Получи документы

Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Костромская роспись»

Ольга Вохмянина
Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Костромская роспись»

Цель. Обогащение знаний детей о народном творчестве посредством художественно – эстетического развития.

Образовательные задачи.

Познакомить детей с историей возникновения костромской росписи, с характерными особенностями костромской росписи, с приёмами цветочной росписи;

формировать специальные графические умения в рисовании кистью элементов костромской росписи - розан, мазок, подмалёвок, оживка;

продолжать прививать аккуратность в работе;

Публикация «Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему „Костромская роспись“» размещена в разделах

Развивающие задачи.

Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;

развивать чувство композиции, умение красиво располагать на листе;

развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;

продолжать развивать умение рисовать всей кистью и её концом.

Воспитательные задачи.

Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству костромских мастеров, уважение к творческому наследию;

воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами;

способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

беседа о костромской росписи;

рассматривание иллюстраций с костромской росписью;

Основные методы и приё мы:

Словесные: рассказ, вопросы, художественное слово, напоминание, совет, поощрение.

Наглядный метод: рассматривание элементов костромской росписи, показ образца, показ способов изображения.

Музыкальное сопровождение.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Костромская роспись», гуашь, плоские кисточки для рисования, салфетки, силуэт разделочной доски.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель.

Дети, я расскажу вам об истории возникновения костромской росписи. Где она возникла? Кто такие маляры? Что расписывали костромские мастера?

Костромская губерния издавна славилась мастерством росписи по дереву. В давние времена в Костромском крае сельское хозяйство было развито очень слабо, людям надо было как - то жить, и были сильно развиты местные производственные артели, занимавшиеся разнообразными промыслами, из них появились так называемые «отходники». Мужчины собирались в группы и уходили на заработки в другие города. Они были отличными строителями, печниками, малярами. Средь мастеров выделялись маляры-художники, они собирались по 4-5 человек и ходили по городам, деревням, расписывать дома. Так появилась домовая костромская роспись.

Живописный промысел всегда был очень дорогостоящий. Если корова в то время стоила пятнадцать рублей, то чтобы расписать избу, необходимо было выложить тридцать рублей! Позволить себе такое мог только купец или мануфактурщик. В крестьянских избах расписывали в основном шкафы и то, если в доме жил художник.

Во все времена цветущая природа является источником творчества, как народного мастера, так и художника. Для народного художника искусство не было самоцелью. Расписывая то, что его окружало в быту, он старался простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневную жизнь.

Костромских мастеров часто называли молвитинскими мастерами, так как центром местного живописного мастерства костромских живописцев было село Молвитино (ныне Сусанино).

Яркие сказочные цветы, диковинные птицы и животные делали крестьянские дома праздничными, создавали атмосферу тепла и уюта. Колокольчик был символом невинности, их рисовали в комнатах девочек, розы — это радость, богатство, чистота. Птица, нарисованная наверху, была оберегом, приносила в дом счастье, любовь. Листья — это терпение, ствол — послушание. А льва очень часто рисовали при входе в дом и на сундуках, костромичи считали, что изображение льва охраняет дом и богатство от злых людей. Красочное убранство крестьянских домов дополнялось росписью утвари. Вместе они создавали своеобразный ансамбль, окружающий человека не только во время праздников и семейных торжеств, но и в трудовые будни. В хозяйственном углу помимо расписной мебели можно было увидеть украшенные цветами кадки для воды. По воду женщины ходили с ярко раскрашенными коромыслами и вёдрами, бельё выколачивали расписными вальками, грибы и ягоды собирали в расцвеченные солнечными красками берестяные набирухи и лубяные коробейки. Долгими зимними вечерами утомительный женский труд скрашивали цветастые прялки, донца с гребнями. Всё напряденное, сотканное, сшитое укладывалось в ярко украшенные сундуки. В любое время года в дни сельских праздников устраивались катания на тройках. Коренного коня обязательно наряжали расписной дугой с колокольчиками. Тройку впрягали в расписные сани или телегу.

Основные мотивы костромской росписи – фантастические алые цветы, виноградные грозди, ягоды смородины, всевозможные листья. Встречаются также изображения птиц, зверей, человека. Изображение льва или схватки львов – классика костромской росписи. Львы обычно писались на дверях и опечьях. Изображенные львы всегда окружены цветами. Это цветочные полосы или гирлянды, венки из роз и тюльпанов, или поляна усеянная розами. Но чаще всего в работах костромских маляров были всё же растительные мотивы: букеты красно-бордовых и синих роз и тюльпанов, к которым иногда добавлялись полевые цветы.

Какой же фон использовали мастера?

Костромские художники очень любили зеленовато-синий, бордовый, коричневый фон. По желанию заказчика выбирался фон, сначала деревянную поверхность грунтовали темным или светлым цветом (иногда рисовали прямо на чистом дереве).

Узнаваемой костромская роспись стала благодаря промышленнику Никите Демидову в Нижнем Тагиле. Уже существовавшей в то время техникой письма расписывали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т. д. Н. Димидов организовал школу, создал производство, что послужило толчком для развития промысла.

В то время роспись называлась «маховым» письмом - в один мазок. Костромская роспись выполнялась без предварительного нанесения контуров рисунка.

«Двойной мазок» – это удивительно изящная, очень декоративная техника. Чтобы овладеть техникой двойного мазка не обязательно уметь рисовать. Рисование двойным мазком заключается в следующем. Одна половина художественной кисти окунается в один цвет, а вторая половина этой же кисти в другой цвет. Проведя всей плоскостью кисти по поверхности, получается двухцветный мазок с очень нежными оттенками красок. Рекомендуется не отрывать руку при выполнении одного мазка. Одно движение – одна линия. Главное – подобрать подходящую цветовую гамму. Для работы рекомендуется использовать акриловые краски. Рекомендуется использовать плоские кисточки и плоские кисточки со скошенным углом, различной ширины.

Рассмотрите внимательно фотографии и скажите:

Какие элементы встречаются в костромской росписи?

Ответы: (цветы, птицы, животные).

Какие цветы используются в костромской росписи?

Ответы: (розан, тюльпан, полевые цветы).

Какие композиции можно составить из цветов?

Ответы: (гирлянды, букет, цветочная полоса, венок).

Вот и все что я вам хотела рассказать о костромской росписи.

А сейчас я предлагаю вам пройти в мастерскую. Дети, представьте, что вы мастера-маляры. Надевайте фартуки, выберите себе рабочее место, где вы будете трудиться. Давайте подготовим свои руки.

Физминутка. «Держим кисточку».

Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держат тремя Это трудно? Нет, пустяк! пальцами выше ее металлической части.

Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту.

Побежала наша кисть.

А потом, а потом Кисточку держат вертикально.

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок! Выполняют тычки без краски на листе.

Я познакомлю вас с правилами работы с кисточками и приёмами рисования элементов костромской росписи.

(Показ приёмов рисования элементов костромской росписи).

Беру в руки плоскую кисть. Черенок кисти положу на кончики указательного и среднего пальцев правой руки и прижимаю подушечкой большого пальца. Такой способ держания позволяет вращать её во время выполнения отдельных элементов. Локоть на столе, кисть руки свободная. Нужно смочить кисточку в воде и убрать излишки воды, один край кисти обмакнуть в синюю краску, а другой - в белую. Кисть располагается почти вертикально к поверхности листа так, чтобы цвет разживки был внутри. Провожу по кругу, одновременно вращая её вокруг собственной оси. У меня получился элемент, который в росписи называется «ягодка».

«Розан». Он состоит из круга и лепестков. Круг выполняется плоской кистью. Сначала ставлю кисть перпендикулярно плоскости листа, затем прижимаю и делаю кистью вращательное движение. Важно, чтобы круг был нарисован одним движением. Кисть держу с наклоном, выполняя дугообразное движение с нажимом, постепенно убираю нажим и завершаю лепесток кончиком кисти. Чем круче поворот кисти, тем выше получаются лепестки.

«Тюльпан» состоит из трёх частей. Начинаю писать кончиком кисти, чуть коснувшись плоскости листа, затем делаю движение чуть в сторону и вниз, усиливая нажим. Сначала пишу боковые лепестки, а затем средний лепесток.

«Листок» имеет много разновидностей. Самые распространённые «листки» бывают двух видов вытянутый и округлый. Листок округлой формы имеет утолщённый верх и тонкий кончик. Кисть прижимаю и, чуть потянув вверх и в сторону, поднимаю от плоскости листа плавным движением. Направление листка вытянутой формы имеет вид ломаной линии на подъёме - тонкое начало, горизонтально идёт утолщение во всю ширину кисти и снова на подъёме – тонкий кончик.

Рассмотрите образцы и, используя свои знания, составьте свою композицию.

(Дети приступают к работе). Звучит народная музыка.

Дети, покажите свои работы, расскажите, какие элементы костромской росписи вы использовали при составлении композиции, и поделитесь своими впечатлениями.

На ваших работах изображены цветы – это символ здоровья и процветания.

Велика Россия мать

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

Костромские узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди вас.

Ваши работы обязательно разместим на выставке, чтобы все желающие полюбовались ими.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об ОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Гжельские узоры» в подготовительной группеФотоотчёт об ОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Гжельские узоры» в подготовительной группе Задачи приоритетной образовательной области: воспитать интерес детей к народным художественным промыслам, познакомить с особенностями и.

Фотоотчёт о занятии по художественно-эстетическому развитию «Жостовская роспись»Фотоотчёт о занятии по художественно-эстетическому развитию «Жостовская роспись» Яркие великолепные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (невозможно перечислить их все, искусно рассыпанные умелой.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе на тему «Снегирь на ветке рябины» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Подготовила Педагог дополнительного образования: Сигарева Светлана Виталиевна.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе аппликация на тему «Блюдце с фруктами и ягодами» Аппликация на тему «Блюдце с фруктами и ягодами»Программные задачи: Образовательные: закреплять знание о форме предметов (круглые); формировать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Подснежники» Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе тема: «Подснежники» Цели: Расширить знания.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Роспись чайника» по мотивам гжелевской росписи "Роспись чайника" по мотивам гжелевской росписи Образовательные области: «Социально-коммуникативное», «ФЭМП», «Художественно-эстетическое».

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе рисование на тему «Колючий ёжик» Тема: Колючий ёжик. Цель: формировать умение детей рисовать ежика в нетрадиционной техникой – рисование смятой бумагой. Задачи: Образовательные:.

Конспект ООД по развитию речи и художественно-эстетическому развитию «Здравствуй, Весна» в подготовительной группе Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о весне, ее характерных признаках. Задачи: Обучающие: - Активизировать познавательную активность;.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе на тему «Пешеходный переход»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе на тему «Пешеходный переход» Конспект по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Воспитатель 1 категории Улевич Е. В. Тема «Пешеходный переход».

Конспект регламентированной ОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Гжель» Конспект регламентированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей подготовит. Группы Цель:Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Костромская роспись»
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 14:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД