Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Наталья Пташинская
Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

«Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Время проведения 40 минут.

Цель: упражнять в составлении описательного рассказа; закреплять знания детей о зимующих птицах;

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы „Составление описательного рассказа о зимующих птицах“» размещена в разделах

Обучающая: расширять представление детей о зимующих птицах; уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»; упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;

Развивающая : закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие; развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать мышление, память, внимание;

Воспитательная: воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Оборудование: презентация "Зимующие птицы в природе"

Предварительная работа:

Чтение детям описательных рассказов о зимующих птицах, просмотр картинок, фотографий, прослушивание пения птиц, отработка движений "как летают птицы".

Дидактический материал:

-Стихотворение "Здравствуй зимушка-зима!" Георгия Ладонщикова;

-Загадка о синице;

-Игра "Узнай птицу по словесному описанию";

-Мнемосхема для составления описательного рассказа;

-Пример описательного рассказа о синице;

-Физминутка.

Ход НОД:

Вводная часть:

Актуализация темы:

ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА - ЗИМА!

Здравствуй, зимушка-зима!

Белым снегом нас покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый -

Здравствуй, зимушка-зима!

Вьется след замысловатый

От полянки до холма.

Это заяц напечатал -

Здравствуй, зимушка-зима!

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях -

Здравствуй, зимушка-зима! (Георгий Ладонщиков)

-Ребята, может быть кто-нибудь догадался, о ком пойдет сегодня речь?

-Мы сегодня поговорим о зимующих птицах.

Актуализация знаний:

Упражнение "Кто как поет?"

Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц. (1-2 минуты)

-Дети, вчера мы с вами читали о зимующих птицах. Давайте сейчас вспомним снова о них и поиграем в игру "Узнай птицу по словесному описанию".

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими округлыми крыльями. Клюв к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят плотно прижавшись друг к другу нахохлившись. (Воробей)

2. Это красивая птица, у нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса-галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, брюшко-желтое. (Синица)

3. У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела- черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подъхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)

4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост- черные; спина голубовато-серая, а брюшко- красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь)

5. Голова, крылья, хвост у этой птицы- черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)

6. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья- черные, а остальное тело- серое. (Ворона)

-Молодцы, ребята, узнали всех птиц.

-Давайте все встанем и проведем физминутку. (Как летают птицы. Дети по очереди показывают движения руками, остальные повторяют)

- Сейчас мы с вами будем готовиться к школе. Будем учиться составлять интересные рассказы.

-Отгадайте загадку и узнаете про кого будет наш сегодняшний рассказ.

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится —

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится. (синица).

-На столах у вас план-схема. По ней будем составлять рассказ о синице. Я буду помогать вам. (Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, по памяти; воспитатель задает наводящие вопросы, напоминает детям о прочитанном ранее, например: -Как пели синички во время просмотра презентации? - Какие звуки они издавали)

Пример описательного рассказа о синице.

Внешний вид синицы: подвижная, вертлявая птица. Крупная синица — размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост, чёрную голову и шею с синим отливом, бросающиеся в глаза белые щеки, жёлто-зелёный верх (спину) и жёлтый низ. На крыле заметна тонкая белая поперечная полоса.

Синица не мигрирует, не улетает на зиму в теплые края, улетает только в очень суровые зимы.

Гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах. Часто встречаются в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках.

Летом питается в первую очередь мелкими насекомыми (жучками, комарами, мошкой) и червями, улитками и гусеницами. Зимой употребляет в пищу ягоды и впавших в зимнюю спячку летучих мышей. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма,

охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.

Самка откладывает около 12 яиц и высиживает их в одиночку, хотя оба родителя кормят птенцов, делая две кладки в год с конца января по сентябрь. Самец охраняет свое гнездо. Гнезда могут разорять дятлы и белки.

Синица поет 3-5 разных песен. Песня синицы — громкий перезвон «ци-ци-ци-пи», «ин-чи-ин-чи», крик — звонкое «пинь-пинь-чрррж». Весной однообразная песня «зин-зи-вер», «зинь-зинь». Она то нежно и тихо посвистывает, то заведё т громкую перекличку: «пинь-пинь-пинь», то испуганно затрещит: «пинь-тарара». Песня часто звучит при общении между членами пары, либо когда птица возбуждена.

Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит большую пользу природе. С ними работают ученые.

Рефлексия:

-Молодцы, ребята, вот как много мы с вами уже знаем о зимующих птицах нашего края!

-Вы расскажите дома маме и папе о том что сегодня делали?

- О чем вы хотите рассказать?

- Что понравилось больше всего?

(Играли в игру, отгадывали загадку, составляли рассказ, видели фильм про зимующих птиц).

-Вы будете наблюдать за птицами во дворе и на даче, в лесу? (Да)

-Вы хотите сегодня на прогулке отнести корм для птиц в кормушку? (Да)

Публикации по теме:

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа. Тема: «Зимующие птицы». Задачи: 1. Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 11:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД