Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с убранством и традициями строительства избы «Теремок»

Светлана Морозова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с убранством и традициями строительства избы «Теремок»

Научно – образовательная деятельность.

Интеграция образовательной деятельности:

«Коммуникация», «Познавательно – исследовательская», «Чтение художественной литературы».

Цели

Обучающие:

• познакомить с жилищем наших предков;

• познакомить с традициями строительства избы (художественные и символические особенности);

• познакомить с внешним и внутренним убранством избы.

Развивающие:

• расширять словарный запас новыми словами: изба, сруб, рубить, конек, крыльцо.

Воспитывающие:

• воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Виды деятельности:

коммуникация, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты:

Дети проявляют познавательный интерес к особенностям жилищ наших предков, традициям строительства избы, используют в речи новые слова, с удовольствием просматривали сайд – шоу «Три плотника», поддерживают диалог с взрослыми и сверстниками.

Словарная работа:

изба, рубить, сруб, конек, крыльцо.

Содержание общеобразовательной деятельности

Организационный момент:

Сегодня мы с вами поговорим о том, как в старину жили на Руси (уточнить смысл понятия «Русь».)

• Ребята, вы живете в городе.

• А бывали вы в деревне?

• А похожи ли деревенские дома на городские?

• Чем они отличаются?

• В старину люди тоже жили в таких домах. Кто знает, как они называются? (Избами.)

• Вот они какие.

Просмотр слайда.

А сейчас мы узнаем, как русская изба строилась.

Когда – то давным – давно, когда на Руси и городов не было, и нашего города тоже, шумели на земле русской дремучие леса.

Прежде чем начать строительство нового поселения, наши предки тщательно выбирали место для него. Старались найти место у реки.

Изба была нужна прочная, такая, чтобы долго стояла, чтоб и дети, и внуки в ней росли, и жить могли. Строили избы из сосны или ели, стволы которых были прямыми и крепкими, а рубили деревья – зимой, в сильные морозы, потому что дерево в это время года самое сухое. Из этих деревьев бревна самые прочные. А старые деревья не брали. Почему? (Рассуждения, предположения детей.)

Лесов в России много, поэтому дерево – самый доступный материал для строительства. Тепло и уютно живется в деревянных избах.

На Руси в старину говорили не «строить», а «рубить» избу. А рубить избу – дело не легкое, одному не справится.

Как же люди выходили из положения? (Рассуждения детей.) Надумает мужик избу рубить, пойдет по соседям. Зайдет в избу, поклонится хозяевам и скажет: «люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте мне одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне «на помощь», избу рубить. На следующий день, чуть солнышко взойдет, со всей деревни спешит народ на помощь своему соседу. Мужики за топоры брались, а женщины за приготовление угощения.

Деревья с начало очищали от кары, сучьев. Бревна составляли между собой очень плотно, так, чтобы щелочки не видать. Это делали плотники. (Просмотр слайда.) На бревнах ставили зарубки – порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по бревнышку, перевести на новое место и снова собрать.

Все делалось с помощью одного инструмента – топора, есть русская пословица «Не взявшись за топор – избы не построишь».

Дидактическая игра: «Что нужно для работы плотнику?»

(Выбор картинок – инструментов для плотницкой работы.)

И не случайно на Руси помнят поговорку: «Кончил дело – гуляй смело». Закончат избу рубить помощники, хозяйка всех к столу приглашает, а там уже множество угощений.

Вот так на Руси сложилась добрая традиция – помогать друг другу. А получила она название «помощь». Помогали люди друг другу не только избу рубить, но и поле пахать, и сено косить, и урожай собирать. И эта традиция сохранилась до сих пор. И сейчас люди приходят на помощь друг другу.

Но человеку мало только удобства, ему хотелось, и украсить свой дом. Ведь душа каждого из нас стремится к красоте.

Просмотр слайдов об украшении домов.

Как люди украшали свои избы? Крыша как небесный свод. Два ее ската сверху соединяются бревном, на конце которого выстругивали голову коня. Получался «конек». Конь как птица, это древний образ солнца. Скаты крыши очень напоминают «крылья». На «причелинах» - волнистый резной узор.

Какой используется узор в резьбе? (Геометрический.)

Как вы думаете, что обозначает круг? (Солнце.)

На концах «причелин» - солнышко. Изображение солнца было связано с мечтой о небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорили: «Не хлеб родит, а солнце». Знак солнца сияет – сверкает и на резном «полотенце».

Кто догадался, что обозначает дуга? (Радуга.)

Радуга на небе означала, что наступило лето. Вырезав дугу, человек, призывал к себе в помощники добрые силы природы.

Дома строились всегда «лицом» к дороге. Стоят избы и как бы хвастаются друг перед другом.

Дидактическая игра: «Что избушка расскажет о себе».

Продолжение просматривания слайда.

Понравились вам окна в деревянных избах? Что успели вы увидеть?

Окна – глаза дома. В старину глаза назывались «очи», глаз – «око», отсюда названия – окна. Их украшали разными «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме, от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит, хозяева встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома.

Анализ занятия:

просматривая слайды, мы познакомились с жилищем наших предков, традициями строительства и украшения русской избы; познакомились со значением новых слов: изба, сруб, рубить, конек; узнали новые поговорки; вели сравнения; активно высказывали свои впечатления и мнения.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Проект «Путешествие в прошлое». Сюжетная композиция «Крестьянский двор»Проект «Путешествие в прошлое». Сюжетная композиция «Крестьянский двор» ТЕМА ПРОЕКТА: «Путешествие в прошлое». Проблема: Зачем человеку знать прошлое своего народа? Создание сюжетной композиции «Крестьянский.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с убранством и традициями строительства избы «Теремок»
Опубликовано: 22 октября 2013 в 15:40
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дед Мороз из ниток (мастер-класс)
Новый год все ближе, забот все больше, надо и оформление продумать , и к празднику подготовиться, и о костюмах позаботиться. А тут еще и выставка...
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...