Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования «Что мы знаем о каменном угле?»

Анна Павлей
Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования «Что мы знаем о каменном угле?»

Конспект НОД на тему «Что мы знаем о каменном угле?"

[/b]

Программное содержание:

• Развивать представление детей о богатстве недр Земли, что каченный уголь – полезное ископаемое.

• Расширять и уточнять представление детей о профессии шахтера, помочь уяснить значимость этой профессии.

• Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

• Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

Экскурсия в котельную, работающую на угле. Беседа на тему «Откуда пришло тепло в детский сад?». Чтение рассказа «Черное золото» из книги С. И. Венецкого «Рассказы о металлах» и рассматривание иллюстраций к нему. Беседа на тему «Профессия мужественных людей» (о шахтерах, Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Как добывают уголь».

На столе у воспитателя под салфеткой лежит кусок каменного угля. Воспитатель предлагает детям обследовать его руками через салфетку, после чего обращается к ним с вопросом:

- Что бы это могло быть?

- Какое оно?

Ответы детей.

Дети: Ракушка, кубик. Камень. Что-то очень твердое.

Выслушав ответы детей, воспитатель их уточняет и говорит:

Восп.: Да, дети, вы правы, он твердый. Но вы не видите какого он цвета. Быть может, если я скажу вам, какого он цвета, вы сможете мне сказать что это? Итак, кроме того, что он твердый, он еще и черного цвета. Ну так что же это?

Дети: Уголь!

Восп.: Да, вы правы, это уголь и еще его называют каменный уголь. А вот почему его называют каменный, вы скажете мне сами.

Дети: Уголь очень твердый, как камень

Восп.: Да, вы правы. Именно поэтому долгое время считалось, что он сродни камню. Но подумайте, может ли гореть обычный камень?

Дети: Нет.

Восп.: А каменный уголь?

Дети: Горит.

Восп.: Верно, камень не горит. Но почему же тогда каменный уголь дает пламя, он горит.

Ответы детей.

Восп: Да, дети, для вас это загадка. А вот великий русский ученый М. В. Ломоносов (портрет) разгадал эту загадку. Он показал, что каменный уголь образовался из древний растений и деревьев, которые в давние доисторические времена росли на Земле.

- Ну а дерево, дети, горит?

Дети: Горит.

Восп.: Верно, дерево хорошо горит, это знает каждый. Конечно, уголь совсем не похож на дерево, и на цветок тоже не похож. Но если рассмотреть кусок угля под микроскопом. Можно увидеть волокна растений.

Восп.: Давайте и мы с вами тоже посмотрим на каменный уголь под микроскопом.

Дети рассматривают кусочки каменного угля под микроскопом, делятся впечатлениями.

На кусочках пластилина дети выдавливают травинки, листья деревьев, лепестки цветов.

Восп.: Теперь, когда мы с вами узнали откуда взялся уголь, может вы мне скажете тогда, какой профессии люди добывают уголь?

Дети: Шахтеры.

Восп.: А где и как шахтеры добывают уголь?

Дети: Глубоко под землей, в недрах земли, в шахтах, в подземной кладовой.

Воспитатель предлагает детям картину для рассматривания «Шахтер добывает уголь» и ведет беседу по картине:

Вопросы: Кто по профессии этот человек? Какая на нем рабочая одежда? Где находится шахтер? Как вы догадались, что он в шахте? Чем он добывает уголь? Как вы считаете какими качествами характера должны обладать люди этой профессии и почему? Что вы можете рассказать о том, как добытый шахтерами уголь поднимают из шахты на поверхность земли?

Воспитатель поощряет ответы детей и задает следующие вопросы:

- Можно ли сказать, что труд шахтера необходим для людей? Почему?

Дети: Да, труд шахтера необходим для людей потому, что люди других профессий не умеют добывать уголь. Врачи лечат людей, художники пишут картины, портниха шьет одежду, но все они должны работать в тепле.

Восп.: Дети, если я скажу, что каменный уголь полезное ископаемое, попробуйте объяснить мне, как вы это понимаете?

Дети: Потому что уголь, полезный для человека. Им отапливают жилища, но сначала его надо найти, а потом добыть его из-под земли, выкопать.

Восп.: Молодцы, но представьте себе, если бы вдруг каменный уголь исчез, его бы не стало нигде, изменилась бы жизнь людей на Земле?

Дети: Да, нечем было бы топить, стало бы холодно в домах, в детском саду.

Восп.: Конечно, дети, каменный уголь нужен всем. Кокс – это тоже каменный уголь для доменных печей.

О том, что такое кокс и доменная печь мы с вами поговорим в следующий раз, а пока вы сами сможете рассказать много интересного о каменном угле своим братьям, сестрам и родителям.

Публикации по теме:

Конспект НОД по освоению образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Профессия — шахтер» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание в подготовительной группе «Профессия – шахтер».

Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей с полезными ископаемыми. (Работа в мини-музее по экологии) Цель : Расширять и углублять представления детей о наиболее распостранённых полезных ископаемых : торфе, каменном угле, известняке. Дать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования «Что мы знаем о каменном угле?»
Опубликовано: 14 августа 2013 в 14:37
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...