Папки-передвижки

Конспект НОД по речевому развитию «Письмо от художника Кисточкина»

Орехова Татьяна
Конспект НОД по речевому развитию «Письмо от художника Кисточкина»

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Письмо от художника Кисточкина"

Цель: Развитие речевого творчества.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие :

1. Воспитывать интерес детей к поэзии.

2. Закрепить у детей умения использовать в речи средства выразительности (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения).

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Письмо от художника Кисточкина“» размещена в разделах

3. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов).

Художественно – эстетическое развитие :

1. Развитие у детей умения понимать и воспринимать произведения изобразительного искусства.

Социально – коммуникативное развитие :

1. Воспитывать желание помогать другу.

Материал: Письмо от художника Кисточкина; самодельная книга с иллюстрациями (без текста); книга со стихами Пушкина.

Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов - эпитетов, сравнений, образных выражений, олицетворений (дуб - великан, свинцовая туча, роща золотом одета, в багрянец и золото одетые леса).

Предварительная работа: Наблюдение за природой осенью; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность.

Ход НОД

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что в детский сад пришло письмо от художника Кисточкина).

Воспитатель: Ребята, кто-то бросил, нам в оконце посмотрите письмецо, может это лучик солнца, что щекочет нам лицо, может это воробьишка, пролетел и обронил, может кот письмо, как мышку на окошко заманил, давайте посмотрим от кого оно. (Воспитатель достаёт письмо и обращает внимание, что письмо от художника Кисточкина).

Воспитатель: (читает детям письмо Кисточкина) «Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Я нарисовал несколько красивых осенних пейзажей и хотел выпустить книгу, но в редакции мне сказали, что к картинам нужны стихи, а я не поэт, а художник. Помогите мне, ведь я знаю, что вы умеете сочинять. Заранее благодарен вам, художник Кисточкин».

Посмотрите, в конверте лежат репродукции картин художника, именно для них он просит нас сочинить стихи. Да, сложную задачу задал нам Кисточкин.

Ребята, а вы помните какие-нибудь стихи про осень?

(Дети зачитывают отрывки стихов). Осень на опушке краски разводила,

Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте какое я знаю стихотворение. Написала его Зоя Федоровская.

Осень на опушке краски разводила.

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лета.

Посмотрите - осень в золото одета!

Обратите внимание на то, как поэты описывают предметы и явления природы, какие они используют средства выразительности. Сравнивают осень с художником (осень на опушке краски разводила, используют различные эпитеты (Пожелтел орешник, и зарделись клёны)

Воспитатель: Какими красками поэты рисуют картины осени?

Дети: Красными, жёлтыми, багряными, пурпурными и т. д.

Воспитатель: Какие образные выражения используют для описания дождя, тучи, неба, деревьев, листвы?

Дети: Дождь – осенний, туча хмурая, листва золотая, небо пасмурное, деревья в золотом наряде.

Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру «Подбери сравнение». Я вам называю слово, а вы мне называете слова с чем его можно сравнить.

Дуб - великан, господин;

Осень - царица, рыжая красавица, художница;

Трава - ковёр;

Небо - крыша, свод, свинцовый зонт;

Туча - барыня, тёмная карета, водная громада.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сколько интересных сравнений мы с вами смогли подобрать к словам. А вы знаете, что поэты, когда хотят сочинить стихи, тоже подбирают интересные, образные слова и выражения? А что ещё нужно уметь, чтобы сочинять хорошие стихи?

Дети: Надо уметь видеть необычное в обычном. Уметь выбирать средства выразительности: сравнения, эпитеты, образные выражения, слова близкие по смыслу и слова, с противоположным значением.

Воспитатель: Правильно дети. А сейчас я предлагаю вам поиграть вам в ещё очень интересную игру, которая называется «Скажи наоборот». Я буду называть слово и передавать вам мяч, а вы мне будете называть слово противоположное моему и передавать мяч обратно мне.

Большой - маленький; длинный - короткий; узкий - широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий – громкий, тёмный – светлый, сильный – слабый.

Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку:

Скажу я слово высоко, а я отвечу (низко,

Скажу я слово далеко, а я отвечу (близко,

Скажу тебе я слово трус, а я отвечу (храбрец,

Теперь начало я скажу, а я отвечу (конец,

Скажу я слово молодой, а я отвечу (старый,

Скажу я слово белый, а я отвечу (лохматый,

Скажу я слово мокрый, а я отвечу (лохматый,

Скажу я слово читый, а я отвечу (грязный)

Воспитатель: Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением. А теперь давайте немного отдохнём. Я объявляю физкультминутку.

Воспитатель: Как хорошо мы отдохнули! Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы написать стихи ещё нужно уметь сочинять рифмы. А вы знаете что такое рифмы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются. Например, шишка-малышка, птичка-невиличка, но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал писатель Николай Красильников:

• «Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку)».

• «Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)»

Предлагаю вам поиграть в такую игру, я вам слово, а вы мне рифму к этому слово.

«Подбери рифму» (день - тень; осень - просим; дожди - подожди; сапожки - ножки; листва – густа).

Воспитатель: Ребята, как вы ловко научились придумывать рифмы к словам. А сейчас я, предлагаю вернуться к картинам художника Кисточкина, давайте рассмотрим, что же на них нарисовано.

Обратите внимание, в художник Кисточкин нарисовал четыре иллюстрации, и все они посвящены золотой осени. Посмотрите на краски, которые использует художник, совпадают ли они с описанием поэтов?

Дети: Да!

Воспитатель: Если вы заметили, все 4 картины имеют разное по настроению небо, опишите его? (дети по очереди описывают небо на каждой из картин, используя сравнения, эпитеты).

Воспитатель: (на первой картине небо нежно-розовое, на второй - свинцово-синее, на третьей-белое, а на четвёртой - голубое). Ребята, по цвету, можно понять настроение картины. Как вы думаете, почему по цвету можно понять настроение картины?

Дети: Если, например, небо изображено пасмурно, тёмными красками, то и настроение у картины грустное, печальное, а если небо изображено голубыми, розовыми красками, то и настроение у картины весёлое, радостное.

Воспитатель: Родились ли у вас какие-нибудь образные выражения, глядя на эти картины?

Дети: Огромный дуб, серая туча, золотая осень, нежное небо, ясный день и т. д.

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать сочинить две строчки, к любой картине.

Дети придумывают несколько образных выражений к любой из картин. Все ответы детей выслушиваются.

Воспитатель: Ну что ж, вы прекрасно справились с заданием, я думаю, мы оформим с вами книгу и отправим её нашему другу. Мне очень понравилось, как мы с вами сегодня занимались, а что понравилось вам?

Дети: Сочинять рифмы, играть в игру «Скажи наоборот», придумывать стихотворения к картинам про осень.

Воспитатель: Надеюсь, что всё чему мы научились, пригодится вам в дальнейшем. А наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с профессией художника» в средней группе Программное содержание: Познакомить детей с профессией художника; Способствовать развитию внимания, творческих способностей; Совершенствовать.

Конспект НОД по развитию речи «Письмо Дед Морозу» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Письмо Дед Морозу» в старшей группе Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о новогодней игрушке. Активизировать знания по теме «Новый год». Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье»Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье» Задачи: учить составлять предложения по сюжетным картинкам; составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным вопросам;.

Конспект НОД по речевому развитию «Осень» Задачи: - учить детей отвечать на вопросы, используя картинный план; - расширять словарь по теме "Осень"; - развивать умение образовывать.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Цель: Формирование у детей умений составлять описательный рассказ о зиме, отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные.

«Зима». Конспект НОД по речевому развитию«Зима». Конспект НОД по речевому развитию Задачи: учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении;.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Задачи: учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении; наблюдать образные слова и выражения в стихах; подбирать обобщающие.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Письмо от Дедушки Мороза»Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Письмо от Дедушки Мороза» Тема: Письмо от Дедушки Мороза. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в сказочный лес»Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в сказочный лес» НОД по речевому развитиюс использованием театрализованной деятельности (с применением активных методов обучения) в подготовительной к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Письмо от художника Кисточкина»
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 16:31
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД