Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе «Удивительные животные»

Людмила Онипко
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе «Удивительные животные»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя нетрадиционные методы.

Задачи:

Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, обобщать их, умение составления рассказов о животных.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества.

Предварительная работа:

1. Просмотр презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.

2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Дикие и домашние животные», составление рассказов по картинкам.

3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?», «Кто как кричит?».

4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Кошка и мышка», «Хитрая лиса».

5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.

6. –Чтение Н. А. Рыжова «Не просто сказки» «Как медведь пень потерял»

7. –Чтение произведений Г. Скребицкого о животных.

Материал: мёд, орехи, морковка, сыр, косточки; костюмы: лесовичка, хозяюшки; маска волка, картинки диких и домашних животных, картинки из серии «Чей домик», белые листы, цветные карандаши.

Аппаратное обеспечение: магнитофон, презентация «Домашние животные»

Ход занятия:

В: - Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое сейчас время года? (зима, стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили, да и снег выпал и спрятал траву.

В:- Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, лепили снеговика, катались с горки. Весело всем было. Поэтому у всех хорошее настроение. Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадка:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие?

- Дети: Животные.

В: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных.

Д. и. "Каких животных мы знаем?":

В:

-Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?

-Почему плохо? Почему хорошо?

-Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время, выберете те продукты, которые помогут нам накормить лесных зверей. Отправляемся в зимний лес? А давайте отправимся не в простой лес, а в сказочный?

Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

"Тили - тили - тили - бом,

Открывайся сказки дом!"

(дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)

В: Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.

На пеньке сидит Лесовичок, здоровается со всеми.

В: Что случилось с тобой Лесовичок?

Л.: Я не узнаю знакомые места: все изменилось вокруг, да и знакомых животных в лесу не встретишь, тихо здесь, не с кем и поговорить, все укрыто снегом.

В: Пойдем с нами вместе, мы хотели посмотреть, как подготовились животные к зиме, поможешь нам?

- Л:

-Ой, ребята, кто это? Я его не узнаю.

Комочек пуха, длинное ухо.

Летом серый, зимой белый. (Заяц)

Ой, действительно заяц, а почему он белый? Когда я летом ходил по лесу, он был серый. Что случилось с ним?

В:- Ребята,

-А почему заяц белую шубку надел?

-А где зимой прячется зайчик? Почему?

-Что делает зайчик днем?

-А вечером?

-Чем питается зайчик зимой?

Давайте мы зайчика угостим морковкой.

А теперь пойдем дальше.

- В:-Ребята, посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? Ой, а чей же это домик?

- Л: - Отгадайте загадку:

Пушистый серенький зверек

По деревьям прыг да скок,

Мелькает меж ветвей

Все проворней и быстрей. (Белка)

:- Правильно, это белочка. Посмотрите, какой домик сделала себе белочка на зиму. Скажите, для чего ей такое прочное и теплое гнездышко?

-Какие припасы готовит себе белочка на зиму?

-Куда прячет белка свои припасы?

Давайте мы белочку угостим шишками

: - Что это за горка?

- Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает.

- Л: - Кто мохнатый и большой

Летом по лесу гуляет?

Зимой в берлоге отдыхает? (Медведь)

:- Правильно, медведь.

-Что делает медведь зимой?

-А что любит есть медведь? А что медведь ест зимой?

- А если вдруг медведь зимой проснется, что тогда будет?

Давайте оставим здесь мед, чтобы медведю было чем полакомиться, если он вдруг проснется зимой.

:- А это чьи следы на снегу?

- Л: -

-Рыжая плутовка,

С пушистым хвостом,

Живет под кустом.

:- Правильно, лиса. -Что делает лиса зимой?

-А что любит есть лиса зимой в лесу? А где живет лиса в лесу?

-Давайте не будим пугать лису, пусть она ищет себе корм в лесу, ну а пока она не нашла корм, давайте угостим ее сырком.

- Л:

А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу.

Волк очень злой.

В одиночку не ходит: волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные, злые.

Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.

Волку трудно зимой…

Еды не хватает, и он голодает.

: - Давайте покормим волка и он к нам подобреет. (Дети дают волку косточки)

: - Спасибо тебе лесовичок. Ты нам помог. Теперь наши дети знают, как живут звери в лесу и как таких зверей называют?

- А давайте на этой полянке поиграем с волком в игру "Волк и зайчата". Лесовичок ты поиграешь с нами?- Спасибо вам большое, но мне пора.

: -Ребята, давайте представим, что мы зайчата не трусливые, а озорные, шаловливые, подшучивают над волком, а волк их конечно ловит. Зайчата убегают, но если волк поймает, то отпустит зайчонка при одном условии: если зайка скажет, какой волк.

Молодцы, зайчата все знают о волке.

-Дыхательная гимнастика: «Запах леса и деревни»: вдыхаем через нос запахи леса – это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 р.). Ребята, а чем может пахнуть в деревне? (ответы детей)

: глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, душистого сена, мяты.

:- Ой ребята, кто это?

: - Здравствуйте ребята, я хозяюшка. Я живу в большом доме и со мной живут мои друзья. Хотите узнать, кто со мной живет? Отгадайте загадки.

-(Показ презентации «Домашние животные»)

: - Ребята - как называют животных, которые живут рядом с домом человека? -(домашние)

- Правильно, человек заботиться о своих домашних животных, строит им жилище: корове – коровник, свинье – свинарник, лошади – конюшню, собаке – будку.

- За это домашние животные помогают человеку в жизни: корова – дает молоко, кошка – ловит мышей, лошадь – возит грузы, собака – охраняет дом.

-Ребята,, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем:

«Сказка двери закрывай!

В детский сад нас отпускай!»

-В.: Итак, часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими.

-В.: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.

:- Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.

- Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?

(Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет)

Имметационное упражнение «Щенок», «Котик», «Лошадка» .

-В.:. У всех животных есть основные части – какие? (ответы детей). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.

-В.: Расскажите, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено, у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т. д.?

-Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит). Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)

Физминутка «Мурочка-Снегурочка»

Д. и. «Что за зверь?»

: - Одно из самых красивых зверей наших лесов, у него длинный пушистый хвост. (Лиса)

-Какое крупное животное спит всю зиму? (Медведь)

-В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова)

-Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка)

-Это животное стало первым другом человека. (Собака)

-У какого дикого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц…

Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»:

«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», – говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», – вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», – предложила хитрая лиса. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось». Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.

Дети составляют творческие рассказы на заданную тему.

(Выслушав рассказы детей, подводится итог)

-В.: Ребята, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они:

- не умеют строить себе жилье,

-самостоятельно добывать для себя пищу,

-защищаться от врагов.

: А дикие животные:

- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,

- лишены привычных условий жизни,

- требуют много мясной пищи,

- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

-В.: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

-В.: Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей).

- А сейчас я вас приглашаю сесть за столы и нарисовать понравившееся или любимое животное.

Публикации по теме:

Уголки домашних и диких животныхУголки домашних и диких животных для изготовления уголков домашних и диких животных понадобится: 1. 2 коробки 2. самоклеющая цветная пленка 3. картинка леса 4. картинка.

Презентация о зверятах Закрепить и систематизировать представления детей о зверях. Формировать представление дошкольников о способах питания животных. Углубить.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе «Удивительные животные»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 21:29
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...
Дружественный батл между пехотинцами и моряками!
В пятницу в нашей группе проходил спортивный досуг совместный с родителями, посвященный Дню Защитника Отечества! Явка была 100% Праздник получился на...