Конспект открытого занятия по рисованию «Мордовская радуга» (подготовительная группа)

Анастасия Замотаева
Конспект открытого занятия по рисованию «Мордовская радуга» (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ открытого занятия

по рисованию «МОРДОВСКАЯ РАДУГА» (подготовительная группа)

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения мордовского женского костюма. Углубить представления о мордовском прикладном искусстве. Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки. Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать кистью и красками (гуашью). Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.

Методические приемы: рассказ воспитателя на тему «История возникновения мордовского костюма»; дидактические игры «Назови элементы мордовского орнамента», «Сравни эрзяночку и мокшаночку»; речевая деятельность детей (использование в речи мордовских слов); самостоятельная деятельность детей (роспись передников); индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.

Материал: демонстрационный материал (элементы мордовского орнамента; нарисованные куклы: эрзянка, мокшанка). Заготовки передников для росписи (картон). Гуашь, кисти, салфетки; мордовская выпечка — сюкоры.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов. Обговарива- ние процесса работы. Пополнение словарного запаса.

Словарная работа: С-образный элемент, полувосьмиконечная звезда, квадрат с продлёнными сторонами и углами, завиток.

Ход занятия.

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.

В. : Шумбратадо, вечкевикс инжить!

Д. : Здравствуйте, дорогие гости! Шумбратадо!

Игра «Назови элементы мордовского орнамента».

В. : Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите, из каких элементов состоит этот орнамент.

Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, С-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полувосьмиконечная звезда, растительный орнамент (завиток).

В. : Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде. Но сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего какой?

Д. : Красный.

В. : Да, правильно. Скажите, пожалуйста, на какие национальности делится мордовский народ?

Д. : Эрзя, мокша, шокша.

В. : Верно. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку».

Воспитатель выставляет на доску нарисованных кукол в костюмах эрзяночки и мокишночки.

В. : Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?

Д. : Рубахи шьют из холста; вышивают одинаковыми шерстяными нитями; одинаковый крой рубахи.

В. : А чем различаются?

Д. : Разница в расположении вышивки на костюме, её размере и количестве. Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянскойрубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки -кокошник.

В. : Дети, а кто из вас знает, как на мордовском языке называются элементы одежды мордовочек?

Д. : Рубаха - панар, передник - игельга паця, пояс - пулай, нагрудное украшение - сюлгамо, головной убор - паця коня.

В. : Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом передник для эрзяночки. Вспомните, как надо работать с гуашью и кисточкой.

Д. : Работать надо аккуратно, не набирать много воды на кисть, краску брать на кончике кисти, пользоваться салфеткой.

В. : Дети, приступайте к работе

Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.

В. : Заканчивайте работу. Дети, знаете, что мордовские мастера не только умели рисовать и вышивать, но и петь, танцевать. Я предлагаю вам станцевать мордовский танец «Луганяса келуня».

Дети танцуют под аккомпанемент музыкального руководителя. После танца дети выставляют свои работы на выставку.

В. : Подойдите поближе, полюбуйтесь на передники. Какие цвета вы использовали?

Д. : Красный цвет, черный, синий, желтый, зелёный. Практически все цвета радуги.

В. : Чей передник вам понравился больше? Почему? А мне понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. И заслужили угощение!

Воспитатель угощает детей мордовскими пряниками — сюкорами.

Литература:

Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983.

Валдоня: Программа и метод, рекомендации. - Саранск, 2001.

Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.

Мордовская народная вышивка / Сост. В. Н. Мартьянов. Саранск, 1991.

Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.

Публикации по теме:

Коллаж из цифрКоллаж из цифр Работая по программе "Радуга", много приходилось делать в группе различных коллажей: и по познавательному развитию, по рисованию, по математике.

У нас целый «урожай» дипломов победителей на Всероссийском творческом конкурсе рисунков «Зимняя феерия»!У нас целый «урожай» дипломов победителей на Всероссийском творческом конкурсе рисунков «Зимняя феерия»! В этом году я впервые решила попробовать поучаствовать со своими "маленькими художниками" в дистанционном Всероссийском творческом конкурсе.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по рисованию «Мордовская радуга» (подготовительная группа)
Опубликовано: 11 сентября 2013 в 21:50
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....