МААМ-картинки

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» (1 фото)

Людмила
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»

Программное содержание:

• Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы;

• Воспитывать интерес к коренному народу Ханты – Мансийского округа;

• Познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов;

• Познакомить детей с иголкой и наперстком, объяснить им необходимость в работе;

• Развивать интерес к шитью иголкой и наперстком различных изделий.

Публикация «Конспект НОД по ручному труду „Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси“» размещена в разделах

Материал к занятию: иголка, игольница, нитки, наперсток, ткань, ножницы, магнитофон, записи музыкальных произведений хантыйского поэта Ю. Шесталова.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в гостях у коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси. Давайте рассмотрим с вами предметы народного быта ханты.

Основная часть.

Дети рассматривают фотографии хантыйских изб на стойбище, рассматривают предметы народного быта ханты (туесок для сбора ягод сделанный из кореньев кедра; берестяная колыбель для младенцев; сани - “нарты” для перемещения; ложки из дерева; игольницы для игл; мешочки для рукоделия, в которых хранятся игольницы, нитки, иголки, ножницы)

- Ребята, что, мы с вами сейчас рассматривали.

- Я познакомлю вас с культурой быта Обско-угорских народов, к ним относятся национальности ханты и манси. Живут они на родовых угодьях (стойбищах).

- Где живут ханты?

- Дома у них бревенчатые; хозяйственные постройки на больших высоких столбах, где они хранят продовольственные запасы. На столбах этих сделаны рубцы, чтобы зверь не смог забраться. Труд женщины и мужчины разделен. Издавна женщина занималась ведением хозяйства, мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных. Женщины обско-угорских народов изготовляли предметы быта сами, оформляя их орнаментами. Они вкладывали всю свою душу. На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Женщина работала в зимнее время. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка” и т. д. В орнаменте в яркой форме раскрываются эстетические вкусы народа, богатство и национальное своеобразие народа, чувство ритма, понимание цвета и формы.

Игра «Слушай внимательно!»

Воспитатель перечисляет одежду, обувь хантыйского народа. Дети услышав название хантыйской одежды, обуви - хлопают в ладоши, если нет, топают ногами, (Перчатки, малица, платок, пальто, бурки, сокуй, плащ, нырики, сапоги, тапки).

- Сегодня мы с вами, подружимся с такими друзьями, как иголка и наперсток

Воспитатель показывает, хантыйскую игольницу.

- Вы видите, что у мастерицы иголка и наперсток тоже лежат в определенном месте.

Дети рассматривают изделия.

- Где лежит иголка и наперсток?

- Наперсток нужен мастерице, чтобы не уколоть пальцы. Хантыйская мастерица обшивала всю семью. Для того чтобы обшить всю семью приходилось шить долгими вечерами и днями. Вот и мы с вами сегодня будем шить иголкой по ткани.

Работа за столом, сопровождается Хантыйской, спокойной музыкой.

- У вас у каждого на столе иголка, наперсток и ткань. Давайте пошьем по ткани, (иголка идет на вас, а наперсток помогает иголке быстрее продвигаться вперед по ткани). Этому делу нельзя научиться сразу, но вы всему научитесь. Как идет иголка?

- Для чего нужен наперсток?

Дети по ткани делают разные стежки.

- Что вы сегодня делали?

- Молодцы, хорошо вы шили.

Рефлексия.

- А сейчас, расскажите по очереди, какие чувства вы ощущали, когда рассматривали предметы быта, какие чувства испытывали, когда шили?

Дети рассказывают, о тех чувствах, которые испытали, когда работали с иголкой.

- Дети, с чем вы сегодня познакомились?

Рассматривание готовых работ.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект НОД по ФЦКМ «Знакомство с предметами быта: прялкой и веретеном» для детей старшей и подготовительной группы Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство с предметами быта: прялка и веретено» в ст., подг. группе.

Конспект НОД по ручному труду из природного материала в средней группе «Забавные ежата»Конспект НОД по ручному труду из природного материала в средней группе «Забавные ежата» Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование из разного материала. Цель: Учить детей создавать поделки.

Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка»Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка» Цель занятия: • Ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и изготовить русскую береговую куклу на основе традиционной технологии.

Конспект НОД по ручному труду «Подарок для новогодней елочки» Конспект НОД по ручному труду: «Подарок для новогодней елочки» Задачи: - учить детей делать новогоднее украшение для новогодней елки из.

Конспект НОД по ручному труду «Снежинка в технике пластилинографии» в разновозрастной группеКонспект НОД по ручному труду «Снежинка в технике пластилинографии» в разновозрастной группе Конспект НОД по ручному труду «Снежинка» в технике пластилинография в разновозрастной группе. Цель: придумать узор изготовить снежинку.

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Новогодняя елочка»Конспект НОД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Новогодняя елочка» Конспект НОД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Новогодняя елочка». Цель: создание условий для развития творчества детей.

Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект НОД по ручному труду «Коралловая ветка» Тема: Коралловая ветка. Воспитатель: Хохрякова Е. В Возрастная группа: подготовительная. Форма НОД: художественное творчество. Форма организации.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»
Опубликовано: 31 января 2018 в 09:05
+212Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД