Получи документы

Рабочая программа кружка «Сятко» обучению мордовскому (эрзя) языку. (для детей 6–7 лет).

Елена Шестеркина
Рабочая программа кружка «Сятко» обучению мордовскому (эрзя) языку. (для детей 6–7 лет).

Пояснительная записка

Изучение мордовского языка в раннем возрасте особенно эффективно, т. к. именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации для дальнейшего изучения мордовского языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.

Публикация «Рабочая программа кружка „Сятко“ обучению мордовскому (эрзя) языку, (для детей 6–7 лет),» размещена в разделах

План кружка «Сятко» основан на программе «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия» А. И. Исайкиной и на примерном региональном модуле программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/авт. О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Коркина и др.

Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения и направлена на поэтапное формирование и развитие элементарных навыков устной речи у детей дошкольного возраста, составлена для детей 6-7 лет.

Программа рассчитана на 56 часов в год, по 2 часа в неделю.

Длительность занятий – 30 минут.

Прием осуществляется с начала учебного года по желанию детей. Занятия проводятся в групповой комнате. Соответствует санитарно – гигиеническим нормам.

Работа по данной программе осуществляется в доброжелательной атмосфере, на фоне доверительных отношений между педагогом и детьми.

Новизна

Новизна программы в том, что детей обучают мордовскому языку, из года в год, последовательно, систематически, что дает возможность детям понять разговорную речь. Эта программа является образовательной, так как в доступной форме позволяет детям разного возраста получить полноценные знания мордовского языка.

Участие родителей в этом процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в творческом объединении (дети – педагоги – родители)

Актуальность: каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.

В последнее время стало актуальным – обучение детей мордовскому языку не только в школе, но и в дошкольных учреждениях республике Мордовия.

Образовательная программа «Обучение детей мордовскому языку в дошкольных учреждениях республики Мордовия» и примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» ориентирован на восприятие и предназначен для детей 4– 7 лет, на пробуждение у ребенка интереса и стремления к обучению на мордовском языке.

Провозглашение мордовских языком наряду с русским, значительно повысило статус, что дало возможность обучать детей языку и как родному, и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Обучение дошкольников второму языку имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения.

Программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, языка, любви к нему.

Педагогическая целесообразность: приобщение детей к культуре мордовского (эрзя) народа, формирование у детей положительного отношения. Развитие языковых способностей у детей : память, внимание, речевой слух, владение любимыми произносительными навыками, воспитание у детей чувства принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу, воспитывать детей на лучших образцах мордовской народной культуры.

Цель программы : приобщение дошкольников к культуре мордовского народа, развитие творческих способностей у детей.

Задачи программы по мордовскому языку органично переплетаются с задачами, которые решаются в детском саду, дополняются и конкретизируются от этапа к этапу.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

обучение дошкольников мордовской (эрзянской) разговорной речи;

подготавливает прочную базу для успешного перехода к дальнейшему изучению мордовского языка в начальных классах общеобразовательной школы;

• способствует развитию интеллектуальных способностей, внимания и памяти, в целом положительно сказывается на развитие личности;

• создание условий для коммуникативно-психологической адаптации учащихся 6-7 лет к изучению эрзянского языка;

• расширение кругозора детей посредством знакомства с мордовскими праздниками, традициями.

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения :

• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том,

что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т. е. научиться говорить - говоря, слушать – слушая.

• принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;

• принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка;

• принцип игровой основы обучения.

Познание мира, познание неродного языка в детском возрасте чаще всего происходит в деятельностно-игровой ситуации. Игра - это главный мотивационный двигатель ребенка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке. «Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее значение невозможно».

Поэтому именно игровая методика определяет основной принцип обучения неродному языку в детском саду.

Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны :

-способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины;

- развивать его речевые способности ;

- развивать мотивацию, волю и активность детей;

- приучать дошкольников к коллективной и самостоятельной работе;

- развивать любознательность, артистизм и др.

Программа предполагает :

непрерывное знакомство с мордовским фольклором (песни, стихи, рифмовки, игры, поговорки, со сказочным материалом.

Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, познавательным потребностям и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.

Коммуникативно-познавательная деятельность в обучении детей является ведущей как в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе рисования, лепки, физкультурных упражнений, танцев, экскурсий на природу, игр, театральных представлений с использованием мордовского языка.

Взаимодействие с собеседником, предметами, картинками вызывает интерес, побуждает к ответной реакции.

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями :

Родительские собрания, консультирование, индивидуальные беседы, оформление тематических выставок, выставок детских работ по художественному творчеству (аппликация, рисование, экскурсии в краеведческий музей, музей им. С. Д. Эрзи, в Подлесную Тавлу, проведение викторин, подвижных игр, проведение мониторинга

В процессе обучения детей мордовскому языку согласно программе используются следующие основные методы:

-коммуникативный,

-наглядный,

-проектный.

Коммуникативный метод является верховным, доминирующим.

С помощью данного метода решается первоочередная задача - овладение элементарными навыками и умениями устного общения на раннем этапе изучения эрзянского языка.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.

Проектный метод позволяет реализовать межпредметные связи в обучении, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста.

Фактор педагога способствует успешному обучению неродному языку детей дошкольного возраста. Педагог обеспечивает развитие, познание и самоутверждение каждого дошкольника на основе максимальной помощи и поддержки, сочетания разнообразных путей-методов-подходов к обучению языку.

Методическое обеспечение программы

Основные формы и способы работы с детьми

• тематические занятия

• беседы

• игры-путешествия

• экскурсии

• викторины

• познавательные минутки

• дидактические игры

• сюжетно-ролевые игры

• подвижные игры

• физминутки.

Каждая тема рассматривается в течение двух-трех занятий и реализуется с позиции четырех основных направлений программы :

Социальное направление:

Я и моя семья

Социальные учреждения различной сферы города

Экономическое направление:

Профессии

Ресурсы города

Промышленные объекты

Экологическое направление:

Растительный и животный мир

Реки и озера

Охрана природы.

Культурно-историческое направление:

История моей семьи

История города

Культура и традиции мордовского и русского народа.

Тематика занятий разнообразна. Отдельные занятия приурочены событиям и праздникам («День Согласия, порядка и примирения», «День Матери», и т. д.) .

Дети очень любят играть. Поэтому очень часто играем: «В семью», «Магазин», «Зоопарк», «Аптека» и т. д. Каждая тема подкрепляется применением дидактических игр, подвижных игр, альбомов, презентаций со слайдами, физминутками, чтением стихов и рассказыванием сказок на эрзянском языке.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате изучения программы «Сятко» дошкольник должен знать:

- усвоить словарь, предназначенный для старшей группы;

-давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки (цвет, вкус, размер, принадлежность тому или иному лицу);

-рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, кто у него в семье);

-знать 1 -2 стихотворения, песенки, считалки, загадки и другие небольшие произведения музыкально поэтического творчества мордовского народа.

Кроме того, дошкольник должен уметь:

-уметь считать от 5- до 10;

-уметь вести небольшой диалог, используя активный и пассивный словарь

программного материала;

-уметь понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала.

Контрольно-измерительные материалы

1. Диагностика говорения.

Можно использовать для этой цели художественные картины или сюжетные картинки. Ребенку обычно говорят: «Посмотри, что прислали наши друзья-мордва, им очень хочется услышать, как ты расскажешь, что ты здесь видишь». Годится и любой другой вариант. После этого ребенку задаются простые вопросы на мордовском языке в рамках изученного материала, например “ Кого ты видишь?”, “ Сколько домиков здесь нарисовано?”. Вопросы заготавливаются заранее, каждый вопрос соответствует пройденной теме.

Диагностика аудирования.

Здесь используются записанные на аудионосители предложения, смысл которых ребенку предстоит понять. Можно прочитывать предложения. Ребенку говорим: “Нам по телефону позвонила мордовочка Алдуня, она хочет тебе кое – что рассказать. Слушай внимательно, а потом мы с тобой выполним задание”. Мы используем три записанные фразы на мордовском языке, например: “Я ем суп”, “ У меня красный мяч’’, “ Дай мне три цветочка’’.

Слушаем два раза. После этого по – русски просим ребенка из карточек, лежащих на столе положить на маленький столик картинку, где изображено:

1. То, что кушала мордовочка.

2. Игрушка, о которой рассказывала мордовочка.

3. Столько цветочков, сколько было у мордовочки.

Диагностика овладения программной лексикой.

Выбираем 4-5 тем, например “Огород’’, “Животные ”, “ Времена года”, “Моя семья ”. Соответственно каждой теме подбираем по пять картинок. Картинки вперемешку лежат на столе. Ребенку говорим: “ Давай с тобой играть, будто ты пришел в магазин и хочешь все это купить. Правило такое: если ты называешь слово по – мордовски, то ты можешь это купить. Постарайся купить как можно больше всего”.

Мониторинг достижения ребенка планируемых результатов освоения национального компонента

Фамилия, имя ребенка

Теоретическое содержание Практическое содержание

Проявляет интерес к мордовскому

языку Рассказ о себе Счет до 10 Знает

1-2стих. ,

считалки,

дразнилки

Рисует

морд. орнамент

по образцу Умеет вырезать

элементы узора по готовой разметке

н к н к н к н к н к н к

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

- Составление рассказа о себе.

- Чтение стихотворений, потешек, прибауток, колядок на мордовском языке.

-Проведение выставок детских работ

-Открытые занятия

-Конкурсы

-Праздники

Содержание образовательной программы

Теоретическая часть:

При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой обучения и жизнью. В работе с детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Воспитываю чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ. Углубляю представления о родном крае, детям даю элементарные сведения о республике

В кружке по изучению эрзянского языка «Сятко» работаю над произношением слов, разучиванием с детьми песен и стихов на эрзянском языке.

Закрепление изученного происходит в процессе обучения с детьми в свободное время, во время праздников, утренников, развлечений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение, усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

Реализовываю эти идеи через весь воспитательно – образовательный процесс, через все формы работы с детьми.

На занятиях при изучению языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и т. д.). Включаю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, заодно знакомлю детей с новыми словами.

А на занятиях по обучению языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.

Практическая часть

На втором этапе мы переходим к сюжетно-ролевым играм. Для этого нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой.

Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу, игрушку) которые помогают перенести диалог. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.

На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей :

Каждое занятие имеет свою оздоровительную направленность и включает в себя:

1. Беседы познавательного характера.

2. Упражнения и подвижные игры для освоения техники основных видов движений.

3. Упражнения на развитие равновесия и координации.

4. Дыхательная гимнастика.

5. Точечный массаж и самомассаж.

6. Упражнения на релаксацию.

Для успешного решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей. Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с темой занятий.

Материально-техническое обеспечение кружка «Сятко»

Литература:

1. «Мы в Мордовии живем» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О. В. Бурляева и другие. – Саранск: Мордов. кн. изд – во, 2011.

2. Мордовское декоративно-прикладное искусство в дошкольном образовательном учреждении : методические рекомендации/ авт. -сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина – Саранск: Мордов. гос. пед. институт,2013.-60с.

3. Уроки мокшанского, эрзянского. Н. Б. Голенков-С. ; изд. Дом «Писатель», 2006

4. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски. Учебное пособие. Н. Голенков-С. ; изд. Дом «Книга», 2009 и другие иллюстрированные книги о Мордовии.

5. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия : Программа и методические рекомендации// Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр финно - угорских народов; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск, 2007.

6. Методические разработки по обучению детей среднего дошкольного возраста эрзянскому языку. Упр. Образ. Город. Округа Саранск МУ «Информационно-методический Центр» ГМУ Национальных культур народов Поволжья, - Саранск, 2008.

7. Арзяня (Сундучок). Программа и методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста мокшанскому языку в условиях русскоязычного детского сада/ (В. М. Иванушкина, Е. Н. Неясова). – Саранск: Референт, 2013

8. Мордовский народный костюм : Альбом. /Сост. и авт. текста: Т. Т. Прокина, М. И. Сурина, Сост. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990

9. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»). Пособие для дошк. образ. учреждений Р. М. / Авт. – сост. Е. Н. Киркина. – Саранск:Мордов. кн. изд – во, 2004

Технические средства обучения

1. Магнитная доска с набором приспособлений для крепления

2. Магнитофон

3. Фланелеграф

Печатные пособия

Демонстрационный материал:

-предметные картинки,

- сюжетные картинки.

Альбомы:

- «Мордовская национальная одежда»,

- «Мордовия»,

- «Достопримечательности города Саранска»,

- Мой край, Мордовия моя»,

- «Заповедные места Мордовии»,

- «Саранск»

Картотеки:

- «Мордовский фольклор»,

- «Мордовские подвижные игры»

Дидактический материал

1. Стилизованная матрешка

2. Флаги: - российский,

- республики Мордовия

3. Куклы: - русская, татарочка,

мордовочка

4. Муляжи фруктов, овощей

5. Маски для театрализованных и подвижных игр

6. Предметы домашней утвари:

- самовар,

- горшок

- деревянная посуда,

- веретено,

- люлька.

7. Предметы декоративно-прикладного искусства:

8. Мордовские костюмы в иллюстрациях

9. Бубен

10. Флажки

11. Игрушки

Содержательное наполнение образовательной программы является приобщение дошкольникам традиции и обычаев своего народа и соответствует речевому направлению детей старшего дошкольного возраста. Хочется воспитать детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили её, дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов. Сохранение особенностей характера, которые присуще человеку мордовской культуры. В основе своей она христианская. Её суть – желание активного творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим детям.

Учебно-тематическое планирование на

2016-2017уч. год.

№ Темы Вид занятий Работа на занятии Кол-во

часов

1 Приветствие Ввод новой лексики Чтение диалога 1

2 Будем знакомы Активизация речевых умений Составление диалога 1

3 Вежливые слова Занятие с групповыми формами работы Работа с речевыми конструкциями 1

4 Счет Ввод новой лексики Разучивание считалки 1

5 Счет до десяти Ввод новой лексики Чтение и перевод текста 1

6 Времена года Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1

7 Любимое время года Знакомство с новыми речевыми конструкциями Составляем диалог по образцу 1

8 Сад Ввод новой лексики Чтение отдельных слов 1

9 Дары сада Активизация речевых умений и навыков Отгадывание загадок, составление рассказа по картине. 1

10 Овощи Ввод новой лексики 1

11 Уборка овощей Ввод новой лексики Чтение и перевод 1

12 Мордовские народные сказки. Путешествие Инсценирова-

ние 1

13 Еда Активизация речевых умений и навыков Составляем рассказ по картинке 1

14 Полезные продукты Повторение и обобщение темы Работа с текстом 1

15 Осень. Ввод новой лексики Чтение и перевод текста 1

16 Краски осени Активизация речевых умений и навыков Составляем предложения по картинкам 1

17 Дары осени Знакомство с новыми речевыми конструкциями Составляем текст-описание 1

18 В осеннем лесу Ввод новой лексики Работа с текстом 1

19 В лесу. Активизация речевых умений и навыков Работа с текстом, ответы на вопросы 1

20 Дикие животные Ввод новой лексики Составление рассказа о животном 1

21 Ждем зиму Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1

22 Приметы зимы Ввод новой лексики Работа с текстом 1

23 В зимнем лесу Активизация речевых умений и навыков Чтение и перевод 1

24 Зимние забавы Развитие речи Составляем предложения к рисункам 1

25 Мордовские народные сказки. Путешествие Инсценирова-

ние фрагментов сказок 1

26 Накануне Нового года Ввод новой лексики Составление коротких предложений по рисункам. 1

27 Новогодний праздник Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1

28 Новый год Презентация Конкурс чтецов 1

29 Домашние животные Ввод новой лексики Составляем рассказ 1

30 Уход за домашними животными Ввод новой лексики Чтение и перевод 1

31 Мое любимое домашнее животное Активизация речевых умений и навыков Составляем текст-описание 1

32 Моя семья Ввод новой лексики Чтение и перевод 1

33 Мои близкие Ввод новой лексики Работа с текстом 1

34 Помощь по дому Активизация речевых умений и навыков Чтение стихотворения 1

35 Дома Активизация речевых умений и навыков Творческая работа 1

36 Взаимоотношения в семье Активизация речевых умений и навыков Ответы на вопросы по рисунку 1

37 Домашние заботы Повторение и обобщение темы Тестовая работа 1

38 День защитника Отечества Ввод новой лексики Работа с новыми речевыми конструкциями 1

39 Подготовка подарка маме Урок творчества Составляем текст поздравления 1

40 Мамин праздник (украшение фартука) Игровые ситуации, развитие речи. Практическая работа 1

41 Дни недели Ввод новой лексики Работа с текстом 1

42 Дни недели Работа с литературой Чтение и перевод 1

43 Краски весны Ввод нововй лексики Рассказ по картинке 1

44 Птицы прилетели Ввод новой лексики Ответы на вопросы к тексту 1

45 Птицы - наши друзья Ввод новой лексики Чтение текста, ответы на вопросы 1

46 Родная сторонушка Активизация речевых умений и навыков Конкурс чтецов 1

47 Части тела Ввод новой лексики, учебное занятие Ответы на вопросы к тексту 1

48 Части тела Закрепление пройденного материала. Игровая ситуация 1

49 Чистота - залог здоровья Активизация речевых умений и навыков Ответы на вопросы, 1

50 Здоровье Активизация речевых умений и навыков Игровая ситуация 1

51 Композиторы Мордовии Слушание музыкальных произведений Песни мордовских композиторов 1

52 Разучивание прибауток и закличек на мордовском языке Ввод новой лексики Работа с литературой 1

53 Разучивание скороговорок, калядок на мордовском языке Активизация речевых умений и навыков Работа с литературой 1

54 Украшение закладки мордовским орнаментом. Активизация речевых умений и навыков Практическая работа 1

55 С. Д. Эрьзя -скульптор Активизация речевых умений и навыков рассматривание 1

56 Наши игры Активизация речевых умений и навыков Игровое занятие 1

57 Эрзянская женская национальная одежда Практическая работа Изготовление мордовского головного убора. 1

58 Повторение пройденного материала (мониторинг) Игровые ситуации. 1

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по мордовскому (эрзя) языку «В гости к весне» Конспект открытого занятия по мордовскому (эрзя) языку на тему: «Инжекс тундонтень» В гости к весне» Цель: Расширять представления детей.

Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИгры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Рабочая программа кружка «Краеведы» Утверждаю Зав. МБДОУ ДС № 15 ___Т. М. Денисенко __ ___ 2015 г Рабочая программа кружка «Краеведы» на 2015-2017 учебный год.

Рабочая программа кружка «Обучалочка» Рабочая программа кружка «Обучалочка» На 2016 – 2017 уч. год Содержание 1. Пояснительная записка 2. Календарно – тематический план 3.

Рабочая программа кружка по ИЗО деятельности «Весёлые ладошки» (приобщение детей к нетрадиционным техникам) Рабочая программа кружка по изо деятельности «Весёлые ладошки» (приобщение детей к нетрадиционным техникам изобразительного искусства) Пояснительная.

Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки» Содержание программы 1. Пояснительная записка….3 2. Календарно-тематическое планирование…7 4. Требование к уровню.

Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида» г. о. Саранск Принято «УТВЕРЖДАЮ» Решением.

Рабочая программа кружка «Экологическое окно» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Данная программа кружка «Экологическое окно» охватывает три основных направления образования, тесно связанных между.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 5–7 лет Детский ум ненасытен, он постоянно требует пищи. Психологи утверждают, что возможности головного мозга ребёнка используют всего 15-20%.

Рабочая программа театрального кружка «Сказочный мир» (для детей 5–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Анцирский детский сад» УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Анцирский детский сад».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Сятко» обучению мордовскому (эрзя) языку. (для детей 6–7 лет).
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 21:33
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД