МААМ-картинки

Конспект НОД. Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка — колкая иголочка» в подготовительной к школе группе

Наталья Цыцулина
Конспект НОД. Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка — колкая иголочка» в подготовительной к школе группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка колкая иголочка" подготовительной к школе группы

воспитатель первой категории

Наталья Владимировна Цыцулина

Цель непосредственно образовательной деятельности:

Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе.

Задачи образовательных областей:

Познание:

Публикация «Конспект НОД, Формирование целостной картины мира, Акция „Елочка — колкая иголочка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Формировать устойчивый интерес к природе;

• Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о природе;

• Расширять представления воспитанников о хвойном лесе и его обитателях;

Познакомить воспитанников с новыми обитателями хвойного леса: рысью и клестом.

• Воспитывать понимание ценности каждого дерева;

• Развивать логическое мышление.

• Развивать мелкую моторику.

Социализация:

• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

• Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.

Коммуникация:

• Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья, дренаж, клест, рысь, крылатки, чешуйки)

• Развивать умение связно высказывать свое мнение

• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Безопасность:

Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;

• Закреплять умения безопасно работать с палочками для посадки семян.

Музыка:

• Развивать эмоциональность.

Физическая культура:

• Совершенствовать двигательную активность.

Труд:

Формировать умение работать в коллективе.

• Закреплять умение сажать семена и ухаживать за ними

Предполагаемый результат: формирование у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

Направление: познавательно - речевое.

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, трудовая, коммуникативная, музыкально - художественная, двигательная, продуктивная.

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в непосредственно-образовательной деятельности

Форма организации детей : групповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, сказочный персонаж, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, музыкальное сопровождение, посадка семян ели, показ слайдов, самоанализ воспитанников, пооперационные карты, исполнение воспитанниками песни «Ёлочке не холодно зимой»

Интеграция областей: Социализация, коммуникация, физическая культура, музыка, безопасность, труд, здоровье.

Предварительная работа:

• Беседы с детьми об истории празднования Нового года в России, о роли новогодней елочки.

• Беседы на тему «Как сохранить хвойный лес», «Обитатели хвойного леса», «Лесные друзья елочки».

• Цикл познавательных занятий «Есть у елочки друзья»

• Выставка «Новогодняя елочка» совместно с родителями

• Экологическая акция «Как у наших у ворот, ай да елочка растет» закладка «Аллеи выпускников»

• Изготовление и размещение листовок «Берегите елочки в микрорайоне №1 г. Октябрьского РБ

• Разучивание песни и стихотворений о ёлке, отгадывание загадок.

• совместная работа с детьми младшей группы по изготовлению листовок «Берегите елочки!

• Триз игра «Хорошо – плохо». Что хорошего в том, что на новогодние праздники ставят живые елочки дома, что плохого в этом.

• Рисование, аппликация на тему «Елочка и ее лесные друзья».

• Изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.

• Изготовление книжки с рассказами и рисунками детей «Пусть живые елочки встречают Новый год в лесу».

Участие родителей: Совместно с детьми изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.

Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, стаканчики с грунтом, палочки, фартуки, семена ели, искусственная ёлка, новогодние игрушки, сказочный персонаж - ёлка, пооперационные карты.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Зал украшен плакатами, рисунками). Слайд №1.

В: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся! Как вы думаете, почему в нашем зале появилась елка? (ответы детей).

В каждом доме принято под новый год наряжать елку. Давайте в нашем зале нарядим елку. (Дети вешают на елку елочные игрушки). Посмотрите, как хороша новогодняя красавица. Садитесь на свои места.

Выходит елка.

В:Здравствуй, елочка.

Елка: Здравствуйте, дети. Скоро праздник Новый год (говорит грустно)

В: Да. Ты не рада празднику?

Елка: Нет, совсем не рада.

В: Почему?

Елка: С давних пор Новый Год – любимый праздник взрослых и детей, а елка – символ праздника. Каждый раз под новый год уменьшается количество елок в лесу. И лесные обитатели от этого очень страдают. Чтобы вырастить красавицу ёлку необходимо 100–120 лет. А нам лесным жителям так бы хотелось, чтобы люди бережно относились к лесу и его обитателям.

В: Что человек может сделать для того, чтобы сохранить лес? (Проводит чистку леса, сажает молодые деревья, охраняет лес от браконьеров, бережет от пожаров и т. д.). Мы с ребятами тоже много сделали для этого.

Мы в детском саду наряжаем искусственную елку, а живая ель растет в лесу.

Ё : Какие вы молодцы!

В: Посмотри елочка, осенью мы посадили молодые деревца и заложили «Аллею выпускников» Слайд №2. Какие деревца сажали? Что мы сделали? Слайд №3

Нам в этом помогли наши родителей. Слайд №4. А в посадке деревьев нам помогали папа Саши – Сергей Александрович, мама Артема – Светлана Салаватовна, дедушка Леры – Юрий Федорович, а саженцы из питомника привезли родители Халимовой Камиллы.

В: Слайд №5. А чтобы сохранить наши молодые сосеночки папа Тимура - Марат Фанизович сделал нам ограждение.

Вместе с малышами оформили листовки «Берегите елочку Слайд №6

А потом, что мы сделали ребята? (ответы детей – развесили на домах вокруг, раздавали прохожим) Слайд №7

Свой еловый лесок появился в нашей группе. Только деревья в нём не обычные, а сказочно-новогодние, рукотворные. Ребятам вместе с родителями смастерили новогодние деревца из подручных материалов. Посмотрите, как получилось! Слайд №8,9

Здесь ёлочка, сделана из помпонов (сделала Софья Мерман вместе с мамой Татьяной Александровной, есть ёлка из бумаги (смастерил Дима Гуменюк с мамой Светланой Витальевной) и ёлочка из мишуры (сделала Лера Масленникова вместе со своей мамой Анастасией Юрьевной). Дети нашей группы и родители считают, что каждое сказочное деревце сделано для того, чтобы сохранить жизнь настоящей живой ёлке.

Дети исполняют песню «Ёлочке не холодно зимой»

Ё : Молодцы ребята! Как вы много сделали.

В: Мы с вами уже знаем о том, что лес не может быстро восстанавливаться. Ели нужно много лет, чтобы стать лесной красавицей. Слайд №10

Как вы думаете, можно ли определить возраст ели по внешнему виду? Как это можно сделать? (рассуждения детей)

Слайд №11. Ёлка растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги-мутовки, растущие с одного места в разные стороны. По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели.

Ё : А вы знаете, ребята, что елочка– хвойное дерево?

Д: Да, знаем.

Ё : Почему оно называется хвойным?

Д: Потому что у ее вместо листьев иголки. Которые называются хвоинки или хвоя.

В: Говорят что, хвойные деревья «зимой и летом одним цветом». Но это не совсем так хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу? (Ответы детей) Земля под деревьями застлана ковром из опавшей хвои. В детском саду растут ели, мы с вами наблюдали за ними каждый сезон и заметили под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Ё : А какие хвойные деревья вы знаете?

( Дети перечисляют хвойные деревья: пихта, сосна, туя, кедр) Слайд №12.13

Ё : Молодцы.

В: Обитатели леса тоже играют огромную роль в жизни леса. Расскажите, кого вы знаете из обитателей хвойного леса и почему они любят в нем селиться? Слайд №14

Дети: Заяц любит жить в еловых лесах. Питается корой еловых деревьев, а под еловыми лапами прячется от хищных зверей.

Белка часто скачет по веткам ели. Ест белка семена и молодые еловые веточки. На ели у белки дупло, еловые ветки защищают ее дом от ветра в зимнюю непогоду.

Зимой в густых еловых лесах по корягами спят медведи в берлогах. Потому что, его берлога находится под еловыми корнями.

Ё : (Слайд № 15.)Я вас хочу познакомить с еще одним обитателем хвойного леса - это рысь. Этот зверь любит еловые леса, его легко узнать по кисточкам на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей. Логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей.

В: А еще в хвойных лесах обитают птицы. Какие птицы любят жить в хвойных лесах и почему? Д: Ответы

(Слайд №16). А вы знаете эту птицу? Это Клест-еловик, его называют «северным попугаем» за необычные крестообразные клюв с перекрещенными концами. Про них говорят: «Кривлен нос — зелен хвост». Концы клюва загнуты в разные стороны и напоминают щипцы. Птица вставляет клюв между чешуйками еловой шишки, отгибает их и достает семечко. Цепляясь за шишку острыми коготками, клест иногда раскачивается на шишке, как на качелях. Ест он и почки ели. Клест — птица небольшая, чуть больше воробья, единственная из всех птиц выводит птенцов зимой, в самые сильные морозы. Они строят из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, шерстью, перьями. Свой дом птицы прячут у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом. В таких местах нет ветра. Самец даже поет зимой. Мама-клест сидит на кладке полмесяца. Папа-клест кормит ее семена еловых шишек.

Весной ель начинает цвести, летом на месте цветка образуется шишка, а осенью в ней созревают семена и осыпаются на землю. (Слайд№17). Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время весной то тут, то там появляется ростки длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. (Слайд №18). Пройдет сотня лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. Какую пользу приносит ель?

Дети: Ель полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Человеку полезно дышать таким воздухом для здоровья.

В: Правильно. Слайд №19. Вокруг городов высаживают специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние города. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.

Лес это дом для растений и животных, а человек в нем гость, а гость должен быть чутким, внимательным и не мешать хозяевам. В народе говорят, что каждый человек должен посадить дерево.

И сегодня, я предлагаю вам ребята посадить собственное дерево. Мы создадим свой мини-питомник, может быть, через много лет из них вырастут лесные великаны.

Подойдите к столам. Что вы видите на столах? Стаканчики мы наполнили заранее, давайте вспомним, как мы это сделали.

В стаканчик, мы насыпали дренаж. Для чего нужен дренаж? (ответы детей).

Какая нужна земля? (ответы детей)

Нужна ли вода? Для чего нужна вода? (ответы детей)

Ребята, а для чего нам палочки? (ответы детей – для того, чтобы сделать палочкой ямку, положите туда семечко, и присыпать землей).

В: Правильно. Палочки нужны для того чтобы сделать углубление. Как надо правильно пользоваться палочками? (нельзя размахивать палочкой, так как можно поранить соседа; нельзя поворачиваться с палочками к соседу; после выполнения работы необходимо положить палочку на место;)

В: Молодцы. Разогреем наши пальчики перед работой.

Физминутка «Елочка» (пальчиковая гимнастика)

Перед нами елочка : (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).

В: Наденьте фартуки и подойдите к столам. Уточним порядок работы.

(пооперационные карты) Слайд №20.

Приступайте к посадке. (дети выполняют задание)

Молодцы ребята! Теперь будем ждать, когда появятся всходы. Вы будете заботиться о молодых росточках: поливать, беречь их от сквозняков, а когда саженец будет достаточно большим, можно будет пересадить его на улицу. Пройдет много лет прежде, чем вырастет красивое дерево. (дети снимают фартуки)

Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей)

Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей)

Рефлексия (Елочка зеленая – мне очень понравилось, как я занимался,

Елочка желтая – мне не понравилось, как я занимался)

Ё : Спасибо вам, мне было очень приятно с вами заниматься.

Список литературы:

Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. Автор-составитель М. П. Костюченко.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. О. В. Дыбина

Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада : Сост. Нищева Н. В.

Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. С. Н. Николаева.

Фото из архива автора.

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД. Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка — колкая иголочка» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 20:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД