Лучший педагог года

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с малой Родиной» по теме «Кубанское казачество»

Кудряшова Светлана
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с малой Родиной» по теме «Кубанское казачество»

Цель: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, божник, рушник,

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея в г. Туапсе, беседы с детьми.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, скажите, в каком городе мы живем? (Дети отвечают на вопрос)

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Знакомство с малой Родиной“ по теме „Кубанское казачество“» размещена в разделах

Воспитатель: Все верно, в городе Приморске-Ахтарске. Ребята я скажу вам больше, наш город находится на Кубани, где живут кубанские казаки.

Воспитатель: Недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом? (Ответе детей)

Воспитатель: Правильно, родственники, родичи, предки. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них, кубанские казаки. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних-дальних родственников – предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим кубанское жилище. Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте корни. Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья. В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него. Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали, для этого хватало простора степи. Хату, казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша и глины. Снаружи ее белили, это считалось символом чистоты и опрятности. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Во дворе находился колодец со студеной и чистой водой и русская печь, на которой готовили в жаркое время года. Забор сплетался из прутьев дерева ивы. Ну а теперь пора посмотреть, что находится внутри казачьей хаты.

Воспитатель: Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

Воспитатель: В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: комод для белья, сундуки и т. д. Центральным местом в доме бы красный угол - божница.

Воспитатель: Божница состояла из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В божнице сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, паски, как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки. Казачки придавали большое значение убранству хаты. В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники.

Воспитатель: В главной комнате стояла кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках. Все выглаженное, красивое. Казачки любили вышивать. На Кубани были искусные мастерицы, детей рано приучали к рукоделию. Основой в вышивке является узор или орнамент. У каждой хозяйки был свой стиль. Вышивали крестом и гладью. В орнаменте были заложены символы, которые несли смысловое значение. Например: символы в орнаменте: птицы - это вестники солнца. Конь - символ благополучия. Летающие по небу собаки - небесные - охранители человека, языческие обереги. Летающие олени - языческие небесные божества.

Воспитатель: Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца. Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники, которые делали из меди и они сияли теплым солнечным светом. Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Воспитатель: Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду.

А белье я глажу вот этим вот предметом. Называется он рубель. Видите он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет детям возможность погладить таким образом мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).

Казачка : Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

Дети: Полотенце, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка.

Казачка : Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Казачка : Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили название моей посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.

Казачка : Какие же, расскажите.

Дети: Конь казаку лучший друг.

Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Сам погибай, а коня выручай

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: А еще. Мы знаем много кубанских традиций.

Казачка : Правда? А какие же?

Дети: Казаки гостей встречают хлебом-солью.

На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка : Ну и молодцы, просто здорово! Все, о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.

Дети рассматривают фотографии.

Казачка : А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыши. Сейчас как раз пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте их (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:

Ничь сизокрылая за викном,

Спы, мое сэрдэнько мырным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Травы, квиткы и дэрэвья сплять,

Ничь сизокрылая над сэлом,

Спы, мое сэрденько, добрым сном!

По окончании песни укладывает малышку в люльку и предлагает детям сделать то же самое.

Казачка : А теперь, хлопчики и девчата, подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть-чуть приоткрывает крышку).

Дети: Наверное, одежду?

Казачка : Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может и вам понравиться одеваться по-казачьи.

Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают по народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.

Казачка : Теперь – вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.

Дети садятся на лавку и слушают.

Казачка : Жили-были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети работали вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:

Ивасику – Тэлэсику!

Приплынь, приплынь

До бэрэжку.

Твоя матэ прыйшла,

Йисти тоби прынэсла.

Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу.

Все было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.

На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голосом:

Ивасику – Тэлэсику!

Приплынь, приплынь

До бэрэжку.

Твоя матэ прыйшла,

Йисти тоби прынэсла.

Ивасик приплыл на берег, а Баба Яга его цап-царап и унесла в свою избушку. Там приказала служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.

Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!»

Служанка Баба Яги рассердилась, скинула Ивасиска с лопаты, а сама уселась на нее, в комочек свернулась, колени руками обняла. Тут-то Ивасик и сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба Яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетели гуси – лебеди. Ивасик просит их:

«Гусяточки – гусяточки,

Возмить мэнэ на крыляточки,

Понэсить мэне до батияточки,

Там йисти и пыть йесть шо».

А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!»

Тем временем Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетали мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просит их:

«Гусяточки – гусяточки,

Возмить мэнэ на крыляточки,

Понэсить мэне до батияточки,

Там йисти и пыть йесть шо».

Гуси взяли его, отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши:

А мэни краюху?

Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей-лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного не никуда не отпускали.

Понравилась вам сказка, все было понятно?

Бьют часы с кукушкой.

Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.

Казачка : А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка : А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка : А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?

Дети: Рубель.

Казачка : Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощание я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. Почему весеннее лакомство? Об этом вам расскажет воспитатель. В добрый путь!

И никогда не забывайте своих предков, помните о них.

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группеКонспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группе Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитать.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара» Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Конспект открытого занятия в средней группе «Что мы Родиной зовём?»Конспект открытого занятия в средней группе «Что мы Родиной зовём?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 84 «Благодать» Конспект открытого занятия.

Конспект занятия с презентацией «Знакомство со Спасиком» формирование ОБЖ в старшей группе Цель: сохранение здоровья детей через ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения. Задачи: РАЗВИВАЮЩИЕ: • Развивать представления.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Моя семья» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группеКонспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группе Программное содержание: Закреплять представление о том, что результат не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью» Тема занятия по ИЗО деятельности: «Знакомство с городецкой росписью»[/b] Занятие в рамках тематического планирования программы «От рождения.

Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группеКонспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.

Экскурсия в мини-музей «Знакомство с историей малой Родины!»Экскурсия в мини-музей «Знакомство с историей малой Родины!» Вторая неделя ноября имела тему: «Мой город (посёлок, малая Родина». Итоговым мероприятием тематической недели было посещение мини-музея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с малой Родиной» по теме «Кубанское казачество»
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 20:20
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД