МААМ-картинки

Конспект НОД по речевому развитию «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период»

наталья киселева
Конспект НОД по речевому развитию «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период»

«Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» Старшая группа

Образовательная область «Развитие речи».

Цель: Обогащения словарного запаса детей, формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоционального восприятия музыки, двигательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период“» размещена в разделах

Дать детям представление о взаимосвязях природных явлений и животного мира.

Закрепить представления детей об осени как времени года, ее признаках.

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.

Развивающие :

Развивать внимание, память.

Улучшать общую моторику и координацию движений.

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы,

развивать коммуникативные навыки.

Речевые :

Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.

Активизировать словарь: рябинник, хмурень, листопадник,листопад, грязник.

Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Воспитательные:

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: животным.

Дидактический материал:Слайды осенних пейзажей, изменений в животном мире; мяч, костюм осени, письмо, изображения зайцев, белок, осеннего и зимнего леса.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе. Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень». Дидактические игры. Разучивание песен, танцев, хороводов на осеннюю тему.

Ход занятия.

Воспитатель:

Мы построим с вами круг,

слева друг и справа друг,

никуда не выходи ты из круга доброты.

Давайте пожелаем друг другу «Доброе утро»

Давайте пожелаем нашим гостям добра (Доброе утро)

Занимайте свои места (дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель –Осень (в костюме) :

Здравствуйте дети!

Очень в гости к вам спешила

И котомку прихватила.

А в котомке той, ребятки,

Игры, шутки и загадки.

Вот вам первая загадка:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь Елочек и сосен

Так кто же Я, ребята …. (осень)

Осень : Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Послушайте стих о сентябре.

В сентябре ещё не грустно:

Тёплый полдень, всё в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И ещё зелёной шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Ребята, сентябрь- это первый месяц осени, начало осени.

А в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому:

Сентябрь - хмурень, листопадник.

(показ слайдов)

- А почему сентябрь хмурень? (Начинает портиться погода, начинаются дожди. Солнце светит, но не греет, быстро темнеет, небо покрыто темными тучами, становится холоднее)

- А листопадник? (Листья желтеют, краснеют, кружаться, опадают укрывают землю золотым ковром, начинается листопад.)

Представьте, что вы не дети, а осенние листья. Подойдите ко мне ближе, все вместе мы большое красивое осеннее дерево. Подул легкий ветерок, листики зашелестели, заулыбались, им весело шелестеть друг с другом. И вдруг подул сильный ветер, листики стали отрываться от веток и лететь (дети имитируют движение). Они летят легко, красиво, ветерок играет с ними, листики кружатся, веселятся, танцуют свой последний осенний танец, и вдруг они касаются земли и тихо-тихо ложатся на землю.

Вам понравилось быть листиками?

Второй месяц осени октябрь.

А сейчас послушайте стихотворение об октябре:

Сеет дождик в октябре

Лужи на дороге.

В жёлтой кружатся листве

Осени тревоги.

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.

в народном календаре октябрь называли мокрохвост, грязник.

-Как вы думаете, почему мокрохвост?

Дети: Часто идет холодный дождь. (Мокрохвост)

- а грязник?

Дети: От дождя на улицах грязно. (Грязник)

Ноябрь это третий месяц осени.

А сейчас послушайте стихотворение о ноябре.

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь – невзрачный.

В ноябре деревья спят

Прибит дождём осенний сад.

Дождик кончится. Потом,

Покроет снег своим ковром.

А ноябрь называли - предзимник, ворота зимы.

- Почему ноябрь – «предзимник»? (После ноября начинается зима, последний месяц перед зимой, ворота зимы).

Воспитатель –Осень :

Видите, что я бываю разной: ранняя осень – веселая, радостная, поздняя - грустная и печальная. Осень приносит нам разное настроение, то грустное, то весёлое. Многие композиторы писали музыкальные произведения об осени. Послушайте отрывки из произведения «Времена года»П. И. Чайковского.

Какая здесь осень?

Дети: пасмурная, дождливая,грустная, печальная, скучная, тоскливая, унылая, хмураяхолодная.

Покажите, какое у вас настроение. (Эмоция грусти (Эмоциональная гимнастика)

А вот другая мелодия. Какая здесь осень?

Дети: Веселая, радостная, золотая, солнечная, светлая, разноцветная, яркая.

Вот и наше настроение изменилось. Мы стали улыбаться, нам стало весело. Покажите, какое у вас настроение. (Эмоция радости)

Воспитатель –Осень : Я хочу поиграть с вами.

У меня разноцветный мяч:

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель –Осень : (образование прилагательных)

Ребята скажите, какой я бываю:

Когда идет дождь - дождливая.

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Когда дует ветер – ветреная.

Давай подуем как ветер. (дыхательная гимнастика)

Сначала тихо "У-у-у-у-у-у", потом посильнее "У-у-у-у-у-у", а сейчас подует сильный ветер "У-у-у-у-у-у".

(Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса:"У-у-у-у-у-у", подражая завыванию ветра).

Воспитатель: Ребята смотрите, чтоэто?

Дети: письмо.

Воспитатель:Ветер принес нам письмо. Давайте посмотрим от кого?

Обратный адрес: Лесная поляна.

«Здравствуйте дети! На лесной поляне состоялось собрание зверей. Мы хотели принять решение: пора ли нам готовится к зиме?

Получилось так, что одни считает, что пора, а другие говорят что рано. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. А как вы думаете, мы сможем помочь зверям? (Да).

А какие звери были на лесной поляне, мы узнаем, если отгадаем загадки.

1. Страшный, серый и свирепый

Он на всех наводит шок.

Все зверушки разбежались.

Испугал зверушек (Волк)

2. Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

3. Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу… (Медведь)

4. Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? – (Заяц)

5. Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг побежала. (Ёж)

Осень : А какие эти животные?

Дети: Это дикие животные.

Осень : А почему их называют дикими?

Дети:Они живут в лесу, сами находят себе еду.

Хотите поиграть с ёжиком

«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

Будем с ёжиком играть.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребё нок гладит шарики ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Осень : осенью становится холоднее. А как животные готовятся к зиме, вы знаете?

Осень : Ребята, а как готовится к зиме белка?

Дети: белка собирает шишки, орехи, желуди и прячет их в дупло, меняет шубку с летней на зимнюю.

Осень : У каждой белочки по всему лесу много "кладовочек"в которых она делает припасы. Белка готовится к зиме, не только делая припасы. Не забывает она и поменять летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба у белки сероватая, и гораздо теплее, чем летняя.

Осень : - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки всерой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)

Осень : -Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые. Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов.

Осень : А как медведь готовится?

Ответы детей: Медведи все лето набирают жир: едят траву, ягоды, мед. Ложатся в берлогу и спят всю зиму.

Осень : Лес щедро угощает медведей грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успевают медведи накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.

Осень :А волк готовится к зиме?

Ответы детей - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.

Осень : Волки живут семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся.

Осень : А как готовится к зиме ёжик?

Ответы детей: ёж наедается, готовит нору.

Осень : Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору или сами роют её, утепляют сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.

Осень : Ребята, а вы знаете, как готовится к зиме заяц?

Ответы детей: у зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу не было его видно, питается молодыми веточками, корой деревьев, прячется под ветками ели.

Осень :Зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Заяц интересно меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней - уши, но не до самих кончиков: они остаются черными.

Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу)

Осень : - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. ( Раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого).

Приложите изображения зайцев к иллюстрации и определите, какой заяц менее заметен на снегу.

Осень :Я рада, что вы с вами нашли доказательства, что осенью звери должны готовиться к зиме, самому холодному времени года. Я очень рада, ребята, что побывала у вас в гостях. Увидела, что вы очень много знаете об осени, о природе. Мне пора с вами прощаться, меня звери ждут. А вы сейчас понаблюдайте за осенними листочками только глазами. (падает листочек настоящий или бумажный)До свидания.

В это время Осень переодевается – приходит воспитатель.

Кто к вам приходил в гости?

Что нового узнали?

Какое настроение у вас?

Публикации по теме:

«Хит-парад природных явлений» Дидактическая познавательно — развивающая игра«Хит-парад природных явлений» Дидактическая познавательно — развивающая игра Цель: дидактической игры: ознакомление с окружающим миром и основными явлениями в природе Задачи: Закреплять и расширять знания детей.

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период Март 1. «Кто больше назовет действий» Направление.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период Декабрь 1. «Какой? Какая? Какое?» Направление работы:.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на осенний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе (осенний период) Сентябрь 1. «Кто как разговаривает?» Направление работы:.

Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые»Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые» Цель: Закрепление у детей знаний о жизни насекомых. Задачи: 1. Учить детей различать насекомых по внешним признакам; 2. Расширять у.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе в осенний период РАЗВИТИЕ РЕЧИсентябрь1. Творческое рассказывание «Поговорим по телефону». Задачи: познакомить с особенностями диалоговой речи, учить отвечать.

Перспективный план по речевому развитию детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) на осенний период Сентябрь отводится на адаптацию малышей, поэтому занятия начинаем проводить с октября. ОКТЯБРЬ. 1 неделя - «Позови меня» Цель. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период»
Опубликовано: 24 октября 2023 в 17:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД