Получи документы

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы»

Анна Пярксон
Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы»

[b]Цель:

Задачи:[/b]

Коррекционно-образовательные:

- обобщать представления о зиме и зимних развлечениях;

- совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

Коррекционно-развивающие:

- уточнять, активизировать и обогащать словарный запас по теме;

Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах

– упражнять в умении составлять предложение повествовательное и вопросительное с опорой на фрагмент - картинку; объединять предложения в рассказ;

- упражнять в образовании однокоренных слов;

- развивать диалогическую речь, все виды восприятия, творческое воображение, мелкую и общую моторику, речевое дыхание, чувство рифмы.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности, доброжелательности;

- воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.

Предварительная работа: Беседа о зиме, загадывание загадок о зимних месяцах; чтение художественной литературы: стихотворение С. Есенина «Зима», И. Сурикова «Зима», «Снежинки» Сергей Козлов, «Зимой» Саша Черный, «Снежинка» Константин Бальмонт, заучивание физкультминутки «Зима», пальчиковой гимнастики «Мы во двор пришли гулять», скороговорок.

Оборудование: демонстрационная сюжетная картина «Зимние развлечения», Зимний пейзаж; сюжетные картинки-фрагменты: «Девочка катается на санках», «Дети лепят снеговика», «Мальчик катается на лыжах», «Девочка катается на коньках», «Мальчик катает снежный ком», «Дети играют в снежки»; раздаточный материал: снежинки.

Ход занятия:

I. Организационный момент - создание эмоционального фона занятия.

Дети сидят полукругом на ковре на подушках.

Загадывание загадки – развитие внимания, слухового восприятия, мышления.

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила.

Воспитатель: О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

II. Беседа о зиме – развитие связной диалогической речи, образование прилагательных от существительных.

Воспитатель: Какое время года год начинает? (Год начинает зима).

Посмотрите на картинку и скажите, какая здесь изображена зима? (Холодная, морозная, снежная, волшебная, сказочная, красивая,) . Какая зимой погода? (Зимой погода холодная). Что падает на землю зимой? (Зимой на землю падает снег). Если зимой много снега, то зима какая? (Если много снега, то зима снежная). Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Если сильный мороз, то зима морозная). Если часто метет метель, то зима какая? (Если часто метёт метель, то зима метельная). А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Если часто гуляет вьюга, то зима вьюжная). Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (Студеная). Какое время года следует за зимой? (За зимой следует весна). Что отличает зиму от других времён года? Вот как много мы знаем о зиме!

III. Игра «Доскажи словечко» - развитие чувства рифмы, подбор родственных слов к слову снег.

Воспитатель: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег).

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые … (Снежинки).

На дорожки, на лужок

Всё снижается … (Снежок).

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее … (Снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (Снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился … (Снеговик).

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой … (Снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег) .

Воспитатель: Какая большая семья у слова «снег», сколько много родственников. Повторите родственные слова, которые вы запомнили.

IV. Дыхательное упражнение «Снежинки» - развитие длительности и целенаправленности воздушной струи.

Светло пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится.

Воспитатель: Так много снежинок вокруг. Вот снежинка опускаете к вам на ладони. Примите её. Посмотрите, и расскажите, какая она? (Ажурная, серебристая, нежная, пушистая, кружевная, легкая, узорчатая, холодная, сверкающая, белая, хрустальная.) .

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех. Посмотрите, сколько красивых снежинок у нас. Мы с вами превратимся в ветерок и подуем на снежинки. (Раздаёт снежинки). Как подует ветерок, так закружится снежок. А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. (Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго). Ой, после снежинок ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом.

V. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять» - развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы по одному) .

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальцами) .

Бабу снежную лепили, («Лепят комочек снега» двумя ладонями).

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками) .

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) .

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол, то с одной стороны, то с другой) .

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки) .

Съели суп, и спать легли (Движения воображаемой ложкой, затем руки под щёку) .

VI. Рассматривание сюжетных картинок – фрагментов к сюжетной картине «Зимние развлечения», самостоятельное составление предложений.

Девочка катается на санках. Дети лепят снеговика. Мальчик катается на лыжах. Девочка катается на коньках. Мальчик катает снежный ком. Дети играют в снежки.

VII. Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» и её фрагментам.

1. Рассматривание картины.

Сопоставление картины в целом и картинок – фрагментов.

Отыскивание на картине примет зимы.

2. Придумывание названия картины.

3. Припоминание знакомых стихов русских поэтов о зимних развлечениях.

4. Постановка детьми вопросов к картине и отдельным фрагментам. Ответы детей на эти вопросы.

Воспитатель подсказывает, стимулирует, помогает при необходимости.

Планируемые вопросы детей

К сюжетной картине

(возможна помощь воспитателя) :

Как мы назвали картину?

Что делают дети на картине?

Кто катается на санках с горки?

Кто играет в снежки?

Сколько ребят играет в снежки?

Что делает девочка в зелёном свитере?

Во что одет лыжник?

Кто катает снежный ком?

Что делают дети слева от лыжника в синем костюме?

Какие зимние развлечения нарисованы на картине? К фрагментам картины

(самостоятельно) :

Кто катается на санках? (лыжах, коньках) .

Кто катает снежный ком?

Кто лепит снеговика?

Кто играет в снежки?

Что делает мальчик? (девочка, дети) .

На чём катается девочка? (мальчик)

Что лепит мальчик?

Какой ком слепил мальчик?

VIII. Физкультминутка «Зима» - развитие общей моторики.

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны) .

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой).

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз).

Дворник улицу метёт, (Имитируют).

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд).

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся).

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют).

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

IX. Рассказы – миниатюры детей о своих зимних развлечениях по представлению (из личного опыта) .

Воспитатель предлагает детям:

а) ещё раз вспомнить, назвать, какие зимние развлечения они знают,

б) вспомнить одно из своих любимых зимних развлечений,

в) придумать, какую картинку можно было бы к нему нарисовать,

г) рассказать о своём самом интересном зимнем развлечении по плану:

• Как называется моё зимнее развлечение?

• Где это было?

• Кто ещё принимал участие?

• Было весело или грустно?

• Почему мне понравилось?

X. Игра «Повторяй-ка!» - автоматизация звуков в скороговорках.

• Лыжнику нужна хорошая лыжня.

• У мальчика Алёшки

На тёпленькой ладошке

Ледышка полежала

И лужицею стала.

• Погрузил Егор на санки

Триста тридцать три баранки.

Санки быстро развалились –

Все баранки раскатились.

XI. Итог.

Воспитатель: Вспомните пословицы, которые вы знаете о зиме и о зимних забавах.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

В чужие сани не садись.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Затем воспитатель предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им особенно понравилось. Можно предложить им оценить работу друг друга.

Публикации по теме:

«Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР» Дети с задержкой психического развития испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–6 лет с ОНР на тему «Транспорт» К]онспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР на тему:.

Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе на тему «Зима. Зимние забавы» КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Воспитатель: Бандурко Маргарита Леонидовна. Интеграция областей: познание, коммуникация,.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах. Образовательные задачи: - закрепить знания детей о временах года, признаках.

Презентация для занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Золотая осень»Презентация для занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Золотая осень» Цель данной презентации:развитие лексико-грамматической стороны речи по теме "Осень". Задачи:1 активизация и актуализация словаря по теме.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи «Зима. Зимние забавы» Консультация для родителей. Отгадайте загадку Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой) Назовите зимние месяцы.

Развитие лексико — грамматической стороны речи у детей 5–7 лет по теме «Осень» Консультация для родителей В осенний период можно пополнять словарь детей по темам «Грибы», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Деревья»,.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет «Зимующие птицы» Консультация для родителей Назовите зимующих птиц, которых вы знаете: Каких ещё зимующих птицы вы знаете? Зимой холодно и голодно нашим.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе на тему «Профессии» Цель: систематизировать знания о профессиях. Коррекционно — образовательные задачи: — расширить представления о труде взрослых, его необходимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 19:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД