Лучший педагог года

Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка»

Ирина Васютина
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОЛИМП. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

НОМИНАЦИЯ

«ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГУ»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ТЕМА: «ЯПОНСКАЯ ИГРУШКА»

Разработала:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №23»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Васютина Ирина Анатольевна

Сентябрь 2013 год

Приоритетная образовательная область: «Познание»

Публикация «Конспект НОД для детей 5–6 лет „Японская игрушка“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка»; «Коммуникация», «Социализация»

Цель: Знакомство с традиционной японской куклой кокеси;

Задачи:

* Образовательные: Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством Японии, историей происхождения японской и русской матрёшками;

* Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культуре Японии, стимулировать желание детей узнавать об игрушках японских детей;

* Развивающие: формировать пространственное воображение, чувство цвета и гармонии, развивать конструктивные способности, умение следовать устным инструкциям;

Оборудование и материалы:

* Готовые образцы – Семёновской «крестьяночки» и «японской матрёшки», портрет художника С. В. Малютина

*Статьи из детской энциклопедии «Я познаю мир» (игрушки)

* Музыкальное сопровождение, русская народная песня «Матрёшки» (муз. Ю. Слонова); музыкальная композиция «Летающие небесные нифмы» музыка Китаро.

* краски, кисти, карандаши, трафареты, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, доски, стеки по количеству детей в подгруппе.

Предварительная работа:

*Рассматривание альбома с изображение матрёшек Семёновских мастеров и японских кокеси;

* Чтение сказки в стихах «Дарума и ванька – встанька» Котляр Э.

Технологии, методы и приё мы:

*Групповая образовательная технология

* Вербальные: рассказ об игрушках Японии, беседа, чтение стихов;

* Практические: рисование, налепы, аппликация японских и русских игрушек, анализ и сравнение двух матрёшек (русской и японской);

* Визуальные: рассматривание иллюстраций с изображениями кукол (русских и японских)

Литература:Арутюнов С. А Япония // Детская энциклопедия. Т. 10. Зарубежные страны. – М., 1977. – С. 302- 307. Котляр. Э. Дарума и ванька – встанька: Стихи. – М. : Детская литература, 1991. Логачёв С. Японская культура – это гармония и самобытность // Детская энциклопедия: Япония. – 2001.- №10. – С. 36-41. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Ред. Т. И. Тимофеева. – М. : Академия, 1999. Японские народные сказки /под ред. С. Я. Маршака. – М. : Детская литература, 1983. Дектярёва В. Н. : Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 128с. Оригами с детьми 3-7лет.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Уголок в группе оформлен предметами декоративно-прикладного искусства Японии (веера, зонты, чайный сервиз, японские игрушки, он закрыт ширмой. Дети заходят в группу, встают полукругом.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами вспомним игрушку, которая является символом России. Послушайте загадку:

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

Все и пляшут и поют.

Как, ребята, их зовут? (Матрешки)

А вы знаете, матрешки спрятались в игровых уголках, я предлагаю вам их найти и посчитать. (Дети находят матрешек, ставят их на стол по порядку, считают)

Давайте рассмотрим, как они выглядят. (Дети рассматривают семеновскую матрешку – форму, цвета, элементы росписи одежды).

Педагог предлагает детям сесть на стулья

и послушать, как появилась русская матрешка

Педагог: Мало кто знает, что происхождением матрёшка обязана старому японскому мудрецу. Он вырезал из дерева японского дедушку, внутрь которого поместил целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Однажды эту японскую игрушку увидел русский художник Сергей Владимирович Малютин (показывает портрет художника). Взял и набросал русский вариант забавной фигурки. Токарь Владимир Петрович Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин расписал её. «Настоящая матрёшка!» - воскликнув кто –то, увидев куклу. Так у нас появилась полюбившаяся всем нам матрёшка. А сейчас я предлагаю вам превратится в матрешек и станцевать под веселую музыку.

Звучит песня «Матрешки», музыка Ю. Слонова,

дети свободно пляшут.

- Ребята, я хочу вам сказать, что у нашей матрешки есть сестра, а живет она стране восходящего солнца – Японии.

Дети встают цепочкой и под музыку Китаро идут змейкой по группе,

подходят к ширме, педагог убирает ширму, обращает внимание на предметы японского декоративно-прикладного искусства, расставленные на столе, предлагает найти сестру матрешки. Дети садятся.

Педагог: Посмотрите – это японская народная кукла – кокеси (педагог показывает куклу). Во что одета кукла? (возможные ответы детей – халат и сандалии, да, халат в Японии называется кимоно, это традиционная одежда японцев. Кимоно бывает обычно из белого, розового, красного или фиолетового цветов и символизирует время года. Традиционная японская обувь – тэта, она безразмерна и крепится на двух ремешках.

Давайте сравним матрёшек русскую и японскую, чем они похожи, и в чем их отличие? (ответы детей – форма похожа, отличие в одежде кукол).

Затем педагог предлагает детям изготовить разнообразными способами кукол кокеси и матрёшек. (Дети делятся на несколько подгрупп, по желанию) : - первая подгруппа - по лекалу изготавливает куклу кокеси при помощи налепов пластилином;

- вторая подгруппа - рисует русскую матрёшку гуашевыми красками;

- третья подгруппа – аппликативным способом на готовые лекала наносит элементы одежды на кукол кокеси и матрёшек (по выбору).

В процессе работы педагог напоминает детям, что одежда кукол должна быть яркой, так как в старину у детей не было большого разнообразия кукол и поэтому их старались раскрасить ярче, для большего привлечения внимания к ней.

После завершения работы дети выставляют свои работы на стенд, устраивают выставку кукол. Педагог предлагает создать пары из японских и русских кукол.

В конце занятия воспитатель читает стихи о куклах.

- Вот много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

Все и пляшут, и поют,

Всех матрёшками зовут! (Дети хором)

ИТОГ: Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие в страну Японию, с кем мы сегодня познакомились? (ответы детей – с куклами, скажите, как называется кукла японская? (кокеси, а русская (матрёшка). Кто первый придумал куклу? (японский мудрец, как появилась в России матрёшка? (Её нарисовал художник С. В. Малютин, а выточил токарь В. П. Звёздочкин). Назовите традиционный наряд кокеси? (кимоно и тэта, традиционный русский наряд матрёшек? (сарафан и платочек).

Педагог: Мне очень понравилось, как вы сегодня дружно работали, ребята, и сделали таких красивых кукол. Все куклы, которых мы с вами изготовили, останутся у нас в группе и вы сможете с ними играть.

Публикации по теме:

Канзаши в картинах своими рукамиКанзаши в картинах своими руками Цветами канзаши японские красавицы украшали свои прически. Японская канзаши - это длинная шпилька для традиционной японской женской прически.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 17:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД