Конспект НОД «Мордовская культура — неиссякаемый источник мудрости и красоты»

Елена Митенькина
Конспект НОД «Мордовская культура — неиссякаемый источник мудрости и красоты»

Непосредственно-образовательная деятельность

"Мордовская культура – неиссякаемый источник мудрости и красоты"

(на примере свадебно-обрядовой традиции приготовления приданного)

Подготовительная группа

Цели:

Область "Познание"

1) Развивать умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности.

2) Способствовать развитию любознательности, мышления;

3) Обратить внимание детей на произведения искусства мордовского народа (на примере народного костюма, традиций подготовки к свадьбе).

4) Расширить кругозор детей через знакомство с национальными традициями подготовки приданного к свадьбе, мордовской вышивкой)

Область «Коммуникация»

1) Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы;

2) Активизировать артикуляционную моторику.

Область «Социализация»

1) Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

2) Развивать инициативу.

3) Привить любовь к родному краю, гордость за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.

4) Пробудить интерес к культуре родного края.

5) Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.

Область «Художественное творчество»

1) Воспитывать эстетический вкус, развивать креативное мышление;

2) Закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (пальцевая живопись, работа с шаблонами и трафаретом);

3) Закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте;

4) Закрепить умения составлять элементарный узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки.

5) Развивать воображение, образное мышление и творческие способности дошкольников.

Область «Музыка»

1) Национальное мордовское пение девушек (для передачи праздничного настроения)

2)Подобрать релаксационную музыку для фона продуктивной деятельности детей.

Здоровьесберегающий компонент занятия: соблюдение времени проведения занятия в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, проведение физкультминутки, соблюдение правил гигиены, требований по освещению рабочей зоны и деятельности детей за столом.

Оборудование: теневой театр, мордовский национальный костюм, образцы мордовской вышивки, куклы, краски, кисти, карточки и печатки с изображением мордовского орнамента.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент.

Беседа с детьми:

Ребята, мы с вами много путешествовали по миру, всегда возвращались домой, к себе на родину. Куда мы возвращались? (Ответы детей: домой, на Родину)

Правильно. А что такое родина? (Ответы, предположения детей)

У каждого человека есть своя родина- это место где мы родились, провели свое детство. Как называется место, где мы родились? (Россия) Молодцы.

В России есть небольшая Республика наша малая родина. Как она называется, ребята? (Ответы детей: Республика Мордовия)

Мордовия!

Пусть цветет твое имя,

Словно разбуженный май.

Край мой Мордовский любимый

Солнечный, радостный край!

Здесь дружно проживают люди разных национальностей. Прославляют своим талантом нашу могучую страну сыны и дочери земли мордовской. Как все начиналось, как зародился мордовский народ? Я вам сейчас расскажу одну интересную древнюю легенду.

Дети сидят полукругом. В центре перед ними «теневой театр», декорации с изображением куполов, кремля. Изображение в театре меняется в зависимости от рассказывания легенды (воспитатель рассказывает в стиле летописи)

Легенда о рождении мордовского народа.

…Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой. третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

А этим временем на Руси славились своей силушкой и мудростью богатыри русские. В борьбе с врагом, не раз посягавшимся на землю родимую, объединился мордовский народ с народами Руси. И окрепла держава. Стеной стояла рать за землю родимую. Русь процветала, приумножала богатства свои, Мордовия гордилась народом своим, сыгравшим огромную роль в развитии Руси.

И поныне живет и процветает народ мордовский на земле Российской.

Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой.

У каждого народа есть свои обычаи, традиции и национальные костюмы. Так и у мордовского народа есть издавна сложившиеся традиции и обряды. Сегодня мы с вами познакомимся со свадебными обрядами мордвы.

Для мордвы особый интерес представляет свадебная одежда и предметы, поскольку свадебный ритуал почти повсеместно был чрезвычайно сложным. Свадебная мордовская одежда, как и у других народов, изготовлялась специально. У мордвы существовал даже особый обряд, связанный с изготовлением пряжи для свадебного костюма. Назывался он „сурень ускома", т. е. „привоз ниток" и заключался в следующем: вскоре после сватовства будущая свекровь с мальчиком привозит невесте в специально назначенный день, чаще в праздник, три мотка пряжи — красный, синий, зеленый. Приготовлению приданого и свадебных даров придавали большое значение. „Мордовские девушки весьма заботятся о приготовлении даров: они просиживают целые осенние ночи, нередко вышивают немудреные узоры на кокошниках и рубашках при лунном свете. У народов Поволжья, в том числе и у мордвы, наиболее распространенной техникой вышивки является „шитье по счету ниток". Поэтому ткань холщевая, с прямым сплетением нитей весьма удобна; она служит как бы канвой для вышивания по ней узоров. Вышивка выполнялась шерстью домашнего прядения, окрашенной самой вышивальщицей, с использованием растительных красителей.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим мордовский национальный костюм.

Конспект НОД «Мордовская культура — неиссякаемый источник мудрости и красоты»

Мордовский костюм:

Это туникообразная рубаха без воротника (показывает на костюме) называется панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка.

- Ребята, как называется платье у русского наряда? (Ответы детей)

- Сарафан.

- Как украшали мастерицы свои наряды? (Ответы детей)

-Правильно, ребята, они вышивали красивые узоры. А где они ух располагали? (Ответ: на рукавах, на подоле)

-Это ворот рубахи, подол, рукава.

Широкая рубаха (панарь) подпоясывалась специальным сложным набедренным украшением - пулай. Носили его чуть ниже талии, на бедрах. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (Ответы детей: лентами, тесемочками…)

До замужества мордовские девочки носили простые матерчатые тесемочки, с открытыми волосами. Такой головной убор называли – увяс. Его украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панга. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.

Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)

Воспитатель: Правильно, ребята.

Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.

Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: ромб, крест….)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки». (Дети сами подходят к доске и выкладывают названный элемент для лучшего зрительного усвоения).

Вот какие красивые рубахи готовили к замужеству девушки – рукодельницы. Давайте и мы с вами немного отдохнем и побываем у них в мастерских.

Физкультминутка (дети изображают как мастерицы ткут, кроят, шьют)

Воспитатель: - А сейчас ребята, вы сами попробуете расписать мордовскую рубаху, знакомыми вам мордовскими элементами.

Звучит релаксационная музыка. Дети расписывают готовый силуэт мордовской рубахи национальным орнаментом.

Воспитатель: Какие красивые рубахи у вас получились!

Молодцы, ребята!

Итог

- Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (Ответы детей: о мордовском народе, о Мордовии, о мордовской вышивке, о мордовском свадебном обряде).

- О каком мордовском обряде сегодня говорили? (о свадебном мордовском обряде)

- Что расписывали? (Ответы детей: мордовскую рубаху)

- Понравилось вам занятие? (Ответы детей: Да)

Богат и щедр край земли мордовской, талантлив ее народ. Так пусть во все времена приумнажаются богатства духовные нашей малой Родины-Мордовии. Я надеюсь, ребята, что вы, когда вырастите, внесете достойный вклад в развитие мордовской земли.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по рисованию «Мордовская радуга» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ открытого занятия по рисованию «МОРДОВСКАЯ РАДУГА» (подготовительная группа) Программное содержание: познакомить детей с историей.

Презентация к НОД в младшей группе «Знакомство с овалом» Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе "Знакомство с овалом" с презентацией. Образовательная область «Познание»:.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект НОД «Мордовская культура — неиссякаемый источник мудрости и красоты»
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 21:00
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...