.

3ребенок. Киска, киска, киска, брысь

(ср. воз.) На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

(Дети произносят потешку с разной интонацией, с разной силой голоса)

4ребенок. Кот на печку пошел,

(ср. возр.) Горшок каши нашел.

На печи калачи.

Как огонь, горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

(Василиса хвалит детей)

Василиса. Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы

читали русские народные песенки и потешки про кота. А вы знаете

почему русский народ так любил сочинять про кота?

(Ответы детей)

Ребенок. В старину существовало такое поверье, если трех цветная кошка

(ст. возр.) зайдет в дом, то она принесет этому дому счастье. Поэтому в новую

избу первой пускали кошку.

Мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку.

Существовал обычай класть в колыбель спящего кота,

чтобы ребенок лучше спал.

Василиса. Молодец! Поэтому и было придумано много потешек, колыбельных

песенок связанных с житием-бытием домашнего кота: он и на

торжок идет, и лыко в лесу дерет, и лапти плетет, и люльку (зыбку)

качает за угощение.

Дети, а вы знаете, что такое колыбелька?

(Ответы детей)

Василиса. Кроватка для малышей называлась колыбелька. Это слово

произошло от старого русского слова «колыбать», что значит качать.

А еще она называлась зыбка. Тоже слово старое и происходит от

слова «зыбать» - «качать», есть и еще одно название «люлька».

Зыбка, люлька подвешивались к потолку. Мамы не просто качали в

кроватках своих деток, но и пели им колыбельные песни.

5ребенок. Уж ты, котенька-коток,

(ст. воз.) Котя, серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога и кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

Василиса. Вот такими добрыми, ласковыми песнями мамы желали своим

малышам счастья, здоровья, радости. И все эти песенки тоже

придумал русский народ. А сейчас давайте поиграем в русскую

народную игру «Две тетери».

(Подвижная игра «Две тетери», водящих выбираем считалкой, считает ребенок старшего возраста:

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем

Сколько перышек на нем

1, 2, 3, 4, 5 невозможно сосчитать.

Василиса. Молодцы, ребята! Я хочу вам рассказать русскую народную сказку.

Эта сказка про страх.

А вы знаете, что такое страх? (Когда кто-то чего-то боится) .

а чего можно испугаться? (Ответы - предположения детей)

Иногда, например, в темноте можно испугаться того, чего нет на

самом деле. Вот такое произошло с героями русской народной

сказки, которая называется «У страха глаза велики»

(садимся на коврик, старшие девочки помогают воспитателю рассказывать сказку

зайка - Егор, бабушка - Настя, внучка - Дарина,

курочка - Саша, мышка - Маша)

Василиса. Что же произошло на самом деле? А что подумали перепуганные

звери? Вот какую интересную сказку сочинил русский народ, чтобы

посмеяться над трусишками.

Василиса. Детушки, чем же вы порадовали Василису?

Дети. Мы играли в русские народные игры,

прочитали русские народные потешки и песенки, послушали

русскую народную сказку «У страха глаза велики».

Василиса. Когда вы придете ко мне еще раз в гости, я познакомлю вас с

другими р/н сказками, потешками, песенками.

Их русский народ сочинил видимо-невидимо.

Ребенок. И в старину далекую ребятишки любили слушать бабушкины сказки.

(ст. возр.) Они садились поближе к печке, ведь печь-то была главная в доме.

Василиса. Почему? -- (печь кормила, согревала)

Да русская печь отапливала жилье. Затрещит мороз на дворе, завоет

ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. В печи готовили пищу,

выпекали хлеб, варили квас, сушили одежду, раньше даже и мылись

на печи. Обращались к печи ласково:

Ой ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

Василиса. Пока мы любовались картинами нашей Родины, да в игры играли,

потешки читали да сказки слушали, печка - сударыня решила нас

порадовать

(Василиса достает из «печи» пирожки)

Василиса. Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Три корыта киселя,

Пятьдесят пирогов,

Не найти едоков!

Хозяйку потешьте -

Пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Дети благодарят Василису, прощаются и под песню «С чего начинается Родина» уходят в группу.

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи. «Россия» Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом (подготовительная группа)Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом (подготовительная группа) ОКТЯБРЬ 1. Целевая прогулка «Дома бывают разные» Формировать у детей интерес у родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у Василисы»
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 08:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД