Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «У истоков Курского края»

Татьяна Аболмасова
Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «У истоков Курского края»

Предварительная работа:

Знакомство с символами России, гербами Курской области и г. Щигры.

Знакомство с жизнью и бытом людей Курской губернии.

Знакомство с народным костюмом Курской области.

Знакомство с ремёслами и промыслами Курской области.

Знакомство с играми и песнями родного края.

Знакомство с Кожлянской игрушкой.

Поход в краеведческий музей.

Задачи:

Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, чувство национальной гордости за свой край.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы „У истоков Курского края“» размещена в разделах

Воспитание и развитие у детей дошкольного возраста интереса к объектам национальной культуры.

Уточнять и расширять знания детей о народных промыслах и ремёслах Курской области.

Обобщить знания детей о быте, одежде и предметах домашнего обихода наших предков.

Прививать любовь к национальному творчеству.

ХОД:

Дети и гости в группе.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей, здороваемся с ними.

В. : –Ой, ребятки, по-моему, мы здесь не все! А где же Маша?

(Маша входит из приёмной с куклой одетой в Курский народный костюм.)

Маша: - Извините, я задержалась, куколку из шкафчика доставала. (Показывает)

Кирюша: - Могла бы и попозже достать! Тем более такую! Хотя кукла вроде ничего, но одежда у неё странная.

Маша: - Много ты понимаешь! Между прочим, в старину именно так одевались!

В. : - А кто же ей такой костюм сшил?

Маша: - Бабушка.

В. : - Какая она у тебя молодец! Ведь сейчас на Машиной кукле самый настоящий Курский народный костюм! В старину по костюму можно было определить, откуда человек родом. Это нам в музее рассказывали, но, к сожалению, Кирюши в этот день в детском саду не было. Давайте, получше рассмотрим наряд Машиной куколки. (Рассматриваем и комментируем.)

- На ней надет сарафан, раньше его шили из тонкой домотканой шерсти. Сарафаны, которые носили каждый день, были окрашены в чёрный или тёмно синий цвет, а те, что одевались по праздникам, были красными или малиновыми. Позади видны такие складки - гофрировка. Эти складки никогда не расходились и не гладились. В целях экономии ткани переднюю часть сарафана не гофрировали, а прикрывали завеской. (Показываем.) По подолу сарафан украшен красной тесьмой – штанчиком. Также украшалось оплечье, в данном случае – полосками из ткани и иногда шнуром из металлических нитей.

Завеска - это высокий передник из домотканого полотна с рисунком. По подолу украшался ажурным шитьём. Он всегда соответствовал ансамблю костюма.

Рубаха – состоит из двух частей: верхней - «стана», сшитого из более хорошего материала и нижней – «подставы», которая шилась из грубого материала, мешковины. Стан рубахи изготовлялся из фабричной однотонной ткани с рисунком. Рукава рубахи широкие, книзу присобранные на манжет. Когда девушка танцевала, подняв руки вверх, рукава рубахи напоминали крылья.

На голове женщины носили кокошники, платки.

Пояса – с давних времён - это необходимая часть одежды, как женской, так и мужской. Поясом подпоясывали рубахи, сарафаны, верхнюю одежду которая никогда не имела застёжки. Пояса были разные узкие и широкие и изготовлялись на ткацком станке. Узор чаще всего был полосатым. На концах пояса украшались махрами, бисером, стеклярусом, атласными лентами. Без пояса, как и без креста, ходить было нельзя. Распоясать человека означало его обесчестить. Для жениха и невесты пояса украшались по-особенному.

Так одевались женщины. Мужчины одевались в клетчатые рубахи и порты (штаны). Подпоясывались поясами.

Из обуви - были плетёные из бересты лапти.

В. : -Между прочим, в музее нам не только про костюм рассказывали. Давайте вспомним, о чём мы там узнали и поделимся своими знаниями с другими. (Дети садятся на стульчики)

Давным-давно, много-много лет назад, когда ещё не родились наши прапрапрабабушки, наше государство называлось не Россия, а Русь. Всё было совсем не так как сейчас. Конечно, раньше тоже жили люди, но их было не столько сколько нас сейчас. Они тоже носили одежду, но она была другой, а многих вещей – машин, телевизоров, телефонов, холодильников - не было, их придумали и создали гораздо позднее. Нам в это даже поверить трудно. Вот в эти времена, на просторах Киевской Руси, появились первые поселения людей, в том месте, где располагается наш областной центр.

Кстати, а как он называется?

Дети: - Курск.

В. – Правильно, Курск. Это было в конце 9 века. Чуть позже, в период правления князя Владимира Святославовича, был основан город Курск. Своё название он получил от реки Кур. Очень многие города строились на берегу рек. А какие ещё Курские реки вы знаете?

Дети: - Сейм, Тускарь.

В. : - Правильно. Скажите, а в нашем городе протекает река?

(Ответы детей)

В. : - Там, где Вырдовский пруд, текла река Лесовая плота, а где городской пруд река Щигор. Хотя есть мнение, что эти две реки имели одно название.

Поэтому наш город называется – …

(Ответы детей)

В. : - Щигры. Скажите, а на месте нашего города всегда был город?

(Ответы детей)

В. : - Когда-то наш город был селом, которое называлось Троицкое. Но в 1779 г. Екатерина II подписала указ о переименовании с. Троицкое в город Щигры. Это и стало днём рождения нашего города. Может кто-то помнит, когда он?

(Ответы детей)

В. : - День рождения нашего города 23 мая 1779г. В этот же день учредили и состав Курской области, раньше говорили губернии, в её состав входили 15 уездов – районов, мы сейчас так говорим. Состав уездов потом немного изменился.

Состав населённых пунктов менялся, но все они входили в состав великого государства – России. Все мы знаем, что каждое государство имеет свои символы: герб, гимн, флаг. Для чего они нужны?

(Ответы детей.)

Гимн – это песня, которую исполняют в особо важных и торжественных случаях. Какие цвета присутствуют на флаге нашего государства? Как выглядит наш герб?

(Ответы детей) (Сопровождаются показом изображений символов)

Свои гербы есть и у каждого города: есть он у Курска (показываю, есть герб и у нашего небольшого родного города.

Что изображено на гербе нашего города? Найдите его среди других.

(Дети выполняют)

В. : - Герб нашего города – это щит, разделённый на три части, в верхней три куропатки, в одной нижней части на красном поле - ружьё, а в другой на зелёном поле золотой серп. Куропатки говорят о принадлежности нашего города к Курской области. А ружьё и серп говорили о том, что здесь места благоприятные для охоты и выращиванию хлебов. Герб нашего города был утверждён 8 января 1780г.

Кирюша: - То, что люди только охотились, да хлеб выращивали – это я понял. А откуда же тогда всё остальное бралось? Одежда, посуда, да и вообще всё-всё.

В. : - Герб всего лишь символ, а люди жили также как и везде. Представьте: я умею шить одежду, а Кирюша делать посуду. Я куплю у Кирюши горшок или миску, чтобы было, куда класть кашу, а Кирюша купит у меня одежду. Иногда люди не продавали, а менялись, деньги ведь тоже не всегда были. То, что мы сейчас называем профессией – тогда называли ремеслом или промыслом. Кто помнит, какие ремёсла были в Курской губернии?

(Дети называют ремёсла и уточняют, какие изделия получались в том или ином ремесле.)

В. - Многие из предметов, которые были сделаны мастерами- ремесленниками мы видели в краеведческом музее. Наверное, кое-какие похожие предметы вы могли видеть и у своих близких. Кстати, я тоже нашла некоторые старинные вещи и из них создала свой мини музей. Хотите посмотреть? Тогда предлагаю вам и гостям пройти в музыкальный зал.

(Идём в музыкальный зал)

В. : - Смотрите, здесь почти музей. Давайте рассмотрим предметы, вспомним их названия и уточним к какому из промыслов их можно отнести.

(Дети рассматривают предметы и делают свои выводы о них)

Но чем бы люди не занимались, чтобы было веселее, они пели. Пели не только за работой. На праздники не только пели, но и водили хороводы и карагоды. Помните, чем они отличаются? (Уточняем.) Давайте и мы с вами исполним куплет одной из Курских народных песен.

(Дети поют)

В. : - Вы так хорошо пели, как самые настоящие Курские соловьи! Ведь наша область издавна славиться песнями наших соловьёв. Их ласково называли «соловушками». Шло время. Менялась одежда людей, менялись и создавались новые предметы быта и техники. Не изменились только эти маленькие птички, песни которых мы и сейчас можем слышать тёплыми летними вечерами.

- Скажите, а менялось ли жильё людей? (Ответы детей)

-Сейчас мы с вами живём в домах, а раньше люди жили в избах и хатах. Кто помнит, чем отличалась изба от хаты? (Ответы детей)

-Помните, как называлась та часть избы, где находилась печь? (Теплушка) Правильно. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.

Для чего печь нужна была людям? (Ответы детей)

-Вдоль центральной стены располагалась лавка, которая к ней же и крепилась. Возле другой стены стояли скамейки. В «красном» углу висела икона. Скажите, а угол на самом деле был красным? Что значит красный? (Дети отвечают) Стол, как правило, тоже стоял в красном углу. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенах висели расшитые белые полотенца, на полу - самотканые дорожки. На стенах висели разные полочки, на которых стояла посуда и другая утварь.

Но самое главное в любом жилье - не важно, дом ли это как сейчас, или изба, а может хата, как раньше, красит его не столько внутреннее убранство, сколько её хозяева. Ведь самый красивый дом тот, в котором живут добрые, гостеприимные люди. А так как раньше дорогих гостей встречали хлебом с солью то и про дом говорили что он «хлебосольный». Бывало что хозяева сами хлеб не каждый день ели, а гостей старались угостить.

У нас с вами сегодня тоже много гостей и мне очень хочется, чтобы они считали нас умными, добрыми и гостеприимными хозяевами, поэтому предлагаю устроить чаепитие и угоститься чем бог послал.

- На этой сладкой ноте наше занятие подходит к концу. Во время занятия мы постарались вспомнить о том, что узнали ранее о жизни и быте наших далёких предков и надеюсь, что смогли поделиться этими знаниями с другими.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда на участке детского садаПредметно-развивающая среда на участке детского сада Предметно- развивающая среда на участке детского сада «Теремок» города Щигры Курской области». В летний период важно создать на участке.

Вечная память героям. Видео Мой дед - Слюсарев Иван Андреянович родился в!924 году в с. Урыв Острогожского района Воронежской области. Ему было 17 лет, когда началась.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «У истоков Курского края»
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 13:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД