Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

Лихачева Ирина
Конспект НОД по познавательному развитию «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по познавательному развитию

ознакомление с окружающим миром

Тема: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие».

Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательная:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Кто в куклы не играл, тот счастья не видал“» размещена в разделах

- Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;

- активизировать словарь детей за счё т слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная;

- побудить детей понимать назначение куклы;

-помочь детям изготовить тряпичную куклу «Пеленашку»;

Развивающая :

- развивать мелкую моторику рук;

- помочь детям осознать, что люди заботятся о них, создавая игрушки;

Воспитательная:

- воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:разучивание хороводнойигры «Золотые ворота», пальчиковой гимнастики «Тряпичные куклы»; рассматривание картинок, иллюстраций русской старины, тряпичных кукол -оберегов»

Методы и приё мы:

игровые: игра, сюрпризный момент;

словесные: беседа, вопросы, повторение пальчиковой гимнастики, физкультурные минутки.

наглядные: показ видео – ролика «Путешествие в прошлое куклы»,презентация «Тряпичная кукла «Пеленашка».

практические: физкультминутка, пальчиковая гимнастика «Тряпичные куклы», изготовление тряпичной куклы «Пеленашки»;

Материал, оборудование:народный костюм, атласные ленты, корзина, пластмассовая кукла, кукла – врач, кукла – космонавт, старинная кукла из дерева – «полено», кукла из глины, кукла из соломы, коллекция тряпичных кукол - оберегов, картинкикукол из дерева, из глины, из соломы, из ткани, из пластмассы;лоскут хлопковой или льняной ткани; лоскутки цветного ситца; нитки, для набивки вата.

I. Вводная часть.

Организационный момент:

Детей встречает воспитатель в русском народном костюме под музыку «В гостях у сказки».

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте, ребята.

-Говоря по обычаю «здравствуйте» мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.

-За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

- Спасибо за прекрасные улыбки.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое. Для этого предлагаю завязать ленты и сделать из них карусель. Далее берё мся за руки и с закрытыми глазами произнесем таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое, приди!» прокружившись хороводом по кругу, мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся!

- «У русского народа гостям всегда рады»

II. Основная часть:

Воспитатель: Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас. (Дети принимают решение, что надо образовать круг и рассаживаются на ковре)

-Посмотрите, что это такое? (показываю корзину)

- Она не простая, волшебная.

-Чтобы узнать, что в ней лежит, мы попробуем отгадать загадку.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

-Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? …ответы детей.

-Правильно, это кукла!

- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы?

- А у вас есть куклы? ответы детей.

Вот эту свою любимую куклу я сохранила до сих пор.

- Из какого материала она сделана? …ответы детей.

- Если она из пластмассы, значит она какая? …ответы детей.

-Удобны такие куклы, как вы считаете? …ответы детей.

-У кого пластмассовые куклы есть дома? …ответы детей.

-Что могут делать современные куклы? …ответы детей. (Ходить, танцевать, говорить, петь, кушать, закрывать ресницы и т. д.).

-У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

- Ее можно приводить в порядок? ответы детей.

-Правильно. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду.

У современных кукол даже есть дома, мебель, посуда. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т. д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна.

Воспитатель. – А сейчас я хочу познакомить вас с куклами наших далёких предков. Они передаются по наследству, из поколения в поколение. Вырастает девочка, становится мамой, и куклы своей дочке передаёт.

(Дети рассаживаются на стульчики, чтобы было видно презентацию, возле воспитателя).

Видео – ролик «Путешествие в прошлое куклы»

Вот такой куклой играла моя прапрабабушка.

Это кукла «полено». Повяжет мама платок, наденет юбку, и кукла модница готова. Показываю и даю для обследования.

- Как вы думаете, из чего она сделана? …ответы детей.

-Если она из дерева, значит она какая? …ответы детей.

-Правильно, деревянная. Интересно с ней играть? Почему? …ответы детей.

-Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная.

Но, раньше, не было других кукол, и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

Воспитатель. А вот такой куклой играла моя прабабушка. Показываю и даю для обследования

-Дети из чего сделана эта кукла? (из глины) Если она из глины, значит она какая?

-Правильно, глиняная.

- Да, ребята, человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Вот для игры любимым детям взрослые лепили кукол.

-Интересно играть с такой куклой?

- Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся, одежду на неё не наденешь. Если упадёт, то может разбиться. (Показ эксперимента ребенком - бросает глину)

-Чем отличается глиняная кукла от деревянной? …ответы детей. (Появились руки и выражение лица, раскрашивали угольками)

Глину использовали много лет тому назад, а сейчас используют глину в производстве? Что сейчас делают из глины? …ответы детей

-Правильно, из глины делают кирпич, различную посуду, вазы, кашпо для цветов, керамическую плитку и т. д.

Физкультурная минуткапроводится в виде элементов хороводной игры «Золотые ворота».

Золотые ворота, пропускают не всегда,

первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз не пропустим мы вас

Воспитатель:А вот этой куклой играла моя бабушка. Показываю и даю для обследования. Из чего она сделана?. ответы детей

-Правильно из соломы. Значит она какая?. ответы детей (соломенная)

-Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла.

- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему? …ответы детей. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть, причесать…Проведение опыта детьми - ломают солому.

Воспитатель. Что объединяет всех кукол? …ответы детей

- Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером и т. д.).

Моделирование «Расставь все по порядку».

- А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.

-Посмотрите, у меня есть вот такие картинки. Картинки кукол разных времен разложены на столике. Давайте с вами создадим последовательность появления куклы.

-Из какого материала сделана эта кукла на картинке?

После того, как рассматриваем все картинки кукол, обсуждаем, из чего сделана каждая кукла на картинке, дети прикрепляют на магнитную доску картинки кукол из разного материала по порядку - последовательность появления куклы.

-Какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?

- Из каких материалов? (Из дерева, из глины, из соломы, из ткани, из пластмассы).

-Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с очень интересными куклами из прошлого.

Пальчиковая гимнастика «Тряпичные куклы»

С нами ты уже знаком- руки согнуты в локтях перед собой,

лани вверх; сжимание и

разжиманиекулачков,

растопырив пальцы.

Мы из ярких лоскутков: хлопки ладонями с усилием.

Людям помогаем похлопывание ладонями по груди.

И обрегаем. обнимают себя обеими руками.

Кукла Куватка, кукла Кубышка,

Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка. загибают поочерёдно пальцы

на левой

руке пальцами правой руки.

Кукол в корзинку мы соберём ладони соединены, раскрыты

«корытцем».

И на полку в музей отнесём. ладони соединены, раскрыты

вверх.

-Я вам покажу коллекцию тряпичных кукол, которая у нас есть в нашем детском саду.

Показ тряпичных кукол.

-Посмотрите перед вами куклы – самоделки.

- Как вы думаете, почему они так называются?. Ответы детей

-Правильно это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали из подручного материала: соломы, бересты, травы,веточек, лоскутиков.

- Давно–давно были вот именно такие куклы.

А вот такой тряпичной куклой играла моя мама. Показываю и даю для обследования. Дети, почему она так называется? …ответы детей

-Тряпичная кукла, потому что ее крутили из старой одежды, ношенной отцом или матерью. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать на тряпочки. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость.

- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь? … ответы детей

-Посмотрите и скажите, чем она вам нравится? ответы детей.

-Обратите внимание, что общего у всех тряпичных кукол?. ответы детей.

Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось.

Отсутствие лица было знаком того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил. Эта кукла была всегда с ребенком и служила ему нянькой, т. е. она была его оберегом. Ее так и называли оберег или берегиня.

Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом, но главная была ее задача - оберегать и защищать детей.

-Вы с мамами дома сделали куклу – оберег, расскажите про эту куклу.

-Как называется ваша кукла? Почему так называется?

-Отчего оберегает?Из чего сделана кукла?

Дети 2- 3 ребенка рассказывают про куклы – обереги, которые сделали дома с родными.

- Вы хотите иметь куколку – оберег?

Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас.

Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Еще до рождения ребенка, мамочка мастерила куклу - пеленашку, самый первый оберёг младенца, чтобы он рос здоровым.

-Предлагаю сделать куклу «Пеленашку».

Презентация «Тряпичная кукла «Пеленашка»

Слайды 1 -3

Последовательность выполнения работы –куклы «Пеленашки»

-Для работы нам понадобится:

-лоскут хлопковой или льняной ткани;

-лоскутки цветного ситца;

-нитки, атласная лента;

-для набивки вата.

- Делается наша кукла только с добром и чистыми помыслами.

-А теперь потрём ладошки! Чувствуете сколько тепла в ваших руках, сколько энергии? Тепло наших рук, положительную энергию мы передадим нашим куклам. Дети садятся за стол, под спокойную музыку делают куклу.

-А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось. Вы можете играть своими куклами «Пеленашками» в свободное время.

3. Заключительная часть

- Расскажите, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?

- Какую куклу мы с вами делали сегодня?. ответы детей.

-С коллекцией, каких кукол мы познакомились?. ответы детей.

-Почему кукол делали без лица?. ответы детей.

-Как нужно обращаться с куклами?. ответы детей.

- Не следует выбрасывать старую куклу, лучше вместе с мамой ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду.

Старые люди вспоминают, что раньше очень бережно относились взрослые и дети к куклам. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их хранили в специально отведенных корзинах, ларчиках, сундуках. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Рефлексия. Вот и закончилась наша встреча. На столе цветочки: синие и красные. Возьмите красный цвет, если понравилось, синий, если что – то не понравилось.

Публикации по теме:

Фотоочерк «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал»Фотоочерк «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал» . Л. Рыбакова Фотоочерк «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал» (Фото сделаны мною в день посещения выставки, с разрешения Администрации.

Фотоотчет о выставке в Орловском краеведческом музее «Кто в куклы не играл — тот жизни не узнал»Фотоотчет о выставке в Орловском краеведческом музее «Кто в куклы не играл — тот жизни не узнал» Детство – самый главный этап человеческой жизни, в нем закладывается фундамент будущей личности. Через кукольный мир дети входят в жизнь.

Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные»Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные» Конспект НОД "Дикие животные" Программные задачи: Познавательное развитие: - учить называть диких животных, видеть сходство и отличия,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой»Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой» Конспект НОД по познавательному развитию (мир человека) «Со светлой Пасхой» Тема: «Светлая пасха». Духовно-нравственное воспитание в детском.

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Воздух вокруг нас» Форма организации: по подгруппам Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект ОД по познавательному развитию «Изготовление куклы-оберега из ткани» Звучит русская народная музыка и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме. -Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени»Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени» Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: обогащение знаний о дарах природы-фруктах посредством дидактических игр и упражнений.

Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебная глина» Волшебная глина. Программное содержание: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 08:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД