Папки-передвижки

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Таратушки Полховского Майдана» (5 фото)

Голощапова Анна
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Таратушки Полховского Майдана»

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Таратушки Полховского Майдана»

Конспект НОД по рисованию в средней группе

Тема: «Таратушки Полховского Майдана»

(дети 4-5 лет)

Публикация «Конспект НОД по рисованию в средней группе „Таратушки Полховского Майдана“» размещена в разделах

Давно забытое русским человеком слово ТАРАТУШКА ассоциируется с чем-то милым, весёлым, шутливым, со словом – безделушка и это очень близко по смыслу. В интернете можно найти это слово в значении - выпечка, булочка. Издревле в печку вместе с большими хлебами, пирогами с краю клали маленькие булочки для детишек в виде маленьких лепёшек, крендельков, забавных птичек, зверюшек. Реже можно встретить слово таратушки – игрушки от слова – тараторить, таратусить, трещать, шутить.

В селе Полхов-Майдан Нижнегородской области производят таратушки – игрушки : матрёшки, пасхальные яйца, птички-свистульки, яблоки и грибы-копилки. Славные, щедро украшенные яркой росписью игрушки привлекают наших детей. Первое, к чему тянется рука ребёнка впервые посетившего выставку народного творчества – полхов-майданская музыкальная шкатулка.

Начиная со средней группы, ребята знакомятся с Полхов-Майданской росписью, упражняются в раскрашивании контурных рисунков. Это очень похоже на процесс росписи деревянных изделий Полховского Майдана, так как сначала на деревянную заготовку наносится тушью черный контурный рисунок, который потом заполняется яркими красками. В старшей группе ребята могут сами сделать контур выбранного элемента простым карандашом и раскрасить изображение красками. В подготовительной к школе группе многим ребятам уже под силу выбрать элементы росписи для собственной композиции и украсить ими силуэты игрушек из бумаги.

Ребята студии «Разноцветные ладошки» получили возможность украсить деревянные заготовки игрушек, в том числе музыкальных инструментов.

Фото «Таратушки Полховского Майдана»

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема: «Таратушки Полховского Майдана»

Реализация образовательных областей ФГОС: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: закрепить знание об одном из российских народных промыслах: таратушки Полховского Майдана.

Задачи образовательные:

-закрепить понятие народный промысел, Полхов-Майданская роспись, таратушки;

-познакомить с элементами росписи: ягоды, цветок шиповника, завиток;

- познакомить с основными цветами: малиновый, желтый;

- упражнять в умении аккуратно раскрашивать контурные изображения: вначале вдоль контура, затем середину;

- закреплять навыки тщательной промывки кисти, просушки её о салфетку при наборе на кисть краски другого цвета.

Задачи развивающие:

- развитие творческих способностей;

- развитие психических процессов (память, воображение, восприятие, мышление).

Задачи воспитательные:

- воспитывать бережное, заботливое отношение к предметам искусства, развивать эмоциональную отзывчивость.

Материалы: Петрушка-игрушка или костюм Петрушки (может быть колпак, который воспитатель надевает, играя роль Петрушки и снимает, когда говорит от себя). Презентация «Полхов-майдановские таратушки», игрушки русские народные, музыкальные инструменты и музыкальная шкатулка с Полхов-Майданской росписью. Листы А4 с контурными изображениями Полхов-Майданских игрушек, папка с файлами и надписью «Полхов-Майдановские таратушки». Гуашь, кисти №3-4, вода, салфетки. Запись русской плясовой.

Приё мы: Сюрпризный момент - музыкальная шкатулка с Полхов-Майданской росписью и приход Петрушки (игрушка или взрослый). Мотивация – раскрашивание изображений игрушек для Петрушки. Презентация. Игра на русских народных музыкальных инструментах. Физкультминутка «Танец под игру музыкальной шкатулки», описание приёмов работы.

Словарь: таратушки, Полхов-Майданская роспись, цветок шиповника

Предварительная работа. Рассматривание игрушек, матрёшек, украшенных разными видами росписи. Фотографий. Обучение и закрепление рисования элементам росписей на полосе бумаги, силуэтах с изображением предметов быта, игрушек (дымковская, филимоновская, каргопольская и др.).

Конспект НОД по рисованию в средней группе - фото
Фото №1 Конспекты занятий

Игра на музыкальных инструментах. Работа с раскрасками и гуашью. Лепка русских народных игрушек.

Фото №2 Все конспекты Конспект НОД по рисованию в средней группе Тема Таратушки

Рекомендации родителям: Просмотр с детьми фильмов о Полхов-Майданской росписи, культуре русского народа. Предлагаем родителям присоединиться к нашему движению мастеров народных промыслов и расписать дома заготовки игрушек. Можно использовать акриловые, темперные краски или раскрасить простой гуашью с последующим покрытием их лаком. Работы принести в детский сад на выставку «Ярмарка мастеров».

Ход НОД

Воспитатель обращает внимание детей на вставку «Народные промыслы России», предлагает найти и назвать знакомые игрушки. Дети называют дымковску. И филимоновские игрушки, матрешку. Воспитатель предлагает рассмотреть матрешку, назвать цвета и элементы росписи, обращает внимание на черный контур. Затем за ширмой заводит музыкальную Полхов-Майдановскую шкатулку и спрашивает. Что это звучит? Дети отвечают. Ширма убирается и дети рассматривают шкатулку, рассказывают о том, что видят, сравнивают роспись на матрёшке и шкатулке. Приходят к выводу, что они одинаковые.

Воспитатель говорит, что эта роспись называется Полхов-майдановская и предлагает детям посмотреть презентацию о ней. В селе Полхов-Майдан изготавливали из дерева игрушки и назывались они таратушками. Издревле в печку вместе с большими хлебами, пирогами с краю клали маленькие булочки для детишек в виде маленьких лепёшек, крендельков, забавных птичек, зверюшек. Реже можно встретить слово таратушки – игрушки от слова – тараторить, таратусить, трещать, шутить.

В селе Полхов-Майдан Нижнегородской области производят таратушки – игрушки. В семьях Полхов-Майдановцев создают расписные токарные изделия: куколки-матрёшки, пасхальные яйца, птички-свистульки, яблоки-копилки, вазочки, круглые шкатулки и пеналы, грибы для штопки, солонки. Мужчины заготавливают из липы и осины чурки и делают заготовки для росписи на токарном станке, а женщины-красильщицы расписывают их. Это ремесло передаётся от отца к сыну, от матери – к дочери. При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно

выполненному контуру, который наносят при помощи туши.

Виды элементов росписи: цветок – мальва, яблочки, листочки, усики, завитки, ягоды шиповника. Этими элементами украшаются таратушки и музыкальные инструменты.

Воспитатель показывает детям гусли, барабан, свистульку, ложки и трещотки, расписанные полхов-майданской росписью и предлагает сыграть на них под русскую плясовую. Ребята делятся на две подгруппы, одни – музыканты, они играют, другие - танцоры – они танцуют. Включается запись плясовой. Дети играют и танцуют. Затем подгруппы меняются местами. (Игра - замена физкультминутке).

По окончании появляется Петрушка (игрушка Петрушки за которую говорит воспитатель, ряженный взрослый, либо воспитатель надевает колпак и играет роль Петрушки, когда надо говорить свои слова снимает колпак)

Петрушка восхищается тем, как дети хорошо играют и танцуют, говорит о том, что заглянул к ним, услышав музыку и веселье. Но сам он сильно расстроен от того, что нес своим друзьям альбом с рисунками, попал под дождь и все краски с рисунков смылись, остался лишь контур с изображениями рисунков. А он так хотел показать своим друзьям, какие красивые бывают таратушки.

Воспитатель предлагает ребятам помочь Петрушке и раскрасить рисунки снова. Ребята соглашаются, вспоминают приёмы работы при закрашивании красками. Выбирают характерные цвета для Полхов-Майданской росписи и приступают к работе.

По окончании рисования из работ составляется альбом: «Полхов-Майданские таратушки». Рисунки вставляются в файлы, чтобы дождь больше не смог намочить их. Ребята отвечают на вопросы Петрушки: что украсили, какой росписью, какие цвета использовали и какие элементы.

Петрушка благодарит ребят, говорит о том, что он эти рисунки сфотографирует для своих друзей, покажет им фотографии, а сами работы оставит нам на память. Петрушка предлагает сделать памятное фото вместе с детьми, благодарит всех, прощается и уходит.

Памятное фото воспитатель распечатывает на принтере и вкладывает в альбом с рисунками «Полхов-Майдановские таратушки», который остается в уголке изодеятельности.

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Моряк»Конспект НОД по рисованию в средней группе «Моряк» Цель: расширение знаний о военно-морском флоте, создание образа матроса с помощью изобразительных материалов. Задачи: Сформировать первичные.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Снегурочка»Конспект НОД по рисованию в средней группе «Снегурочка» Конспект НОД по рисованию в средней группе на тему: «СнегурочкаЦель: развивать художественные способности в процессе рисования. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Новый дом» Цель: обучение передаче в рисунке впечатлений от окружающей жизни, правильному расположению изображения дома на листе. Задачи:учить детей.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Почтальон» Цели: закрепление представления о необходимости труда взрослых; рисование атрибутов почтальона. Задачи: обобщить знания детей о профессии.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Снеговик»Конспект НОД по рисованию в средней группе «Снеговик» Программное содержание. Отрабатывать у детей умение рисовать предметы круглой формы; способствовать развитию фантазии, творческой инициативе.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Воробьишко»Конспект НОД по рисованию в средней группе «Воробьишко» Программное содержание. Продолжать знакомить с особенностями и техникой рисования цветными карандашами, актуализировать знания о правилах.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Сороконожка»Конспект НОД по рисованию в средней группе «Сороконожка» Конспект НОД в средней группе. Рисование "Сороконожка" Цель: закреплять умение рисовать круги. Задачи: учить передавать цвет и форму.

Конспект ООД по рисованию «Подснежники» в средней группеКонспект ООД по рисованию «Подснежники» в средней группе Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Подснежники» в средней группе Программное содержание: Расширить знания.

Конспект ООД по рисованию в средней группе «Петя-петушок»Конспект ООД по рисованию в средней группе «Петя-петушок» Конспект ООД по рисование в средней группе «Петя - петушок» Цель: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия по рисованию «Бабочки» в средней группеКонспект занятия по рисованию «Бабочки» в средней группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию: клясография и.

Автор публикации:
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Таратушки Полховского Майдана»
Опубликовано: 8 мая 2021 в 15:43
+304Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД