Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как выращивают хлеб»

Светлана Борисенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как выращивают хлеб»

Цель: Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из главных продуктов в России, его очень трудно вырастить.

Задачи:

1) Закрепить знания детей о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей.

2) Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью.

3) Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Наглядный и демонстрационный материал:

картинки с изображением города: многоэтажные дома, заводы, фабрики, здания музеев, театров, широкие проспекты, улицы с разнообразным транспортом; и села: поля, уборка овощей, одноэтажные домики с садами, лес, ферма, табун лошадей и т. д. Колоски пшеницы и ржи. Демонстрационные картины с изображением различных работ в поле. Репродукция картины Шишкина И. "Рожь". Чёрный и белый хлеб, печенье, сушки.

Раздаточный материал: на подносах зёрна ржи и пшеницы.

Ход НОД:

Воспитатель выставляет перед детьми несколько картинок с изображением города и села, и предлагает детям внимательно их рассмотреть.

-Вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите и попробуйте все картинки разделить на две группы по какому-то одному общему признаку. (Предположения детей)

Если дети затрудняются это сделать, воспитатель выставляет одну картинку с изображением, например, поля и предлагает детям подумать, что можно ещё поставить к этой картинке, постепенно подводя детей к выводу о том, что все эти картинки можно разделить на две группы: те, что относятся к городу и те, что относятся к селу, деревне.

- Вспомните, чем отличается город от деревни? (Предположения детей)

Сегодня мы с вами поговорим об основной работе сельских жителей

Воспитатель убирает все картинки со стенда и выставляет на подносе чёрный и белый хлеб, сушки, печенье.

- Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят баранки, печенье, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают? (Из муки)

А что такое мука, и из чего её получают? (Предположения детей)

- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зёрна, трогают их руками) Посмотрите, все зёрна одинаковые? (Ответы детей)

На одном подносе лежат зёрна пшеницы, а на другом - зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи - длинные. Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

-А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей)

Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски пшеницы и ржи) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим, они также как и зёрна разные.

-Что же вы можете сказать вот про этот колосок? (Показывает колосок ржи) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зёрна у ржи длинные и колосок длинный.

-А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Он короче, а усики у него длиннее и зёрнышки круглее.)

-Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь или пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединилось два слова - хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?

-Что нужно для того, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю)

-А какая должна быть земля? (Ответы детей)

-Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот люди и вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника)

Воспитатель выставляет картинку с изображением полевых работ весной (на поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля) Что это за техника?Это трактор. Кто работает на тракторе? Тракторист. (Если это слово новое, то нужно повторить его хором)

На распаханное поле выходят другие машины - сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е. Трутнева:

По земле сырой, но жёсткой,

Там, где трактором прошли,

Неглубокие бороздки

В чёрной пашне пролегли.

И до вечера, и позже,

До полночи с темнотой,

Зёрна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

-Ка вы думаете, почему говорится, что зёрна сыпались до полночи? (Предположения детей)Это значит, что люди работают допоздна. А почему? (Предположения детей) Потому что растения нужно посадить в определённый срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зёрна в срок.

-Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах, о нём поэты сочиняют стихи.

-Посмотрите на картину И. Шишкина "Рожь". С чем можно сравнить хлебное поле? (Предположения детей) Многие сравнивают поле в морем. Как вы думаете, почему? (Предположения детей)

Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле ещё называют - нива. (Повторить это новое слово) Нива от слова низ, т. е. поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле, смотрите на картину И. Шишкина и слушайте стихотворение:

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе.

-Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины - комбайны. Посмотрите на картину. (Воспитатель выставляет картину с изображением комбайна)"Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт" - есть такая загадка про комбайн. А работает на комбайне комбайнёр. Что же делает комбайн? (Ответы детей) Он срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву-бункеру высыпаются в грузовые машины. (Воспитатель показывает иллюстрации) Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают-мелют. Получается мука.

-Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы)

-Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенье, баранки) А ещё из пшеницы делают манную муку. Смелют зёрна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа - можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

-Но не все зёрна отвезли на мельницу и смололи. Часть зёрен - самые лучшие, самые крупные - оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.

-Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? (Ответы детей)

- Хлеб-всему голова.

- Без хлеба нет обеда.

- Не шуба греет, а хлеб.

- Хлеб-батюшка, вода-матушка.

В России есть обычай - встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого обязательно маленькая солонка с солью. Тот, кого встречают обязательно должен отломить маленький кусочек каравая, обмакнуть его в соль и съесть.

-Теперь вы знаете откуда приходит хлеб на наш стол и я думаю, что вы тоже будете с уважением относиться к хлебу. Его нужно обязательно доедать: старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Хлеб нельзя бросать на землю, на пол: раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

Хлеб-главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их создал.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Проект. У народа есть слова: «Хлеб-всей жизни голова».Проект. У народа есть слова: «Хлеб-всей жизни голова». Данный проект актуален в наше время. Мы выбрали эту тему потому,что в жизни каждого человека понятие "хлеб" входит с рождения. И в сознании.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Сад и огород
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как выращивают хлеб»
Опубликовано: 20 октября 2013 в 09:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Если случаются конфликты между детьми в семье»
Конфликты между детьми случаются в семьях, где несколько детей. Причины, по которым может возникнуть такая проблема, разные. Ссоры между детьми могут...
Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах воды;...
Фотоотчет «Аппликация в старшей группе «Скворечник для скворушки»
Уважаемые коллеги! Очень уж хочется нашим деткам, что бы на территории детского сада поселились скворушки. Однако, после строительства нового корпуса...
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…»
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка. » Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в...
Конспект беседы о пожарной безопасности в группе раннего возраста.
Цель: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; познакомить детей с правилами пожарной...