Конспект НОД «Путешествие в старину» (старший дошкольный возраст)

Анжелика Серкова
Конспект НОД «Путешествие в старину» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

Дать детям представление о внешнем и внутреннем облике избы. Познакомить детей с атрибутами старинного быта: печью, домашней утварью.

Показать некоторые возможности варианты использования этих предметов в быту.

Закрепить знания о дереве как о традиционном материале русских построек.

Показать способ выполнения узоров способом печати и выполнение коллективной работы по мотивам узоров на лоскутных одеялах и ковриках.

Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, народному творчеству.

Словарная работа: лежанка, чугунок, заслонка, рушник, сундук, коромысло, ставни, наличники, крыльцо, изба, сруб, лоскутные одеяла, ухват, красный угол.

Предварительная работа: разучивание на музыкальном занятии русской народной песни «Блины», «Перевоз Дуня держала», хоровода «Аннушка», ансамбля «Ложкари». Проведение игр, физминуток: «Конь», «Зимний лес». Наблюдение на прогулке на тему: «Дом деревянный».

Материал: макет деревянного дома, иллюстрации с изображением избы, окон, крыльца и т. д., печь, стол, скамейки, коромысло, ведра, ложки, лоскутное одеяло, рушник, половицы, сундук, самовар, угощение, заготовки для выполнения творческой работы.

Методы и приёмы:

Использование художественного слова, игр, музыки, пословиц, инсценировок.

Рассматривание иллюстраций и натуральных изделий. Вопросы к детям, объяснения, поощрения.

Ход занятия:

Ведущая: Ребята, мы побываем сегодня с вами в старинной избе. Вы знаете, что такое «изба»?

Да, это дом. Только в старину на селе дома называли избами. Выглядели они снаружи вот так. (Показ макета). Из чего строили такие избы?

Дети: Из дерева. Из деревянных брёвен. Ведущая: А где брёвна брали?

Дети: В лесу заготавливали.

Ведущая: Хотите прогуляться по лесу и полюбоваться красотой деревьев?

(Проводится игра — физминутка «конь», «Осенний лес»).

Да, лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными. «Рубили» их с помощью топора из толстых брёвен. Такие дома называли срубами или избами.

(Показ иллюстрации).

Стоят избы и как бы хвастаются друг перед другом. - «Я - красивая» - говорит одна. -«Ая- ещё красивее» - говорит другая.

(Показ иллюстрации).

Располагались они всегда лицом к дороге. У каждой избы свой особый вид. Окна - «глаза дома». Одно кривое окно весь фасад портит. Над окнами прикреплялись козырьки -наличники. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: Они прикрывают окна от дождя и снега.

Ведущая: Правильно! А позже появились наличники со ставнями.

Проходя по улице, мимо дома каждый мог видеть, открыты окна - значит уже хозяева встали, закрыты - значит что?

Дети: Значит, ещё спят или дома нет хозяев.

Ведущая: Ребята, посмотрите внимательно!

(Показ иллюстрации). Кто знает, как называется эта часть дома?

Дети: Это у дома крыльцо!

Ведущая: Крыльцо - «распахнутые руки» дома. Оно связывает избу с улицей и соседями.

Ну что, зайдем в дом. Здесь когда-то жили дедушка и бабушка, вот их фотография в рамочке на стене.

(Входят в русскую горницу).

Ведущая: Всё, что вы здесь видите конечно не похоже на обстановку в вашем доме. Всеми этими предметами пользовались очень давно, а сейчас они остались в деревнях у наших бабушек и дедушек.

Ребята, а как вы думаете, что самое главное в избе?

(Дети высказывают предложения).

Ведущая: Печь кормилица. Она и греет и кормит.

Ребята, как вы думаете, что значит «и греет и кормит»?

(Дети высказывают предложения).

Ведущая: Печь складывали из кирпича и сверху обмазывали глиной. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Самые лучшие считаются берёзовые поленья. Они хорошо горят и дают много тепла.

Ведущая: Ребята, посмотрите какая большая крышка. Как вы думаете, что ею закрывают?

(Дети высказывают предложения).

Это ребята заслонка, ею закрывают печь, чтобы не шел в избу дым!

Ведущая: А куда же он уходит?

Дти: Через трубу на улицу!

Ведущая: Давайте мы посмотрим? В чём же варит супы да каши наша бабушка?

(Снимает заслонку). Ведущая: Правильно ребята в чугунке!

Ведущая: А как же его бабушка в печь то ставит, там огонь?

Дети: Для этого есть ухват.

(Показывает).

Ведущая: А что это за печкой высокое?

Это лежанка. В холодные, морозные деньки любит дед погреться на теплой лежанке, под одеялом! Посмотрите какое необычное одеяло? Ребята из чего же оно сделано?

(Выслушивают ответы детей).

Ведущая: Из лоскутков ткани. Оно так и называется «лоскутное». Бабушка его сама сделала. Дети давайте из оставшихся лоскутков еще коврик Сделаем.

Под музыкальное сопровождение дети по подгруппам выполняют декоративную композицию на тему «Ситцевая мозаика» в технике печати трафаретом.

По окончанию работы дети любуются красотой получившегося изделия.

Ведущая: Дети посмотрите что еще в доме бабушка сама сделала.

(Дети высказывают предложения).

Да, конечно полотенце! Называется такое полотенце «рушник». И дорожки и салфетки и скатерти всё своими руками.

Ведущая: Где же в старину хранили такие красивые вещи, шкафов то В доме нет?

(Выслушивает ответы детей).

Для этого дед вот такой сундук смастерил. Хозяин в доме должен был быть мастером на все руки. Хоть сундук,

хоть ложку к обеду из дерева уметь вырезать!

И этими ложками не только щи хлебать, но и сыграть на них можно!

(Игра на ложках).

Ведущая: Молодцы, ребята! Хорошо у вас получается. А у нас уже пироги в печи подоспели.

Милости прошу к нашему столу! Стол у нас большой.

Ведущая: Около стола простые длинные скамейки, так как стульев и табуретов раньше не было. Угол, где находится стол, называют «красным» - то есть красивым. Здесь принимают гостей, Угощают чаем из самовара, отмечают праздники.

Не красна изба углами, а красна пирогами!

(Выносит угощение).

Ведущая: Спасибо за угощение! А мы с ребятами для вас песню приготовили.

Дети исполняют русскую народную песню «Ой блины».

Публикации по теме:

ДИ «Русская изба и современный дом»ДИ «Русская изба и современный дом» Знакомя детей с бытом и традициями русского народа мы беседах, показах и играх обязательно обращаем их внимание на различия между современным.

Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки»Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки» Россия родина для многих, но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русскокого народа. Принять русский.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Лексика
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в старину» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 11:55
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...