Получи документы

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» (10 фото)

Алиева Елена Дмитриевна
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»

Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях.

Задачи:

Образовательные:

1. Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности.

2. Подводить детей к созданию выразительного образа в аппликации.

3. Добиваться выразительного чтения стихов, петь, двигаться под музыку.

Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

4. Расширять и углублять представление детей о старинных семейных обычаях, закреплять знание старых русских имен.

5. Способстровать развитию любознательности.

Развивающие:

1. Развивать музыкальность детей.

2. Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.

3. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.

2. Воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

3. Воспитывать желание принимать участие в играх.

4. Пообрение свободного общения со взрослыми и детьми.

Интеграция образовательных областей.

1. Социализация

2. Познание

3. Коммуникация

4. Художественное творчество

5. Художественная литература

6. Музыка

7. Физическая культура

8. Здоровье

Словарная работа

Обогащать словарный запас детей:

1. Существительными: колыбелька, чугунок, сундук, рогач. загнетка.

2. Определениями: старинный, деревянный, РАСПИСНОЙ, УЗОРЧАТЫЙ.

Индивидуальная работа

Следить за речью детей, оказывать помощи при ответах на вопросы.

Предварительная работа

1. Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба».

2. Заучивание стихов, песен.

3. Посещение музея «Русская изба».

4. Взаимодействие с родителями. Проект «Моя семья».

5. Изготовление русских - народных костюмов.

6. Презентация: «Частица малая Россия, село родное-«Сайман».

7. Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушанье русских народных песен, колыбельных.

8. Организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материал и оборудование:

1. Аудиозапись с русской народной музыкой.

2. Атрибуты русской избы. (кукла, уголек, зернышки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соль).

4. Заготовки для аппликации.

Методы и приемы:

Практические;

Наглядные;

Словесные;

Игровые.

Ход НОД

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель :

- Дети, а вы любите путешествовать?

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»

Дети:

- Да.

Воспитатель :

- Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:

- Снег, деревья, волшебный камень.

Фото «Семейные обычаи на Руси»

Воспитатель :

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:

- Направо.

Воспитатель :

- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель :

- Ну, что же, в путь!

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель :

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

- В русской избе.

Воспитатель :

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе - фото

- А почему вы решили, что это изба?

Дети:

- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель : показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель :

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили кушать.

Воспитатель : показывает лапти.

- Дети, а это что?

Дети:

- Лапти.

Воспитатель :

- А для чего нужны лапти?

Дети:

- Их одевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель :

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель :

Фото №1 Цель Развивать чувство

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель :

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель :

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Костя, а когда я вырасту, меня будут звать Константин и т. д.

Воспитатель :

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель :

- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель : - Молодцы, какие у вас интересные имена!

Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель :

- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети:- Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель :

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек :

Воспитатель :

- А что говорили, когда клали уголек?

Дети:

- Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель :

Фото №2 Патриотическое воспитание

- А что говорили, когда клали зернышко?

Дети:

- Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель :

- А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

- Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Фото №3 Конспекты занятий патриотизма и любви Родине

Тили- тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли- мыли-мыли-мыли

бело- набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным- черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель :

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель :

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель :

Фото №4 Расширять представление о старинных

- А во что одевали ребеночка?

Дети:

- В отцову рубашку.

Воспитатель :

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети:

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель :

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель :

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель :

- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись,как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель :

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель :

- А куда клали спать ребеночка?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель :

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель :

- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель :

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель :

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель :

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель :

- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети:

- Да.

Дети поют совместно с воспитателем :

Баю- баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю- баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель :

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель :

У нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Воспитатель :

- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Фото №5 Семейные традиции обычаи ценности семейных обычаях

Ой, ребята, та- ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель :

- Дети, понравилась игра?

Воспитатель : А сейчас мы для Егорушки сделаем в подарок лоскутное одеяло. Аппликация из ткани «Лоскутное одеяло».

Фото №6 Задачи Образовательные

А теперь давайте подарим Егорушке наше одеяло и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель :

-Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Дети:

-Да.

Рефлексия;

Воспитатель :

- Дети, а вам понравилось наше путешествие?

Ответ детей.

Воспитатель :

Если «да»- то давайте соберемся в круг-как одна семья; если «нет»- оставайтесь на месте.

Фото №7 Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности
Публикации по теме:

«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе "В гости к кошке Мурке" конспект занятия Программное содержание: - подводить детей к умению называть свое имя и фамилию. - способствовать.

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя Родина» в старшей группе Цель: воспитание патриотического чувства, уважения и любви к Родине. Предварительная работа. Разучивание русских народных пословиц о России.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Служебные собаки» в подготовительной группе Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Служебные собаки» Цель: создание условий для формирования представлений детей о.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группеКонспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе Цель:Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном.

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у бабушки Варварушки» Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему «В гостях у бабушки Варварушки». Цель: Приобщение дошкольников.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Сентябрь. Тема «Моя семья» Содержание занятий 1. Разгадывание ребуса «7 Я» 2. Работа над понятием «семья» 3. Обсуждение рассказа В. Драгунского.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 18 марта 2021 в 18:42
+176Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД