Лучший педагог года

Конспект НОД «Тайна моего имени» (старшая группа)

Ольга Пенюшина
Конспект НОД «Тайна моего имени» (старшая группа)

Цель: формирования интереса и уважения к своему имени на основе православной культуры, как эмоционально– положительную основу для духовно- нравственного воспитания.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить ребят с происхождением русских имен и их значением;

- формировать интерес к обычаям и духовной культуре русского народа.

Развивающие:

-развивать кругозор, творческое самовыражение при помощи игр;

-развивать умение составлять рассказ из личного опыта;

-развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Публикация «Конспект НОД „Тайна моего имени“ (старшая группа)» размещена в разделах

- воспитывать уважение к своему имени и именам других людей;

- воспитывать чувство эмпатии.

Актуальность: для каждого человека его имя – одно из самых главных слов на земле. И всех без исключения интересуют вопросы: что означает моё имя, как и когда оно появилось?

В процессе обмена знаниями о своих именах у детей возникает интерес к познанию общества, в котором они живут, а также к традициям и духовной культуре русского народа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная, двигательная.

Предполагаемый результат:

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

- развито взаимодействие и общение ребенка с взрослыми и сверстниками;

- сформировано умение работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.

ОО «Познавательное развитие» :

- имеют представление о старинных русских обычаях;

- развита познавательная активность;

- имеют представление о значении имен;

- проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

ОО «Речевое развитие» :

- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;

- обогащен словарный запас дошкольников;

- умеют составлять рассказы из личного опыта.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» :

- развиты предпосылки смыслового понимания значения своего имени;

- применяют нетрадиционную технику рисования (роспись пером).

ОО «Физическое развитие» :

- развита общая и мелкая моторики ребенка;

-выполняют основные виды движений под музыку.

Форма НОД: занятие - игра.

Дидактическое обеспечение: клубок, аудиозаписи, видеозапись, заготовки оберегов, гусиные перья, гуашь.

Технические средства обучения: проектор, магнитофон.

Предварительная работа:

- проведение НОД с детьми по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»;

- создание условий в предметно игровой среде группы;

- ознакомление с техникой рисования пером;

- совместная деятельность воспитателя с детьми вне занятий

(дидактические игры, подвижные народные игры);

- индивидуальная работа с семьями детей по созданию видеозаписи и значению имен детей;

- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных

Ход НОД

Ребята, сегодня я хотела бы поговорить с вами на одну очень интересную тему. А какую именно, я думаю, вы догадаетесь после просмотра мультфильма.

(просмотр мультфильма Лунтик «Имя», 5 серия 4:55мин)

-Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим? (об именах)

-Верно, у каждого человека есть имя. Оно дается ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. И тема нашего занятия звучит так – «Тайна моего имени».

У меня в руках клубочек, каждый из вас будет брать его в руки, наматывать и при этом произносить свое имя.

Дети передают друг другу клубок, называя свое имя.

-Вы, молодцы, дружно соткали чудесную «паутинку»из ваших имен. Теперь осталось пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. Но для этого надо назвать имя товарища ласково (произносят).

История происхождения имен.

-Ребята, как вы думаете, зачем человеку имя?

-Может ли человек жить без имени? Почему?

-Есть целая наука, изучающая имена - эта наука называется антропонимика. Повторите.

Люди, изучающие эту науку, очень много знают о происхождении и значении имен. На Руси все начиналось так - рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Беседа о значениях имен.

-Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

-Давайте сейчас по цепочке каждый называет свое имя и немного рассказывает о нем - нравится ли оно вам или нет и почему? Может вы знаете, почему родители вам дали именно это имя, или вам что-то известно о значении вашего имени. А я в свою очередь, расскажу вам откуда произошло ваше имя и как переводится. Давайте я начну.

(Дети рассказывают о своем имени, воспитатель дополняет ответы детей о значении их имен, вывешивает облачка с именами на доску)

Иван- старинная форма : Иоанн. Древнееврейского происхождения, означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). Иван - распространенное русское имя.

Юлия- по одной из версий имя греческое и происходит от слова юлос, что переводится как "пушистая" или "волнистая". Так что, согласно этой теории значение имени Юлия - "пушистая" или "волнистая".

Виктория -в переводе с латинского: «победа».

Дарья- в переводе с древнеперсидского языка: «победительница».

Максим- имя имеет римские корни, с латинского означает «величавый».

Мария- древнееврейского происхождения. По одной версии - госпожа, по другой - любимая, по третьей - упрямая.

Никита- древнегреческое имя. Значение:«Победитель».

Глеб- произошло от древнескандинавского Guleifr. Это двукоренное имя состоящее из gu — "бог", leifr — "наследник". Получается, что значение имени Глеб - "наследник бога".

Елизавета- на древнееврейском имя Елизавета звучало так как Элишева. В переводе оно означало "Бог мой — клятва", "почитающая Бога" или "заклинающая Богом".

Кирилл- в переводе с греческого значение имени Кирилл) означает "господин" или "владыка".

Ева- с древнееврейского переводится как "дающая жизнь".

Матвей- в переводе с древнееврейского означает "дар Яхве" или "дар Божий".

Арина- имя Арина считается не самостоятельным именем, а одной из форм имени Ирина. Поэтому значение имени Арина и Ирина одинаковы. Имя древнегреческое и означает — "мир" или "покой".

Марго- имя пришло из Древней Греции, переводится как "жемчужина", "жемчуг".

Алексей- если перевести имя Алексей с греческого, то оно будет означать «оберегающий».

Анастасия- переводится с греческого как «воскресающая», «возвращение к жизни».

Виталина- значение имени Виталина - "жизненная" или "полная жизни", ведь именно так переводится имя с латыни.

Сергей- значение имя Сергей происходит от римского имени «Сергиус», чтов переводе с латинского значит "высокий" или "знатный", но это достаточно спорная версия.

Алина- имя имеет латинские корни переводится как «благородная» или «другая, чужая» и т. д.

-Молодцы, у вас у всех очень красивые имена.

Ребята, послушайте стихотворение и попытайтесь разгадать загадку:

Сколько имен у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут.

Ольгой частенько зовут её в детском саду,

Оленькой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя её называет,

Олька — кричит озорник во дворе…

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имен у подружки моей?

– А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? (одно)

Какая форма имени полная? (Ольга) А какие ласкательные (Оленька, Олюшка)

А дома вас называют какими - нибудь ласковыми именами? (дети называют ласкательные формы своих имен)

– Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой?

- Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались?

Викторина

-Случается так, что самого человека на свете-то никогда и не было, а имя его живёт. Так, например, существуют не только наши современные имена, но и сказочные. Вот сейчас мы с вами и вспомним имена главных героев некоторых известных рассказов и сказок:

1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали. (Дюймовочка.)

2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам : «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня.» (Снегурочка.)

3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К. И. Чуковского? (Айболит.)

4. Имя героя, которому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

6. Как звали друга Чебурашки? (Гена)

7. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

Физ. минутка.

-А теперь, ребята, я буду называть имена и, если вы услышали свое имя, то встаете.

-Скажите, почему, когда я называла некоторые имена, вставал один человек, а на другие несколько? (у них одинаковые имена)

-Кто знает, как называют людей с одинаковыми именами? (тезки)

–В нашей группе есть тезки? Поднимите руки.

Рисование своего имени : творческое задание.

- А теперь, я хочу предложить вам задание. Давайте нарисуем наши имена.

На партах у вас лежать пустые облачка. В них нарисуйте символ своего имени, оживите имя с помощью рисунка и повесьте его рядом с облачком с вашим именем. (дети рисуют символы, вывешивают их на доску)

Подведение итогов.

-Ребята, что нового об именах вы узнали на нашем занятии?

Ребята, вспомните, пожалуйста, и назовите те моменты мероприятия, которые вам наиболее понравились и запомнились, и почему (ответы детей).

- Ребята, я вам желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки и про кого-то из вас смогут сказать: «Не имя красит человека, а человек имя!».

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЦКМ «Фрукты» (старшая группа) Задачи: Уточнять и расширять знания детей о фруктах, их произрастании, пользе для здоровья человека; развивать диалогическую и монологическую.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Тайна имени» КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию (социализация) на тему: «Тайна имени» Программное.

Конспект НОД на тему «Весна» (старшая группа) Конспект НОД на тему: Весна. Старшая группа. Цель: Обобщение знаний детей о характерных признаках весны. Задачи: - Уточнить и обобщить представления.

Конспект НОД «Экскурсия в библиотеку имени С. Я. Маршака» (подготовительная группа)Конспект НОД «Экскурсия в библиотеку имени С. Я. Маршака» (подготовительная группа) Тема: «Вместе с книгой мы растем». Форма организации: экскурсия. Основная образовательная область: «Познание»(формирование целостной картины.

Конспект НОД «Новый дом» (старшая разновозрастная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД «Перелётные птицы» (старшая группа) Задачи по образовательным областям. Образовательная область «Познавательное развитие» • Познакомить детей с перелетными птицами, объяснить,.

Конспект НОД по ОБЖ «Режим дня» (старшая группа) Задачи: - Сформировать представление о режиме дня, умении отличать поведение способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного.

Конспект НОД «Тайна исчезнувшего бутерброда. Пищеварительная система» Конспект НОД по теме «Пищеварительная система» или «Тайна исчезнувшего бутерброда» Цель: Продолжать формировать представления о собственном.

Конспект НОД «Сказка о зиме» (старшая группа) Конспект НОД по речевой деятельности «Сказка о зиме» (старшая группа) Программное содержание: Образовательные: Закреплять представления.

Фотоотчет о проекте «Тайна моего имени»Фотоотчет о проекте «Тайна моего имени» В нашей группе много детей и имена у всех разные. Когда воспитатель зовет ребенка полным именем, то ребенок не отвлекается, так как не знает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Тайна моего имени» (старшая группа)
Опубликовано: 10 января 2019 в 12:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД