Конспект НОД «Путешествие в старину» (старший дошкольный возраст)

Анжелика Серкова
Конспект НОД «Путешествие в старину» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

Дать детям представление о внешнем и внутреннем облике избы. Познакомить детей с атрибутами старинного быта: печью, домашней утварью.

Показать некоторые возможности варианты использования этих предметов в быту.

Закрепить знания о дереве как о традиционном материале русских построек.

Показать способ выполнения узоров способом печати и выполнение коллективной работы по мотивам узоров на лоскутных одеялах и ковриках.

Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, народному творчеству.

Словарная работа: лежанка, чугунок, заслонка, рушник, сундук, коромысло, ставни, наличники, крыльцо, изба, сруб, лоскутные одеяла, ухват, красный угол.

Предварительная работа: разучивание на музыкальном занятии русской народной песни «Блины», «Перевоз Дуня держала», хоровода «Аннушка», ансамбля «Ложкари». Проведение игр, физминуток: «Конь», «Зимний лес». Наблюдение на прогулке на тему: «Дом деревянный».

Материал: макет деревянного дома, иллюстрации с изображением избы, окон, крыльца и т. д., печь, стол, скамейки, коромысло, ведра, ложки, лоскутное одеяло, рушник, половицы, сундук, самовар, угощение, заготовки для выполнения творческой работы.

Методы и приёмы:

Использование художественного слова, игр, музыки, пословиц, инсценировок.

Рассматривание иллюстраций и натуральных изделий. Вопросы к детям, объяснения, поощрения.

Ход занятия:

Ведущая: Ребята, мы побываем сегодня с вами в старинной избе. Вы знаете, что такое «изба»?

Да, это дом. Только в старину на селе дома называли избами. Выглядели они снаружи вот так. (Показ макета). Из чего строили такие избы?

Дети: Из дерева. Из деревянных брёвен. Ведущая: А где брёвна брали?

Дети: В лесу заготавливали.

Ведущая: Хотите прогуляться по лесу и полюбоваться красотой деревьев?

(Проводится игра — физминутка «конь», «Осенний лес»).

Да, лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными. «Рубили» их с помощью топора из толстых брёвен. Такие дома называли срубами или избами.

(Показ иллюстрации).

Стоят избы и как бы хвастаются друг перед другом. - «Я - красивая» - говорит одна. -«Ая- ещё красивее» - говорит другая.

(Показ иллюстрации).

Располагались они всегда лицом к дороге. У каждой избы свой особый вид. Окна - «глаза дома». Одно кривое окно весь фасад портит. Над окнами прикреплялись козырьки -наличники. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: Они прикрывают окна от дождя и снега.

Ведущая: Правильно! А позже появились наличники со ставнями.

Проходя по улице, мимо дома каждый мог видеть, открыты окна - значит уже хозяева встали, закрыты - значит что?

Дети: Значит, ещё спят или дома нет хозяев.

Ведущая: Ребята, посмотрите внимательно!

(Показ иллюстрации). Кто знает, как называется эта часть дома?

Дети: Это у дома крыльцо!

Ведущая: Крыльцо - «распахнутые руки» дома. Оно связывает избу с улицей и соседями.

Ну что, зайдем в дом. Здесь когда-то жили дедушка и бабушка, вот их фотография в рамочке на стене.

(Входят в русскую горницу).

Ведущая: Всё, что вы здесь видите конечно не похоже на обстановку в вашем доме. Всеми этими предметами пользовались очень давно, а сейчас они остались в деревнях у наших бабушек и дедушек.

Ребята, а как вы думаете, что самое главное в избе?

(Дети высказывают предложения).

Ведущая: Печь кормилица. Она и греет и кормит.

Ребята, как вы думаете, что значит «и греет и кормит»?

(Дети высказывают предложения).

Ведущая: Печь складывали из кирпича и сверху обмазывали глиной. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Самые лучшие считаются берёзовые поленья. Они хорошо горят и дают много тепла.

Ведущая: Ребята, посмотрите какая большая крышка. Как вы думаете, что ею закрывают?

(Дети высказывают предложения).

Это ребята заслонка, ею закрывают печь, чтобы не шел в избу дым!

Ведущая: А куда же он уходит?

Дти: Через трубу на улицу!

Ведущая: Давайте мы посмотрим? В чём же варит супы да каши наша бабушка?

(Снимает заслонку). Ведущая: Правильно ребята в чугунке!

Ведущая: А как же его бабушка в печь то ставит, там огонь?

Дети: Для этого есть ухват.

(Показывает).

Ведущая: А что это за печкой высокое?

Это лежанка. В холодные, морозные деньки любит дед погреться на теплой лежанке, под одеялом! Посмотрите какое необычное одеяло? Ребята из чего же оно сделано?

(Выслушивают ответы детей).

Ведущая: Из лоскутков ткани. Оно так и называется «лоскутное». Бабушка его сама сделала. Дети давайте из оставшихся лоскутков еще коврик Сделаем.

Под музыкальное сопровождение дети по подгруппам выполняют декоративную композицию на тему «Ситцевая мозаика» в технике печати трафаретом.

По окончанию работы дети любуются красотой получившегося изделия.

Ведущая: Дети посмотрите что еще в доме бабушка сама сделала.

(Дети высказывают предложения).

Да, конечно полотенце! Называется такое полотенце «рушник». И дорожки и салфетки и скатерти всё своими руками.

Ведущая: Где же в старину хранили такие красивые вещи, шкафов то В доме нет?

(Выслушивает ответы детей).

Для этого дед вот такой сундук смастерил. Хозяин в доме должен был быть мастером на все руки. Хоть сундук,

хоть ложку к обеду из дерева уметь вырезать!

И этими ложками не только щи хлебать, но и сыграть на них можно!

(Игра на ложках).

Ведущая: Молодцы, ребята! Хорошо у вас получается. А у нас уже пироги в печи подоспели.

Милости прошу к нашему столу! Стол у нас большой.

Ведущая: Около стола простые длинные скамейки, так как стульев и табуретов раньше не было. Угол, где находится стол, называют «красным» - то есть красивым. Здесь принимают гостей, Угощают чаем из самовара, отмечают праздники.

Не красна изба углами, а красна пирогами!

(Выносит угощение).

Ведущая: Спасибо за угощение! А мы с ребятами для вас песню приготовили.

Дети исполняют русскую народную песню «Ой блины».

Публикации по теме:

ДИ «Русская изба и современный дом»ДИ «Русская изба и современный дом» Знакомя детей с бытом и традициями русского народа мы беседах, показах и играх обязательно обращаем их внимание на различия между современным.

Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки»Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки» Россия родина для многих, но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русскокого народа. Принять русский.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в старину» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 11:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...