Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению детей чувашскому языку «Витя ялта» («Витя в деревне»)

Алина Иванова
Конспект НОД по обучению детей чувашскому языку «Витя ялта» («Витя в деревне»)

. Программные содержания:

1. Закрепить умение детей правильно произносить чувашские слова :

кушак, сысна, хур, ене, йыта, унта, кунта, мен?

2. Учить правильно составлять

повествовательные предложения из следующих конструкций : Ку ене. Ку кушак.

Кунта йыта. Унта сысна. Ку мен? Ку ене-и? Сук. Ку ене мар. Сапла, ку ене.

Публикация «Конспект НОД по обучению детей чувашскому языку „Витя ялта“ („Витя в деревне“)» размещена в разделах

3. Развивать элементарные умения и навыки понимания чувашской речи.

4. Воспитывать интерес и положительное отношение к изучению чувашского языка.

5. Закрепить навыки разговорной речи.

Материал: Игрушки: кушак, кролик, хур, сысна, ене, йыта и предметные

картинки с изображением этих животных.

Ход занятия:

Рассказ воспитателя о поездке Вити в деревню. И появление животных

игрушек.

– Маленькому Вите давно хотелось к бабушке. Он ни разу не был в деревне.

И вот мама однажды взяла Витю с собой. Приехали к бабушке поздно вечером.

Витя хотел спать и ничего не видел. Утром он проснулся пораньше, чтобы поз-

накомиться с новым местом. Вдруг видит:А что же он увидел,вы догадайтесь сами. Эпе сире тупмалли юмах калатап,эсир пелер.

Мяу,мяу хай канна

Мансарах хайма сиет.

Кун пек тутла хаймана

Манан та сиес килет.

Витя пелет кам вал. Эсир пелетер-и?

(кот)

Терес,ку-кушак.

– Кушак. (ответы детей)

– Ку мен? Ку кушак. (образец вос — ля)

– Ку мен, Аня? Ку кушак (показ кошки)

– Ку кушак-и? Сапла, ку кушак (хором, индивидуально).

Вышел Витя во двор. Видит кто-то бежит по дорожке. Но кто это, Витя не знал :А вы узнаете,когда отгадаете. Итлер, ачасем: Ме-ке-кек вал кетуре,Ик майракалла,инсетре. (козел)

Терес,ку-качака.

– Ку мен? Качака.

– Ку качака-и? Сапла, ку качака.

– Петя! Ку качака е кушак? Ку качака.

– Наташа! Ку кушак-и? Сук, ку кушак мар, ку качака. (хоровые, индивиду-

альные, групповые ответы)

Походил Витя по двору, заглянул под кустик. А там. Кам-ши унта? Айтар пелер:Темеске те тунката

Нимен те мар-ске анна.

Карта урла ялт сикет,

Керет каять пахчана.

(заяц)

Терес,унта мулкач пулна. Пахар ачасем,ку-мулкач

-Ку мен? Ку мулкач.

-Ку мулкач-и? Сапла, ку мулкач.

-Ку мулкач е кушак? Ку мулкач.

-Ку мулкаче качака? Ку мулкач.

Сапла ачасем. Ку мулкач. (хоровые, индивидуальные, групповые ответы)

Витя погладил его, поиграл с ним. И тут он услышал,что в сарае кто-то завозился и запыхтел. Витя заглянул в сарай и увидел там

.»Кама курна-ши вал? Итлесе пахар:Самаркка чер-чун Сурин

Пит илемле-ске юрри:

-Нар-нарик,-тет,-нар-нарик,

Пар апат манна,Юрик.

(Свинья).Терес,ку сысна.

-Ку мен? Ку сысна.

-Ку сысна е кушак? Ку сысна.

-Ку сысна е кролик? Ку сысна.

-Ку сысна-и? Сапла, ку сысна.

Вал сысна пулна. Витере апат сына. Витя итлесе тана та,каялла урама тухна.

Видит,кто-то смотрит на него. Кам пахна-ши ун щине?Ку-ка-ре-ку тесе ирех аратать

Ачасене савантарать. (Петух).Ку автан пулна-ске,терес,ачасем.

– Ку мен? Ку автан.

– Ку автан е качака? Ку автан.

– Ку автан е кушак? Ку автан

– Ку автан е сысна? Ку автан.

– Ку автан-и, Милена? Сапла, ку автан.

Автан менле юрлать? : «Ку-ка-ре-ку»(подражание).

Хотел Витя идти дальше, сделал шаг и остановился, даже испугался: перед ним

стоял кто-то большой — большой. А кто, угадайте. Му-ук! Та му-ук! Тесе чене

Васкаса утать килне.

Ситересшен вал сетне

Пирен печек пепкене. (ответы детей) Да,Сапла,терес,ене пулна. Она ласково замычала и не тронула мальчика. Но Вите стало

холодно и он решил согреться.

Ачасем,айтар-ха эпир те ашанса илер. Физкультминутка «Аша-сиве»

Воспитатель подытоживает всех животных, кого Витя встретил. Он

выставляет картины с изображением этих животных и закрепляет конструкцию :

кунта. унта.

Например: Кунта йыта, унта кушак.

-Ку мен? Ку йыта. (хоровые, индивидуальные, групповые ответы).

Терес, ку йыта. Кунта йыта

-Кунта мен? Кунта йыта.

-Ку мен? Ку кушак

Сапла, ку кушак.

Унта мен? Унта кушак.

-Унта кушак (хором, группами,индивидуально)

-Кунта йыта-и. Сапла., кунта йыта (ответы детей)

-Унта кушак-и? Сапла, унта кушак.

Фонетическое упражнение.

Дети. В этих чувашских словах : «кушак, качака, сысна, автан, хур, ене,

мен» живет один чувашский звук, который встречается только в чувашских

словах, больше нигде. Постарайтесь найти его. Для этого я назову чувашские

слова, вы слушайте внимательно и хлопайте тогда, когда вы его услышите.

Тимлен илтер «пус, кус, челхе, халха, ежик,самса, сус, ене, череп, кушак,собака, тиле,

сысна, хур, сулек,заяц, пулем».

Терес,маттур,ачасем!Это чувашский звук «Е» (хоровые, индивидуальные,

групповые ответы)

Чистоговорка. Эпе калатап,эсир вара манн хыссан калар.

е — е — е - ене

че — че — че — ку череп

ле — ле — ле - ку хитре тиле

ек-ек-ек-манан сене керек.

Маттур,ачасем.

Когда произносим этот звук губы округляются и вытягиваются вперед.

Дидактическая игра «мен сук?» - «Чего не стало»

Подвижная игра:»Кил картинче»Детям предлагают разделится по ролям,домашним животным. Воспитатель называет животных на чувашском языке,изображать это животное должен тот,кому досталась эта роль.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми подитожит занятие и поощряет.

Публикации по теме:

Конспект игровой деятельности с детьми 2 младшей группы по обучению детей татарскому языку Цель: Формирование у детей младшего возраста понятия «семья» и «дружба». Закрепи Обучающие задачи: Закрепить умения различать основные.

Конспект интегрированного занятия по физической культуре и изобразительной деятельности, для детей 6–7 лет «Витя и Микробус» Цели: - развивать двигательную активность детей; - воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу. Задачи: - закреплять.

Конспект НОД по обучению детей чувашскому языку «Кẽрхи ярмӑрка. «Осенняя ярмарка» Программное содержание Образовательные задачи Развивать интерес к историческому прошлому чувашского народа, желание освоить их в самостоятельной.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию (обучение чувашскому языку) «Килчĕ ыра çуркунне…» .

Конспект занятия по математике для детей подготовительной к школе группы «Витя Перестукин из страны невыученных уроков» Программные задачи: • Формировать навыки сложения и вычитания с помощью арифметической линейки, задействуя максимальное число анализаторов.

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку старшего дошкольного возраста по теме «Моя семья» Обучение татарскому языку. Тема: Семья (Гаил) Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению татарскому языку.

Обучаем детей чувашскому языкуОбучаем детей чувашскому языку Жизнь детей в детском саду строится под девизом: Это я. Я пришел в этот мир. Я - человек. Я не похожа других. Рядом со мной мои мама, папа,.

Рабочая программа кружка «Сятко» обучению мордовскому (эрзя) языку. (для детей 6–7 лет). Пояснительная записка Изучение мордовского языка в раннем возрасте особенно эффективно, т. к. именно дети дошкольного возраста проявляют.

Сценарий праздника в детском саду «Маша и Витя спешат в детский сад» Цель: расширение представления детей о государственных праздниках. Задачи: развивать эмоциональную сферу; формировать у детей стремление.

Театральная деятельность в детском саду «Как Маша и Витя весну искали» Театральная деятельность в детском саду. Как Маша и Витя весну искали. Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению детей чувашскому языку «Витя ялта» («Витя в деревне»)
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 20:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД